Одна из важнейших задач на современном этапе – это поиск путей увеличения учреждениями культуры собственных внебюджетных доходов

  1. В сфере культуры несколько лет назад сложилась парадоксальная ситуация, когда бюджетное финансирование культуры было очень мизерным, а альтернативные источники финансирования еще не сформировались и тогда очень остро стоял вопрос не просто о развитии культуры, а хотя бы о сохранении того потенциала (кадрового, м/технического) который еще остался.

В среде работников культуры, в прессе активно обсуждался вопрос о коммерции в культуре. Мнение специалистов было неоднозначно и выделялись 4 позиции:

- коммерция в культуре недопустима, а значит бюджетное финансирование – единственный источник выживания культуры;

- коммерцию следует признать как некую неизбежность;

- в культуре допустимы и даже желательны некоторые элементы коммерции;

- культура может выйти из кризисного состояния только путем коммерческой деятельности.

  1. А сейчас мы разберем два типа два пласта культуры.

1.Во все времена существовала и будет существовать, так называемая, фундаментальная культура – культура, несущая в себе огромный духовно-нравственный потенциал, обеспечивающая преемственность традиций. Это классическое и современное искусство, традиционная народная культура (ремесла, фольклор, народные обряды и праздники)

2.Параллельно существует культура массовая, коммерческая, удовлетворяющая повседневную потребность населения в отдыхе, в восстановлении физических сил, в развлечениях. Эта культура понятна и доступна широким слоям населения и поэтому население готово за нее платить – это дискотеки, ночные клубы, казино, компьютерные центры, дансинги…

Поэтому массовая культура в отличие от фундаментальной развивается на принципах самофинансирования. Прибыль, полученная за счет проведения массовых мероприятий направляется на развитие фундаментальной культуры.

Фундаментальная культура требует внешних источников финансирования (бюджетных, спонсорских, меценатских). Полученные таким образом средства идут на разработку и реализацию конкретно-целевых программ культурного развития «Народные ремесла», «Эстетическое воспитание молодежи», «Дети Беларуси». Часть средств расходуется на содержание учреждений фундаментальной культуры – театры, музеи, выставочные залы, Дома фольклора, ремесел.

Если повнимательнее присмотреться к работе современных культурных учреждений, то в их деятельности прослеживаются два типа культуры. С одной стороны клубы и ДК в основном ориентированы на развитие национальной (фундаментальной) культуры, а с другой – в их деятельности все большее место занимают коммерческие формы работы. Это досуговые мероприятия, основанные на использовании дорогой техники – игровые автоматы, компьютеры, видеозалы.

Таким образом, современные клубные учреждения занимают промежуточное положение среди учреждений фундаментальной и массовой культуры. Возможно, здесь заложены преимущества клубной работы. То есть статус и положение клубных учреждений свидетельствует в пользу внедрения платных услуг.

Сегодня 100% бюджетное финансирование культуры невозможно и следует преодолеть иждивенческие настроения как у населения, так и у клубных работников в отношении «бесплатности клубных услуг». Следует искать альтернативные способы финансирования культуры – через социально-творческие заказы, внедрение платных форм работы – дисковечера, игровые и шоу-программы, аукционы, лотереи и т.д.

Очень многих смущает сам термин «платные услуги», который в нашем сознании ассоциируется со сферой бытового обслуживания. Услуг может и не быть, но культурно-коммерческие формы досуга (ККФД) – термин более приемлемый в клубной практике.

ККФД – это те формы организации досуга населения, на которые есть спрос и за которые это население готово и в состоянии платить деньги. В этом смысле в качестве ККФД могут выступать и традиционные концерты художественной самодеятельности и ультрасовременные шоу-программы с использованием новейшего светомузыкального оборудования, если только они способны удовлетворить спрос жителей вашего региона.

Ассортимент возможных видов ККФД достаточно широк и зависит от:

- возможностей клубного учреждения;

- профессионализма его работников;

- спроса у населения.

Платные услуги клубных учреждений населению

Обучение в кружках и коллективах народного творчества, художественной самодеятельности, студиях, на курсах и т.д.

- игре на музыкальных инструментах

- пению

- актерскому мастерству

- танцам

- изобразительному и декоративно-прикладному искусству

- иностранным языкам

- кройки, шитью, моделированию

- декоративной косметики

- массажистов, парикмахеров

Организация любительских клубов и объединений

- художественных

- технических (моделирование)

- коллекционеров

- знакомств

- семейного отдыха

- группы здоровья

- клуб любителей тенниса

- шейпинг-клуб

- видеоклуб

- интернетклуб

Организация и проведение

- танцевальных вечеров

- дискотек

- вечеров отдыха

- тематических вечеров

- праздников, фестивалей

- семейных торжеств

- гражданских семейных обрядов

- литературно-музыкальных гостиных

- балов, карнавалов, огоньков

- развлекательных программ, шоу-программ

- новогодних представлений

- концертов художественной самодеятельности

- спектаклей

- презентации

- для семейного отдыха

- поздравления на дому

- мероприятий для организаций и предприятий

Художественно-оформительские работы, выставки-продажи изделий народного творчества, видеосъемка, запись фонограмм, услуги тамады, бильярд, игровые автоматы, компьютерные классы, прокат костюмов, музыкальных инструментов, оздоровительные комплексы с современными тренажерами, игровые комнаты для детей (с воспитателем), предоставление оркестров, ансамблей, самодеятельных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального оформления семейных торжеств.

Несмотря на некоторые неблагоприятные факторы (низкая зарплата на селе, низкая платежеспособность населения, снижение численности населения и т.д.) учреждения культуры не только сохранили инфраструктуру культуры на селе, но и увеличили количество предоставляемых платных услуг.

Анализируя тенденции развития внебюджетной деятельности за последние годы можно отметить рост объемов внебюджетных доходов учреждений культуры.

За счет чего достигнут этот рост?

1. Это поэтапное укрепление материально-технической базы учреждений культуры, что дало свои положительные результаты по активизации работы с населением.

2. В сельские учреждения культуры в последние годы пришло работать большее число специалистов, предложивших новые услуги: ксерокопирование, набор и распечатка текстов, работа в Интернете и т.д.

3. С введением в действие агрогородков и площадок филармонического и театрального обслуживания значительно увеличился объем доходов от платных услуг, оказываемых сельскому населению.

4. Изменились подходы к оценке профессиональной деятельности работников учреждений культуры. Здесь в основу положены инициатива, стремление самостоятельно зарабатывать деньги и бережно относиться к тому, что предоставляет государство.

Инфраструктура услуг в сфере культуры и досуга в городской и сельской местности несопоставимо отличаются.

Это обусловлено:

- количеством потребителей;

- их платежеспособностью;

- объемом свободного времени.

Потребителями платных услуг является небольшое количество сельских жителей, в основном – это молодежь. Основная же часть потребителей посещает бесплатные массовые мероприятия (праздники, ярмарки и т.д.)

Для развития внебюджетной деятельности сельской культуры главным направлением деятельности должно стать:

1. Расширение ассортимента и объемов платных услуг, оказываемых населению в сочетании с обеспечением государственной поддержки и социальной доступности культурных благ.

2. Обеспечение учреждений культуры специалистами в области менеджмента и маркетинга.

3. Разработка стимулов для развития рыночного сектора в сфере культуры, способствующих работе со спонсорами и меценатами.

4. Совершенствование нормативно-правовой базы.

 

 

                                           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: