Клопкова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8 г.Петровска»
Предмет: родная литература
Класс: 9
Тема: Красота в лирической миниатюре В.Крупина «Сбрось мешок!»
Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя Владимира Крупина, его лирической миниатюрой «Сбрось мешок!», на ее примере подвести учащихся к осмыслению того, что такое красота и в чем она проявляется.
Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к теме урока, пробудить у них познавательный интерес.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, познавательную самостоятельность, развивать устную речь.
3. Прививать навыки творческого применения полученных на уроке знаний, развивать письменную монологическую речь.
Ход урока:
1. Этап развертывания проблемы. (Стадия вызова)
|
|
Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мне хочется поговорить с вами о красоте. В литературе ей посвящено множество произведений, в которых авторы спорят о том, «что есть красота и почему ее обожествляют люди», способна ли она спасти мир. Конечно, у каждого настоящего писателя есть свое представление о красоте. А как вы думаете, что такое красота?
Учащиеся предлагают свои варианты ответа на предложенный вопрос. Самые интересные из них можно записать на доске.
(Красота – это всё прекрасное. Красота – это совершенство. Красота – это гармония и радость жизни. Красота – это понятие неоднозначное, каждый человек видит ее в чем-то своем. Красота – это что-то высокое, что волнует душу, вызывает восхищение)
2. Сегодня мы познакомимся с небольшим произведением Владимира Крупина - русского писателя.
Один из учеников, получивший опережающее задание и подготовивший сообщение, рассказывает об основных этапах жизни и творчества писателя.
(Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал школьным учителем, корреспондентом в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах. Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей РФ, членом редколлегии журнала «Новый мир».
|
|
В 90-е годы был редактором журнала «Москва». Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику. В настоящее время он живет в Москве, преподает древнерусскую литературу в Академии живописи. Написал более 30 книг, многие из которых включаются в школьную программу.
Владимир Крупин пишет произведения и для взрослых, и для детей. Многие его рассказы очень небольшие по объему, поэтому часто их называют «крупинками».
Учитель. Это действительно так. Многие рассказы В.Крупина из-за их небольшого объема называют еще и лирическими миниатюрами. Что такое лирическая миниатюра? Миниатюра - это маленькое произведение. Лирическая - значит поэтическая, волнующая, образная, передающая чувства героя, состояние его души.
3. (Стадия осмысления)
Учитель. «Сбрось мешок!» Так называется лирическая миниатюра, с которой мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
Учитель задает предваряющие чтение произведения вопросы
· Предположите, о чем может рассказывать автор в миниатюре под названием «Сбрось мешок!»? (учащиеся высказывают свои предположения)
· Что такое мешок? (это сшитая из мягкого материала упаковка с завязками)
· Для чего и где мешок нужен? (нужен в быту для переноски грузов или хранения чего-либо)
· Почему мешок нужно сбросить? (потому что он тяжелый)
· Чем необычно заглавие произведения?
(в заглавии автор употребил глагол в повелительном наклонении, слово «мешок»)
· Как вы думаете, есть ли связь между рассуждениями о красоте и заглавием рассказа «Сбрось мешок!»? (нет, это слишком разные вещи, понятия)
4. Учитель. Вы хорошо отвечали на мои вопросы, размышляли, но я вновь спрошу: «Какая связь между рассуждениями о красоте и названием рассказа «Сбрось мешок!»? Чтобы ответить на него, нам нужно обратиться к тексту произведения.
Чтение с остановками. Направляемое чтение
(Учитель раздает первую часть текста и выразительно читает)
Владимир Крупин «Сбрось мешок!»
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло.
Учитель задает классу вопросы
|
|
· От какого лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? Что вы узнали о герое? (повествование ведется от первого лица, от лица пожилой женщины по имени Варя, которая вспоминает свою тяжелую трудовую юность)
· Что можно сказать о речи героини? (простая, безыскусная, живая, в ней много разговорных слов: тятя, в девках, не увидь)
· Какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью? (Так говорят наши бабушки, деревня, народ. Устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности)
· Какой еще герой присутствует в 1 части? (отец героини)
· Как Варя называет своего отца и почему? (героиня называет его тятя, потому что в русском народе так традиционно называли отцов).
· Что вы можете сказать об отце героини? (он отец большого семейства, ему приходится много работать, он жалеет свою дочь, которая трудится наравне с мужчинами)
· Какую работу выполняли Варя и ее отец? (грузили на баржу тяжелые мешки с картошкой)
· Докажите текстом, что работа была очень тяжелая. (к вечеру ноги подгибаются, мешок к земле пригибает, промокла, продрогла, прокляла)
· Что «прокляла» героиня? (и работу, и жизнь)
· Кто первой части рассказа говорил о красоте? (отец Вари)
· Так есть ли связь между рассуждениями о красоте и названием рассказа? (Есть. Отец обратил внимание на красоту, он сказал дочери: «Посмотри-ка, какая красота. Сбрось мешок!»)
Учитель. Давайте еще раз перечитаем слова, которыми заканчивается первая часть этой лирической миниатюры: «Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло»
Предположите, что увидела героиня?
Учащиеся высказывают свои предположения
4. Учитель. Давайте посмотрим, оправдаются ли ваши предположения.
(Учитель раздает вторую часть текста и выразительно читает)
Думала - пожар. Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.
Учитель задает классу вопросы
|
|
· Что увидела героиня рассказа, какую красоту? (Радугу, солнышко)
· В. Крупин дал подсказку на то, что увидит героиня. Найдите ее. (Радуга бывает после дождя, а в миниатюре есть слова «…дождь шел», «к вечеру дождь перестал»)
· Как вы считаете, что несет в себе сравнение «как будто умылась»? (Умываемся чем? Водой. Вода делает человека чище. А здесь разве о воде? Нет, о красоте.)
5. Чтение учителем 3 части.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
· Найдите в 3 части ключевое предложение, объясняющее, что произошло с героиней рассказа, что она поняла. (Увидела красоту, отец указал)
· Найдите в третьей части миниатюры разговорное слово, которое передает состояние очарования красотой? (обомлела)
· Как подействовала красота на девочку, дочку героини? (Избавила ее от жадности, научила замечать прекрасное в обычном. Красота исцеляет душу человека, делает добрее, чище, бескорыстнее)
6. Учитель. Отец научил Варю замечать красоту, а Варя передала это своей дочери. Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира. Это важно, потому что от этого и душа становится красивее.
Запись на доске:
Отец – Варе:
«Посмотри-ка какая красота». «Сбрось мешок».
Варя – дочери:
«Подожди, не убегут ягоды, ты полюбуйся».
Дочь – внучке Вари:
«Смотри, какие цветы; смотри, какие облака»
Учитель. Какой вывод можно сделать, проанализировав эту запись?
(Красоту увидеть легко, но не все на это способны. Поэтому старшему поколению нужно учить своих детей и внуков видеть красоту, а молодому поколению необходимо этому учиться, чтобы передавать это умение своим детям. Люди, умеющие видеть красоту, обладают красивой душой. Они лишены пошлости, не способны на жестокость)
7. Учитель.
· Как теперь вы ответите на вопрос, какое значение имеет слово «мешок» в названии данного произведения? (Мешок – это символ забот, заполняющих нашу повседневную жизнь)
· В чем смысл заглавия произведения? Что автор подразумевал под призывом «Сбрось мешок»? (Автор призывает жить не только трудами и заботами, но и уметь отвлечься от обыденности, повседневности, замечать красоту мира вокруг себя, открывать ей свою душу. Только тогда человек сможет распрямиться и почувствовать себя счастливым)
Учитель. Да, вы правы. В череде бесконечных ежедневных рутинных будней мы редко останавливаемся, чтобы посмотреть вокруг себя, часто не замечаем нерукотворную красоту природы, лишаем себя радости насладиться ею. «Сбрось мешок!» - это глубоко философское произведение. Оно призывает человека: избавься от «мешка» забот, лежащих на плечах и лишающих чувства полета, остановись, оторвись от суетных непрекращающихся дел, поднимись выше них и по-новому посмотри на мир.
8. Рефлексия
Учитель. Итак, мы пришли к выводу, что лирическая миниатюра «Сбрось мешок!» - это произведение о великой силе красоты природы. Героиня произведения «прозрела» - научилась видеть красоту. А вы «прозрели» после чтения и обсуждения миниатюры?
Вам предлагается написать сочинение-размышление, материалы которого могут быть использованы при написании сочинения ОГЭ.
Предлагаемые темы:
1. Что такое красота?
2. Какие мысли у меня возникли после урока по миниатюре В.Крупина «Сбрось мешок!»