Ударить по проблеме кулаком

Я недавно похоронил самого дорогого для меня человека. Мне пришлось вплотную столкнуться с медицинским обслуживанием в нашем поселке, и у меня появилось очень много вопросов. Они, на мой взгляд, требуют первостепенного решения. Вот некоторые из них:

Если российское правительство и губернатор Свердловской области считают, что главное достояние России и области - это люди, их здоровье, то совершенно непонятно, почему в области и в нашем районе нет целенаправленного финансирования здравоохранения в необходимом для нормальной работы объеме, а не по чуть-чуть?

Почему есть огромные деньги на строительство роскошных дворцов, гостиниц, бесконечное перекраивание и переименование улиц и другие желаемые, но не срочные дела в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, на нескончаемые праздники, хоть радоваться особо нечему, и, увы, нет денег для регионов, муниципалитетов, то есть для основной России на самое необходимое

сохранение жизней граждан? Видимо, надо исходить из основного, собственного финансирования. Районное здравоохранение укомплектовано врачами лишь наполовину от положенного объема, а некоторые врачебные службы вообще не представлены специалистами по профилю, а лишь исполняются врачами других специальностей по совместительству, спасибо им хотя бы за это. За все годы так называемой перестройки не строились квартиры для врачей, а надо строить 2-3 квартиры в год, чтобы решить проблему с врачами-специалистами. А без жилья кадровую проблему решить немыслимо.

Что «думает» наша Дума по этому поводу, и какие усилия были предприняты для решения этой первостепенной по своей важности проблемы? Нынешнее положение с кадрами отрицательно сказывается на точности и своевременности диагноза, что ведет к утрате трудоспособности больными, но еще молодыми людьми, к ранней инвалидности хроников, к преждевременной смерти немолодых, которые еще вчера, как говорится, были «на полном ходу». Но будь профильный врач специалистом хоть семи пядей во лбу, если он не обеспечен диагностической и лечебной аппаратурой, ему тоже не решить на 100 процентов всех задач по диагностированию и лечению заболевания. Нужно, чтобы каждый врач имел современнейшую аппаратуру и в совершенстве владел ею. Для этого надо регулярно практиковаться в соответствующих клиниках. Я не знаю, как решается эта проблема, но если учиться и затем приехать домой, а дома аппаратов нет, это будет пустая трата времени и средств.

Такое положение дел усугубляется еще существующей практикой лицензирования лечебных учреждений. Если в муниципальной больнице нет должного оборудования и кадров, то больница будет лицензироваться по третьему уровню, а это значит, что все сотрудники будут иметь самую низкую заработную плату, а страховая кампания сэкономит на этом свои деньги. Это удар ниже пояса. У тебя плохо, так пусть будет еще хуже - это формально бюрократический подход к делу.

Я думаю, что нужно отложить в сторону все другие потребности района, оставив только те, без которых не может жить человек (свет, вода, продовольствие, тепло) и вложить в бюджет на 2009 год максимум средств в здравоохранение. Кроме того, предпринять действенные шаги по привлечению дополнительных ассигнований по линии правительства России, губернатора области, по линии областной Думы, областного руководства, партии «Единая Россия», по линии депутатов всех уровней, предпринимателей и акционерных обществ нашего района и ударить по проблеме не разрозненными пальцами, а мощным кулаком, и сдвинуть проблему к положительному решению. Кого-то просто попросить купить определенные приборы для больницы, а может, поменять и страховую кампанию. Боюсь быть навязчивым в своих предложениях, но, может быть, решать вопрос комплектования оборудованием и кадрами специалистов по одному отделению больницы, но по максимуму, а не принципу «всем сестрам по серьгам»? И так оборудовать одно отделение за другим. На этой основе пройти следующее лицензирование более успешно и шагнуть с третьего уровня хотя бы на четвертый, что повысит статус здравоохранения района. Медработники из-за неукомплектованности уже не будут работать, как загнанные лошади, которым просто некуда деться. Однако больные, лечившиеся в нашей больнице, отмечают сердечное и внимательное отношение к ним и часто лечатся дома, а не едут в область, где возмож­ностей для лечения много больше, но отношение к больным только усугубляет болезнь. Часто у врачей нашей больницы, кроме доброго отношения к больному и искреннего желания ему помочь, ничего больше нет в руках, кроме достаточный опыта. Пора, пора дать нашим врачам в руки современную аппаратуру и методику лечения и не наших грошовых районных ассигнований, ибо это дело самое главное, светлое дело - спасение жизни людей.

Назрели перемены в работе «скорой помощи», очень важной. Однако нередки случаи, когда наша «скорая», в силу ее ограниченных возможностей, не может в полной мере оказать помощь больному и настаивает на немедленной госпитализации в стационар. А больные живут вдвоем, оба в годах, да и часто это бывает в глухую ночь, кто понесет носилки? А больной или лежачий или с инфарктом, сам идти не может. «Скорая» должна иметь в своем штате двух мужчин санитаров, которые должны загружать больного в машину и выгружать его в стационаре. Так погиб мой сын, который, несмотря на инфаркт (о котором мы не знали), сам дошел до машины, (некому было нести), сел в нее и через 5 минут умер в машине «скорой помощи» по пути в больницу. А ему не было еще и 50 лет. Сопровождавшая его фельдшер не могла ничего сделать, ибо машина не оборудована никакими приборами по диагностике и оказанию немедленной помощи для спасения жизни больного. Все это тоже сводится к финансированию.

Полагаю, что человеческая жизнь - это главное, а все остальное - второстепенное. Давайте, уважаемые депутаты и администрация округа, руководители райбольницы, спасать жизни людей, решать эту главную задачу за счет всего остального, если мы уж настолько нищи. Жить, как живем сегодня, дальше нельзя, мы теряем слишком много людей... Выступая недавно в Клину, президент Медведев рекомендовал в бюджетах выделить специальную статью для оказания медпомощи при травмах, инфарктах, инсультах и т.д., а перепадет ли нам что- нибудь из бюджета республики?

На мой взгляд, вопрос требует тщательного анализа, результатом которого должен быть проект по охране жизни и здоровья людей с обсуждением его на заседании Думы округа, с приглашением администрации, медицинского актива и других заинтересованных лиц с конкретными суммами, объектами, сроками исполнения и конкретными исполнителями в проекте бюджета на 2009 год.

 

Сохраним в себе человека

 

Рыночные, а скорее псевдорыночные экономические взаимоотношения, как признак современной жизни в сегодняшней нашей стране, породили массу проблем в экономике страны, политике, морали и нравственности и других сферах деятельности.

Рынок и бездеятельность правительства по сохранению экономического потенциала страны позволили резко обогатиться одним — за счет присвоения госсобственности, купив ее за бесценок, и низвели до нищенского состояния других. Но есть, как всегда, и середина. Качество жизни не зависит на все сто процентов от обилия у человека материальных благ сверх разумного минимума. Меньшая, богатая часть населения' стала жить материально неизмеримо лучше. Но «новые русские» далеко не все живут счастливо, в свое удовольствие, а многие из них потеряли в моральном плане, особенно из числа недолжного воспитания и не обремененные чувством врожденного или приобретенного благородства. Они и не выдержали испытания «медными трубами», считая, что все можно, и потеряли в себе человека. Большая же часть населения живет ниже официального уровня жизни, но однако находит свое счастье в семье, любви, сохраняет добрые взаимоотношения со всей родней, знакомыми, соседями и тем счастливы.

Однако люди из числа бедных, да и богатых, в повседневной жизни, в силу своего неуживчивого характера и пораженные вирусом неуемной наживы любой ценой, являются источником неблагополучных взаимоотношений в семье, на работе, в соседнем деле. Зависть, как компонент комплекса неполноценности человека, жажда легкого и быстрого обогащения за счет чаще всего стариков, одиноких и часто немощных людей толкает ранее, казалось бы, нормальных людей на худой умысел, на наглые, хамские поступки против тех, кому завидуют, создавая атмосферу вражды и ненависти вокруг себя.

Причинами, а скорее объектами в условиях нашей жизни являются претензии завистников часто на грошевое наследство, которое делает родных людей смертельными врагами, несколько квадратных метров огородной земли и еще множество житейских мелочей, а также возможность легко завладеть чужим жильем обманным путем.

Все это становится причиной духовного перерождения ранее, казалось, благополучных людей. На фоне безудержной коррупции крупных руководителей и чиновников поменьше все это принимает вид всеобщей вакханалии собственников и порождает всеобщую подозрительность и вражду между людьми. Это становится причиной духовного перерождения завистника и часто его преждевременного старения и нервного заболевания. Он становится носителем навязчивых идей, направленных прежде всего на ближнее окружение, создает невыносимую психологическую обстановку. А отсюда и до преступления один шаг. Сколько совершено поджогов, убийств и так далее на этой почве. Такими людьми утрачиваются подлинные великие ценности: возможность благожелательного общения с окружающими людьми, доброта, взаимопомощь в хозяйстве, искренность и благородство, а на этой основе заслуженное уважение людей. Это и создает душевный комфорт человеку и помогает не сломаться психологически в обстановке современной государственной несостоятельности.

Духовно богатеет тот, кто отдает, а не отбирает. И при меньших материальных благах даже с потерей части из них он будет счастливее того, кто отобрал, если сам сумеет найти в себе силы не уподобиться своему обидчику, не опуститься до его уровня и не начать мстить ему.

Если мы все найдем в себе такие силы, то жизнь наша с вами будет счастливее, несмотря на ухудшение общего положения. Я имею в виду не только экономические проблемы, а прежде всего растущую злобу между людьми вообще и различных национальностей, в частности, которая искусственно разжигается сегодня через средства массовой информации олигархами нефтяного бизнеса как на Ближнем и среднем Востоке, так и в нашей стране. Причина ясна — погоня за сверхприбылями, которая прикрывается для приличия зеленым знаменем ислама. Для достижения цели широко используются террористы стран Востока, Кавказа и другие.

Люди нашего разнонационального района поступают мудро, сохраняя добрые взаимоотношения между людьми любой национальности. Средства массовой информации постоянно акцентируют внимание на предполагаемую национальность террориста (или положительного человека), чем вольно или невольно сеют вражду между людьми на национальной и религиозной основе, разделяя людей на хороших и плохих по национальности, что совершенно не верно и преступно. Если решительно не положить этому конец, мы будем стоять на пороге гражданской войны с национальной и религиозной окраской и последующей внешней агрессией. В войну фронтовики различных национальностей плечом к плечу отражали фашистскую агрессию. Никто никогда не делил нас по национальному признаку. Мы дружны, и сегодня наша задача одергивать националистов. Все это вносит тревогу и утрату душевного равновесия у всех здравомыслящих людей.

Люди! Будьте добрее друг к другу в нашей обычной повседневной жизни! Только это не дает погибнуть нашей психологической устойчивости, только это поможет избежать нам самых кровопролитных национально-религиозных конфликтов у себя в стране.

 

 

 

И грянул бал!

«Анна Иоанновна изволят гневаться»

 

Школа №1 открылась как средняя в 1937 году, и на первых порах у нас не было учебных кабинетов, кроме физико-химического и лаборантской. Школьная библиотека не имела набора произведений русской и советской классической литературы, произведений иностранных авторов, таких, как Шекспир, Диккенс, Байрон, Флобер, Мериме, Гете, Бальзак. Районная и заводская профсоюзная библиотеки имели эти произведения по одному-два экземпляра. Как учить стихи и поэмы Пушкина и Лермонтова, имея один-два экземпляра на класс? Шла война - 1941-1942 годы. Такая обстановка заставила нас собираться в своем классе ближе к вечеру и по очереди читать вслух нужный текст. Литературу у нас вела Анна Ивановна Вахрушева, выпускница Московского пединститута. Была молодая, незамужняя, комсомолка, влюбленная в свой предмет. Жила на квартире недалеко от школы вместе с такой же учительницей, но только математики - Е.Г. Сухановой, недавней выпускницей Омского пединститута, комсомолкой. Елена Георгиевна была нашим классным руководителем.

Обе они все свое свободное время отдавали школе и стали часто приходить на наши «вечерние чтения», а иногда и сами читали вслух. Потом мы обсуждали прочитанное. Получался своеобразный литературный клуб. Мнения у нас были самые разные, не обремененные официальной точкой зрения. Клуб делился на математиков и литераторов, но составы их не были постоянными. Нашим учительницам это очень нравилось, и нам тоже. Приходили те, кто хотел, не было принуждения и обязаловки. Занятиям по вечерам это придавало аромат свободы. Тем более, Анна Ивановна иногда читала стихи совершенно незнакомых нам поэтов и живо интересовалась нашим чтением вне школьной программы. Я тогда читал произведения Шекспира, так как профсоюз леспромхоза, где работал мой отец, подарил мне на Новый год восьмитомник произведений английского писателя. Я им так увлекся, что рассказывал и в литературном клубе читал отдельные фрагменты из «Короля Лира» и «Гамлета». Наш учитель физики В.А. Бусыгин, если оставалось время от урока, пересказывал нам произведения Конан Дойла «Шерлок Холмс», «Затерянный мир». Мы впитывали каждое его слово. А рассказывать он был большой мастак. Так мы знакомились с мировой литературой.

В школе работал драматический кружок, который ставил на школьной сцене фрагменты из пьес Островского и современных драматургов. Тем более, были свои режиссеры. Помню, как однажды и меня сюда привлекли. Я играл шпиона в пьесе «Случай на границе», и меня ловили пограничники. Потом основательно врезали мне по уху и связали руки под гром аплодисментов зрительного зала. После этого я уже больше не играл ни шпиона, ни кого-либо другого: и роль унизительная, и в ухе звенело два дня. И ничего общего это не имело с лирикой нашего клуба.

В нашем клубе мы часто читали о манерах поведения литературных героев на балу, за столом, на прогулках. И мы, по предложению девчонок, старались употреблять и эту лексику, и манеры. И с удивлением смотрели друг на друга в своем новом амплуа. И юноши, и девушки становились благородными, неузнаваемыми. Эта игра в благородных девиц и лондонских денди нас увлекала. Стали меняться и наше поведение, и язык даже за пределами литературного клуба. Учителя с интересом присматривались к нам, чувствуя витающие в воздухе штрихи чего-то необычного, тайны. Кроме, конечно, Елены Георгиевны и Анны Ивановны.

Ни у кого не вызывало удивления, когда дежурный по классу Митя Сергеев вышел на крыльцо школьного двора, где была волейбольная площадка, и в перемену там шла скоротечная баталия, и громко позвал на урок опоздавших ребят: «Господа, Анна Иоанновна изволят гневаться. Урок уже идет». Раньше, когда звенел звонок на перемену, все соскакивали с парт и бежали в коридор с шумом и гамом. Наша игра больше не позволяла нам так поступать. Юноша говорил стоящей за ним девушке: «Сударыня, соблаговолите пройти вперед», и делал при этом сопроводительный жест с легким наклоном головы. У учителя, ведущего урок, с губ невольно срывался вопрос: «Что у вас происходит?» На что Витя Рябухин ответил: «Мы стремимся стать воспитанными людьми, о уважаемая Раиса Николаевна». (Р.Н. Ершова вела у нас географию). Особенно ярко эта игра прозвучала на комсомольском вечере.

Решением комитета комсомола было принято решение провести вечер и в течение месяца всем комсомольцам научиться танцевать вальс, фокстрот, танго. В.А. Бусыгина мы уговорили играть нам на школьном рояле танцевальную музыку с 20 до 21 часа. Наши девчонки, оказывается, все умели танцевать и стали нашими учителями. Одновременно мы учились галантно вести себя при приглашении «дамы» на танец и не хватать ее за плечо, за руку, за одежду. Учились при этом держать спину прямо, руки по швам. При приглашении на танец слегка наклоняли голову, как Евгений Онегин у Пушкина: «Легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». За месяц мы действительно начали танцевать в такт музыке легко и непринужденно. Нам это очень нравилось. Хотя поначалу мы были неуклюжи, скованны, танцевали, судорожно вцепившись в свою «даму» и не получали от танца особого удовольствия. Некоторые хотели даже бросить эту «муку», но комсомольская дисциплина не позволяла им это сделать, чему потом они были рады. И грянул комсомольский бал! Его поручено было открыть секретарю комитета комсомола Толе Милютину. Прозвучали первые аккорды вальса «Дунайские волны». Толя подошел к нашему классному руководителю и громко, на весь зал обратился; «О несравненная Елена Георгиевна! Позвольте мне, недостойному ваших совершенств и благосклонности, пригласить Вас на вальс!» У Елены Георгиевны, как сейчас говорят, глаза стали 9 на 12 от удивления, щеки вспыхнули ярким румянцем: «С удовольствием!» Все наши учителя и девчонки были в шоке от его идеальных па и благородной манеры держаться. Все юноши пригласили «дам» на танец. И я пригласил также в онегинском стиле учительницу литературы. Анна Ивановна ответила: «Скажи мне, Виктор, откуда могли взяться джентльмены в дремучих лесах уральских гор, такие лондонские денди в сельской школе?» «О, это наглядный результат Вашей работы, а скорее, влюбленности в лирику литератур всего мира. Эта любовь легла в наши сердца. Мы безмерно благодарны Вам за это». А она вдруг безмолвно заплакала. Из ее глаз катились крупные слезинки, одна за другой. Я понял, что своим ответом невольно затронул какие-то душевные раны, которые еще не зажили.

- Извини меня, я сейчас, - сказала она.

И через минуту мы танцевали вальс, но в миноре.

Вот такие были теплые отношения между учителями и учениками, и учиться плохо было просто немыслимо. Тем более шла война, но все еще были живы - и учителя, и ученики. А в 1943 году начали гибнуть в боях за Родину те и другие. Но это особый разговор.

 

 

К 70-летию Артинской школы №1

 

 

Стояло весеннее солнечное утро 1936 года. Я спешил в школу №3, которую в просторечье звали «желтая школа», а кто почему-то - «женская школа», где я заканчивал третий класс. Моей учительницей была К.Н. Беляева, а заведующей школы - З.В. Попова.

Дойдя до угла улицы Рабочей Молодежи и переулка, который сегодня зовется «Школьный», я увидел необычное скопление мужчин с лошадьми, запряженными в телеги, с топорами и пилами. Они валили тополя, стоявшие на нижней стороне, прямо на проезжую часть улицы и тут же их пилили на дрова и увозили.

Зрелище было настолько захватывающим, что я забыл, что мне надо в школу. Затем было еще интересней. Другие мужчины начали разбирать домики на два окошка, которые тут стояли, грузить и увозить на лошадях. Когда я опомнился, был уже день, и я явился в школу лишь на последний урок. Получил, конечно, выволочку от Клавдии Николаевны, но был не в обиде на нее, т. к. все было справедливо и заслуженно, да и зрелище того стоило. Однако заведующая школой по этому поводу даже пришла к нам домой. И вот только во время этой домашней разборки от Зои Владимировны я и узнал, что на этом месте будет построена средняя школа. Видимо, поэтому это историческое событие для нашего поселка да и для района в целом, врезалось мне в память на всю оставшуюся жизнь.

Школу строили ударными темпами из круглого леса, двухэтажную, и стук топоров раздавался с раннего утра до самого темна. Мы, жившие поблизости, постоянно вечером, когда уйдут плотники, играли на школе- новостройке, которая в те времена казалась нам настоящим небоскребом. Там же пильщики постоянно пилили вручную тес на полы, потолки, перекрытия. Все шпилье, скобы и другой крепеж ковали на заводе. Все было артинское, домашнее. Стопу клали на колхозной пакле и на мхе наших боров. Мы знали наизусть, что откуда везут. Иногда мужчины милостиво допускали нас на стройку собирать мешавшую под ногами щепу в отдельные кучи. Мы очень гордились этим и считали себя строителями.

Мне не удалось пронаблюдать окончание строительства школы, так как мы переехали в Красноуфимск. В 1937 году мы вернулись, и я учился тогда в 5 классе уже в «новой школе», так тогда звали школу №1. Стены в классах и коридорах были тесаны топором, а в пазах была видна пакля или мох. Школа сделала первый выпуск, мне помнится, первых семерых выпускников и стала считаться средней школой. В народе ее стали называть «Артинский университет», хотя в «университете» было печное отопление и здание освещалось керосиновыми лампами (5-6 ламп на класс). В районе вовсю шла массовая работа по ликвидации неграмотности среди взрослых, вводилось всеобщее начальное обязательное образование. Семилетка считалось уже весьма приличным образованием для руководящих кадров среднего звена. На этом фоне, конечно, средняя школа была эталоном образования в районе, и выпускники школы, как правило, после окончания ее сразу работали учителями начальных классов и даже преподавателями-предметниками в восьмилетних школах на селе.

Но, как вы понимаете, средняя школа - это не столько само здание, сколько коллектив единомышленников, воспитателей, профессионалов, обладающих высочайшей коммуникабельностью, чувством долга перед родителями, благородством души и одновременно волей и постоянным стремлением решений как по качеству знаний, так и по воспитанию доверенных тебе детей. Именно такой коллектив и начал формироваться во вновь родившейся средней школе. И это было главное.

Здание школы было типовым на 280 мест с одним физико-химическим учебным кабинетом и одной лабораторией. Спортзала не было, занимались в основном на улице, а уж в лихую непогодь - в коридоре школы. Спортзал пристроили много позднее. Оштукатурили школу в пятидесятые годы. Учителя сами ездили в деревню Байбулда нашего района и заготовляли алебастр для штукатурки. Тогда же школа была и электрифицирована.

Школа была единственной на район средней школой и выпустила очень много достойных выпускников.

Еще один штрих. В здании школы 25 июня 1941 года был развернут районный призывной пункт, где работали и врачи, и призывная комиссия почти круглосуточно. Вся улица Рабочей Молодежи на 2-3 квартала до школы и после нее была забита повозками с мобилизованными и провожающими их людьми. В воздухе стоял гомон, плач женщин, частушки под гармошку, выкрики, и все это сливалось с ржанием лошадей, лаем окрестных собак - вот такой берущий за душу- вопль народа. Для многих призванных это было последним оплотом мирной жизни, так как половина из них погибла в боях. Вот таково начало этой школы.

 

 

Доброе дело как факт предвыборной агитации

(«Октябрь-март: время «Ч», «АВ» №38 за 11 мая 2007 г.)

 

Я далек от мысли давать какие-либо рекомендации в отношении предстоящих выборов. Но хотелось бы выполнить просьбу нашей «районки», ее редактора Елены Прокофьевой, высказанную в передовой, опубликованной в №47 12 июня 2007 года под заголовком «Принято решение продолжать обсуждение», и высказать свое мнение да еще некоторых ветеранов - защитников Родины - лишь по некоторым вопросам, касающихся предстоящих выборов. Поэтому заранее прошу прощения за мысли, которые, может быть, покажутся вам странными и совсем не относящимися к выборам. Но я так думаю. Да и не только я.

Прежде всего, о самом главном, на мой взгляд, - по вопросу депутата Думы Артинского городского округа М.А. Заводова к председателю областной избирательной комиссии В.Д. Мостовщикову «о пороге явки» избирателей на выборы. «Согласно Конституции, у свободных выборов не может быть порога явки», - ответил Мостовщиков. Но тогда, без порога явки, при свободных выборах, раз они считаются соответствующими конституционным требованиям, любой результат засчитывается, даже если на выборы пришло и незначительное меньшинство избирателей. Такое вполне –может случится.

Люди не желают избирать депутатов во власть из-за того, что прежними депутатами не решены конкретные социальные вопросы, касающиеся жителей данного села, поселка, ради которых люди их и избирали. Люди зачастую не знают, как той или иной депутат решал кричащие проблемы той или иной бедствующей семьи, вопросы бесплатного медицинского обслуживания, образования, предоставления рабочих мест, достойной оплаты труда, независимо от формы собственности; вопросы жилья для молодых семей и переселения из аварийного жилья стариков и т.д. Да что их перечислять! Их тьма в каждой семье, в каждом населенном пункте.

Но есть и общая боль, которая живет почти в каждой семье нашего поселка и сел и деревень, - это память о погибших в Великую Отечественную войну. Когда более пяти тысяч мужчин и юношей, почти мальчишек 17 лет, погибли в жесточайших кровавых боях на полях сражений, но отстояли ценой своей жизни свободу и независимость Родины. Мы сегодня живем в суверенном, независимом государстве потому, что они заплатили за это ценой своей жизни, и можем избирать себе правительство. Честь и слава жителям села Березовки, которые далеко не без труда, в день празднования 62-й годовщины Дня Победы установили в честь погибших березовцев, достойнейших людей, мемориал и увековечили память многих березовских мужчин и их семей. Семьи очень благодарны администрации села, совету ветеранов района и всем, кто непосредственно решал эту проблему.

Готов к установке мемориал в селе Пристань. Но районные власти: ни Дума, ни администрация района и села не могут найти для этого святого дела сравнительно скромных денег. А ведь установка такого мемориала может быть и главным «козырем» на предстоящих выборах на Пристани, так как это очень весомый вклад в предвыборную агитацию среди избирателей, когда люди видят, что решаются главные вопросы душевного отношения к памяти их дорогих и близких сердцу родственников погибших за общее дело. Такая трата денег имеет первостепенное значение для будущих поколений.

Для большинства артян решение общественно значимых проблем социального толка имеет решающее значение на выборах, ибо они всегда «болели» за свой поселок, село и район в целом. И, уехав в другие места на жительство, всегда с чувством ностальгии вспоминают Арти и приезжают праздновать день своей деревни, села, поселка. А это дорогого стоит! Вот почему конкретная предвыборная агитмассовая работа по решению социальный проблем и благоустройству сел и поселка имеет решающее значение для результатов выборов в целом и для конкретных депутатов, в частности. Такие уж мы, артяне - влюбленные в свой край, и на добро привыкли отвечать добром.

Но острые, неотложные проблемы, общие для жителей населенного пункта, должны быть предметом разговора и принятия неотложных мер. Тогда избиратели и избранное правительство будут работать в тесном контакте.

В преддверии наступающих выборов обстановка осложняется еще и тем, что выборы идут по партийным спискам кандидатов в депутаты. Основная масса населения далека от всяких партий и считает, что партийцы просто делят власть между собой, которая сопровождается «сладкими пирогами». А народ не при чем, и он нужен, как «избирательная масса» для придания выборам демократического духа, а кандидатов они не знают ни лично, ни по работе, ни по общественным делам, и выборы могут игнорировать. В этом случае не выбирающая часть населения не будет считать правительство своим, не будет ему подчиняться и сотрудничать с ним.

Здесь на первый план выходит необходимость убедительной и «доходящей до сердца» практической работы. Это должен быть не поток посулов, горы листовок, сладкие речи кандидатов, а конкретное решение одной- двух жизненно важных задач в населенном пункте своего избирательного округа или изменение в лучшую сторону условий жизни какой-то бедствующей семьи, или длительно, тяжело болеющему человеку оказание необходимой помощи в лечении. Кандидат в депутаты должен показать свою способность к решению проблем практически в сложных условиях и тем самым убедить избирателей в своей способности решать положительно острые проблемы, а не твердить постоянно: «А денег нет». Вот тогда в день выборов придут на избирательные участки все, или почти все.

Что касается перехода в выборах с 22 округов на 4 с пятью кандидатами в депутаты на каждом округе, и это не нарушает Конституции России, то, думаю, это дело надо сделать, так как экономится более двух с половиной миллионов рублей наших с вами, уважаемые читатели, денежек. А выборы в наш артинский парламент проводятся за счет местного бюджета. Давайте лучше эту сэкономленную часть денег пустим на наглядную предвыборную агитацию в виде конкретных дел, о которых я говорил выше. Это и памятник на Пристани, это и ремонт водопроводов, мостов и колодцев, оказание помощи бедствующим семьям с широким освещением всех этих благих «агитационных» мер в нашей газете «Артинские вести». Да пусть каждый номер газеты приносит хоть одну такую благую весть из какого-либо уголка района как фактор предвыборной агитации.

 

 

А знаешь, все еще будет

 

Недавно ко мне обратилась корреспондент газеты «Артинские вести» Т.М. Дюбина с вопросом: «Что вы думаете о дальнейшей жизни в районе и трудоустройстве населения, особенно молодежи?»

В последние два года развитие крупных промышленных центров области, таких как Нижний Тагил, Каманск-Уральский, Екатеринбург, а также наших соседей - Челябинск, Магнитогорск, Уфа, Пермь - потребовали больше рабочей силы на подсобные и черновые силовые работы. Открылась перспектива трудоустройства для молодежи без профессии. Со временем, как это было и раньше, эти разнорабочие из подсобников перейдут в разряд квалифицированных рабочих и приобретут не одну профессию. В эту нишу сейчас рвутся безработные из зарубежья: таджики, казахи, китайцы, вьетнамцы. Этот же путь и для молодежи нашего района. Молодежь будет неизменно уезжать в большие города, где есть разнообразная работа и платят больше.

Мелкие населенные пункты будут хиреть и самоликвидироваться, если не помочь им сегодня встать на ноги развитием сельскохозяйственного производства. Самые удобные для жизни деревни с завораживающими пейзажами будут вырождаться в дачные поселения пенсионеров, как скажем, деревни Югуш, Комарово. Этот процесс уже идет.

А пока большинству из людей, потерявших работу при переходе на рыночные отношения, кроме, как в личном домашнем хозяйстве, трудиться негде. На душе - безысходность от потери ранее сложившегося образа жизни, от утраты былого их материального уровня жизни и общественного положения среди населения своего села. Эта постоянная незанятость полезным трудом порождает беспробудное пьянство мужчин, и что особенно страшно, женщин-матерей под лозунгом «А вались оно все к чертовой матери». У людей, потерявших надежду, «подняться на ноги», нравственно гибнут семьи. Рано, в возрасте 40-50 лет, умирают мужчины.

Большинство юношей и девушек после выпуска из школ попадает в учебные заведения для получения специальности - ПТУ, колледжи, институты, и после их окончания оседают в городах. Небольшая часть остается дома, так как уехать не может по семейным и материальным обстоятельствам, или им просто не хочется скитаться по общежитиям и чужим углам за приличные деньги, которых в большинстве случаев нет.

С большим ожиданием трудоспособное население поселка смотрит на наше градообразующее предприятие - Артинский завод, ждет новых рабочих мест и возможности иметь постоянную работу, хотя и со скромной заработной платой, как это и было раньше. Молодежь, оставшаяся в поселке после окончания школы или не устроившаяся на работу после окончания техникума, ПТУ, поступала на завод, и через несколько лет молодые люди становились высококвалифицированными рабочими и трудились на заводе всю жизнь. Жители поселка с надеждой ждут возврата этого порядка.

Для тех, кто не устроился на работу на предприятия и организации, остается путь кустарного производства.

Чем заняться? Где можно заработать, создав для себя рабочее место?

Таких трудовых ниш в артинской жизни немало. Но для этого нужно больше желания заняться делом, поддержка родных и друзей, настырность, пробивная способность. Например, есть такая нерешенная проблема в поселке, как создание организации по предоставлению ритуальных услуг, в первую очередь для одиноких и престарелых людей, у которых уже нет родственников или они такие же немощные люди. Они, как правило, имеют сбережения на похороны и выли бы рады воспользоваться услугами по похоронам за сложившуюся в поселке плату.

Для начала опоздания такой организации нужно иметь крепкую спину и руки, лом и лопату для копания могил. А потом уже нужно создавать оборотный денежный фонд для расширения ассортимента услуг. А в перспективе предоставлять весь комплекс услуг, вплоть до установки памятника и ухода за могилой, если не остается живых родственников.

Вторая не менее «денежная» ниша - это ремонт жилья. В поселке и на селе очень много ветхого жилья, требующего ремонта. Пенсионеры, как правило, годами копят деньги, например, для ремонта крыши. Такая бригада может начинаться с одного человека и постепенно обрастать безработными мастерами чернорабочими - подсобниками.

В районе болёе двенадцати тысяч пенсионеров, и далеко не у всех есть в доме люди, которые могут обслуживать их повседневные потребности. Именно для этого можно создать платное (за приемлемую плату для заказчика и исполнителя) «Бюро добрых услуг». В таком бюро могли бы с успехом работать и девушки для проведения домашних и огородных работ, для ухода за жильем, для покупки продуктов питания и лекарств и других мелких, но очень важных для пожилых пенсионеров дел. Но для этого нужно прорекламировать свои услуги в газете. Сообщить свой адрес и контактный телефон для получения заказов.

Других трудовых ниш в Артях можно найти немало. Скажите мне, к о сегодня в поселке сделает кадушку? Я, например, таких не знаю.

Главную роль могли бы сыграть здесь прошли этот путь и владеют навыками производства кустарной продукции из дерева, металла, тканей, пряжи и так далее, и передали бы свое искусство детям. Почему бы матери не научить дочерей строчить занавески, которые пользуются в поселке большим спросом, как всякая красивая ручная работа? Мастерство должно переходить от старшего поколения к младшему. Так было всегда, и ни на кого не надо надеяться. Конечно, при кустарном производстве продукции «не наживешь палат каменных», но на жизнь заработаешь.

Уже сегодня все люди района занимаются производством сельхозпродукции. В районе всегда производится достаточное количество картофеля для себя и на продажу, овощей. К сожалению, молодежь в семьях неохотно занимается животноводством. В районе, а особенно в поселке, уменьшается дойное стадо коров, люди реже держат свиней, кроликов. Хотя смысл держать скотину возрастает с каждым годом. Говядина сегодня перевалила рубеж 100 рублей за килограмм. В цене молоко и молочные продукты, яйца. Неизменно в цене мед. Многие начали прилично зарабатывать на сборе грибов и ягод. В трудовых семьях хозяйки дома стали заготавливать для себя и своих детей, живущих в городе, сотни банок консервированных овощей, мяса и рыбы, я не говорю уже о варенье - это было всегда в традиции Артей.

После небольшой подготовки уже сегодня предприимчивые парни успешно работают в мастерских по ремонту автомобилей, тракторов и сельхозтехники; выполняют токарные, фрезерные, жестяные работы. Ремонтируют аудио, видеотехнику, электроприборы. Вливаются подсобниками в строительные бригады. Ну, а лежебоки и лентяи для предпринимательской деятельности не пригодны. Для этого надо прежде всего иметь большое желание работать и ни от кого не зависеть.

С развитием промышленности в области у правительства появится возможность оказать людям существенную помощь, а во многих случаях практически начать работать заново по возрождению пахотных земель района, которых до перестройки было более 100 тысяч гектаров, и район занимал семь процентов всей пашни области. Это потребует огромных капиталовложений. Видимо, к этому процессу будут подключены определенные благополучные акционерные общества, прежде всего - крупнейшие предприятия металлургии, тяжелого и оборонного машиностроения, газовые комплексы.

И появятся на селе новые рабочие места, но это долгий путь возрождения. К тому времени может не быть и самих сел, тем более трудоспособного населения. Придется потом рабочих завозить на вновь созданные пашни. Но возрождение обязательно будет, так как не может такой капитал, как земля, лежать невостребованным.

 

 

Между молотом и наковальней

 

В Законе о народном образовании перед общеобразовательной школой стояли и стоят вечные, как мир, задачи: воспитать детей — надежду родителей и Родины с наилучшими человеческими качествами, достаточным уровнем знаний и умений для получения в будущем конкурентоспособной профессиональной подготовки к жизни как на селе, так и в городе.

Именно это хорошо понимает педколлектив и руководство Староартинской средней школы и подчиняет этой задаче всю свою деятельность.

 

...В 1895 году в селе Старые Арти открылась церковно-приходская школа, в которой за три года дети получали начальное образование, что в то время было шагом вперед в селе с почти полностью неграмотным населением.

Сегодня эта школа выпускает детей с общим средним образованием, способных приобрести специальность в профтехучилищах, колледжах, техникумах, вузах. С момента, когда школа реорганизовывалась в 1984 году из восьмилетней в среднюю, 174 ученика окончили 11 классов. Из них 94 окончили техникумы, а 38 — институты и получили самые различные специальности. Часть учителей школы тоже является выпускниками этой школы. Нынче 11 классов закончили 18 учащихся, из которых 13 поступили в колледжи и техникумы, 4 — в институты и один — на работу. Всего же сегодня учатся в вузах 14 выпускников Староартинской средней школы. Неустроенных выпускников нет. Все ученики перешли в следующий класс или окончили школу, Это уже характеризует работу коллектива школы и ее директора Василия Григорьевича Снигирева.

Меняются поколения учителей и учеников, но в душах односельчан и жителей окрестных деревень живет мысль

о надежности их школы и возможности дать их детям шанс чего-то добиться в жизни. А это вызывает уважение к учителям и директору школы Василию Григорьевичу.

Душой коллектива всегда был и остается директор школы Василий Григорьевич Снигирев. Он был назначен руководителем тогда еще восьмилетней школы в 1969 году. В школе была большая текучесть кадров учителей, а отсюда огромное количество второгодников, проблемы с дисциплиной учащихся, с их отсевом и всеми сопутствующими неприятными последствиями. Василий Григорьевич стал постепенно комплектовать школу способными учителями и делал все для их закрепления в школе. Он направлял внимание учителей на работу и в школе, и в. семьях учеников. Сам будучи спортсменом, стал развивать интерес у учащихся к спорту, туризму и учебе. Школа и сегодня участвует во всех районных спортивных соревнованиях.

В школе появилась стройная система воспитания учащихся, которая отшлифовывалась за многие годы работы ди­ректора. Учащиеся стали учиться в классах в соответствии с возрастом, не стало в школе переростков-второгодников, сложилась благоприятная обстановка для работы учителей, повысилось качество обучения.

Работа с «трудными» семьями и сегодня стоит на одном из первых мест. Районная комиссия по делам несовершеннолетних, инспектор отдела образования по охране детства отмечают положительную работу Любови Ивановны Снигиревой, общественного инспектора инспекции по делам несовершеннолетних, внештатного инспектора по охране детства, учителя биологии школы. В современных условиях жизни села, где в некоторых семьях процветает пьянство или полное невнимание к воспитанию своих детей, эта работа, как профилактическая, не имеет цены. В школе не прячут правонарушений учащихся, а активно используют для воспитания правонарушителей правоохранительные органы. В школе, в результате, нет наркоманов, возрождаются детские общественные организации, все дети учатся.

Инициатором возрождения детских общественных организаций выступила классный руководитель 7 класса Ольга Игоревна Федякова. Школьники с интересом обсуждали, как назвать организацию. В каждом классе родилось свое название, своя форма, свой галстук. Учителя решили: пусть будет так, как считают нужным сами учащиеся, а потом жизнь подскажет. А 19 мая, в день рождения пионерской организации, Ольга Игоревна организовала в своем классе прием в организацию всех желающих — вступило 12 человек.

Хорошо поставлена воспитательная работа и в другом седьмом классе — у Светланы Николаевны Черепановой.

Классным руководителем 11 класса Любовью Ивановной Снигиревой создан и работает школьный краеведческий музей. По инициативе директора Школы классные руководители провели в своих классах необычное мероприятие «Праздник успеха ученика», где для каждого ученика в классе нашлись теплые слова за что-то хорошее. По своему эмоциональному воздействию эффект от мероприятия был просто удивительным.

Школа сегодня оснащена необходимыми учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, имеются учебные кабинеты. А ведь до- биться строительства типовой современной школы Василию Григорьевичу было непросто. Более того — оборудовать ее и содержать на современном уровне. Сегодня школа полностью подготовлена к новому учебному году.

Из окрестных деревень — Пантелейково, Сенной, Стадухино — организован подвоз учащихся в школу, что позволяет школе квалифицированно обучать детей с первого класса и иметь наполненные школьниками классы. Сейчас в некоторых сельских школах в связи с недостаточным финансированием возникла угроза средним школам переродиться снова в восьмилетние. Староартинской школе это пока не грозит. Тертый жизнью в жестких условиях, Василий Григорьевич раньше других почувствовал ситуацию и принял меры.

За плодотворную творческую работу Василий Григорьевич награжден орденом «Знак почета», ему присвоено звание «Отличник просвещения». За развитие спорта в школе награжден девятью грамотами.

Обладая обширными знаниями, умением, терпением и так далее, Василий Григорьевич еще и требователен. Это нравится, конечно, не всем. И некоторые обвиняют его в авторитарном стиле руководства. А директор и должен быть обязательным человеком и требовать этого от других, ибо он несет персональную ответственность за работу школы, за сохранность зданий и сооружений, школьного имущества, инженерных сетей и вообще всех материальных ценностей. Директор и должен быть рачительным и предусмотрительным хозяином и пресекать все нарушения безопасности — противопожарные, санитарные — в школе. Василий Григорьевич старается все это неукоснительно выполнять.

Да, бывают иногда упущения в работе учителей. Но замечания директора не должны вызывать обиды, а тем более — неприязненного отношения. Однако в жизни бывает и не так. Человек обижается и жалуется на директора, не считаясь с его успешной работой в школе длиною в жизнь. А это, по сути, есть не что иное, как произвол.

Успешное решение задач воспитания и обучения учащихся всегда зависело от директорского корпуса школ. Поэтому нужно особенно внимательно и бережно относиться к этим людям, не принимать поспешных решений. Директорам трудно: они всегда «между молотом и наковальней» — родители со своими требованиями с одной стороны и руководство района и области — с другой. Как только не гнет и не ломает жизнь директоров — не каждый выдерживает. Вот почему нужно заботиться о создании надежного директорского корпуса. А стабильность кадров рождает стабильность и предсказуемость в работе, чего нам так не хватает в современной жизни.

 

 

Призывник слаб и телом и душой

 

Закончился очередной осенний призыв молодежи для службы в армии. Отправки в войска еще впереди. Мне, как члену призывной комиссии, проработавшему в составе комиссии четверть века, хотелось бы поделиться впечатлениями о призывном контингенте и о том, что армия ждет от нас с вами.

В соответствии с Законом о военной службе, осе юноши должны служить в армии с целью защиты Родины от возможной агрессии. Однако предоставляются отсрочки от службы в армии по различным уважительным причинам, их довольно много.

Главной из них на этом призыве были и ограничения в службе по родам войск, и полное освобождение (непригодность к службе) в связи с плохим состоянием здоровья. Это не менее одной четверти всех призывников. Пата- логия. самая различная: от запущенных болезней, перешедших в хронические,,п.о дебильности, вызванной различными факторами от антисанитарных условий жизни до недоедания, когда нарушен баланс между ростом и весом или просто призывник весит, как птичка колибри, или является носителем кожных и других заболеваний.

Все это говорит о социально-экономическом неблагополучии в довольно многих семьях, проживающих на территории района. Мало призывников, занимающихся спортом. У подавляющего большинства ребят занятия спортом и физической культурой заканчиваются с окончанием школы, и нажитое в школе, а списке выполнения нормативов физподготовки к моменту призыва утрачивается или частично, или полностью — в зависимости от образа жизни призывника, в частности — когда юноша начинает схематически употреблять спиртное, курить и так далее.

Кроме того, есть и такие юноши и их родители, которые не обращают внимания на свое здоровье и не выполняют указаний врачей, полученных при диспансеризации и постановке на воинский учет. Здесь должна быть забота многих организаций, на которые возложена ответственность в медицинском смысле по подготовке юношей к призыву. Если сравнить с восьмидесятыми годами, то картина по здоровью разительно разная. Тогда юноши на 95 процентов были годны к строевой службе, и не было столь удручающей картины сегодняшнего дня.

Служба в армии — всего 2 года. А что дальше? Больное поколение муж- 1 чин разве может оставить после себя здоровых детей? А наследственность не ограничится одним вторым поколением. Да ведь и будущие матери — сегодняшние девушки — не в лучшем положении. Таким образом, будущее нации целиком и полностью зависит от экономического и нравственного положения в каждой семье. Но это не значит, что мы все, живущие на территории района, бессильны что-либо сделать для лучшей подготовки наших юношей к службе в Вооруженных Силах.

Стал снижаться и общеобразовательный уровень призывников. Неблаговидную роль в этом деле сыграл Закон об образовании, по которому вместо обязательного среднего образования, в отличие от развитых стран мира, введено так называемое «основное» образование в объеме 9 классов. Хотя школы района в силу, слава Богу, своего разумного консерватизма еще стремятся дать, по возможности, всем своим односельчанам среднее образование и не закрыть им дорогу в будущую жизнь. Однако уже есть случаи, когда особо не приглашают юношу, окончившего 9 классов, продолжать учебу, чего делать не следует. Нужно подумать и о подготовке его к армии.и к дальнейшей жизни. Да плюс безработица, и в результате сегодня «болтаются» 26 выпускников-юношей из 9-х и 11-х классов. Не работают и не учатся. А что с ними будет к моменту призыва’? А что делается по городам, по России?!

Возникает парадокс: военная техника все усложняется и требует все более и более интеллектуально подготовленных людей, а Правительство страны на этом фоне снижает уровень образованности своим законом. Добавим к этому из рук вон плохое финансирование образования, что ведет к ликвидации малокомплектных и однокомплектных школ в будущем. Сеть школ в нашем районе держится на честном слове, на огромных усилиях администраций территорий да на долготерпении учителей и населения, которые на сегодня оказались мудрее правительства страны и продолжают всеми сипами давать своим детям образование. Но есть, к сожалению, семьи, где на детей наплевать.

Военные действия в Чечне показали низкую боеспособность военных контингентов, которые там были.

Мне думается, это не результат слабого финансирования армии, когда солдат, отслуживший два года, лишь два раза стрелял из автомата, а то и ни разу и не владеет своим оружием как должно. Слабая подготовка офицерского корпуса, отсутствие должного обеспечения в армии и денежного довольствия для семьи — все это породило отсутствие дисциплины, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, воинской чести и достоинства, а во многих воинских частях — формальное исполнение своих служебных обязанностей. Под видом борьбы с милитаризацией страны была ликвидирована в школах начальная военная подготовка. Ранее юноши в школе знали воинские уставы, серьезно готовились в физическом плане, постоянно и регулярно проводились стрельбы из мелкокалиберного оружия, из автоматов и карабинов. Проводились лагерные сборы в военно-спортивном районном лагере, сначала месячные, затем по две недели, лагерь жил по распорядку воинской части. Все это готовило парней к службе в Вооруженных Силах должным образом. Многие ребята из армии писали в школу своим военрукам письма со словами благодарности за воинскую неуку и были там на хорошем счету.

Кроме того, одно время средства массовой информации стали выступать резко на антиармейские темы и даже с рекомендациями, как уклониться от призыва в армию, словно это чужая армия, а не армия нашего народа, где служат не иностранные наемники, а наши дети, наши внуки, родные нам люди. В результате нанесен колоссальный удар по патриотизму, по гордости за принадлежность к Вооруженным Силам. Сейчас, вроде, слегка одумались, но Сделанное требуется долго исправлять.

Но есть и сегодня парни, которые пришли в призывную комиссию с готовностью и желанием служить.

На вопрос военкома:

- В каких войсках желаете служить?

Отвечают:

- Где нужнее, в любых!

А некоторые пришли уже со сложившимся мнением: «Хочу в военно-десантные войска» или «Хочу в пограничники». Это самые популярные рода войск у юношей нашего района. Имеющие водительские права идут водителями в сухопутные войска. Но есть и такие, которые принимают предстоящую службу как печальную необходимость, подчиняясь лишь закону. Работа комиссии по призыву высветила и такой печальный факт, как отсрочка от призыва в связи с судимостью. Подавляющее большинство из этих парней осуждены условно за воровство, а часть пришла из мест заключения. Это говорит о необходимости работы по возвращению нравственного здоровья подрастающему поколению, где главную роль должна играть семья, школа, администрации территорий и организаций. Борьба с безработицей молодежи — одна из главных задач в этом плане. Именно безделье и безденежье на юношеские расходы толкают взрослых парней на преступление.

Что же можно сделать в плане улучшения призывного контингента? Видимо, подготовку следует пустить по двум главным направлениям. Это раннее выявление отклонений от нормального здоровья и контроль за лечением юношей. И второе—это психологическая и физическая подготовка. Эту задачу решают образовательные учреждения, в том числе наши школы, профтехучилище, детско-юношеская спортивная школа в рамках предметов основ безопасности жизнедеятельности и физкультуры. Также через различные спортивные секции, соревнования, туризм.

Может быть, эти мерь» не исчерпывающие, но во всяком случае в какой- то степени помогут в решении проблемы. Давайте каждый будем делать все от нас зависящее в этом плане для нашей армии и для самих юношей.

 

 

Это мне снилось на фронте

«Вот бы мне взлететь»

 

Недавно ко мне, как к выпускнику школы №1, подошли две ученицы первой школы с вопросом: «Какими Вы были в юности, чем занимались, как жили?»

Юность моя и моих сверстников совпала со строительством новой жизни после Октябрьской революции и гражданской войны.

Мы родились вскоре после образования СССР в 1924-25 годах. Мы в раннем детстве застали НЭП и были свидетелями коллективизации сельского хозяйства, строительства заводов, электростанций, целых отраслей промышленности, которых вообще не было в России до революции — таких, как авиационная, автомобильная, тракторная, тяжелого машиностроения... В то время не хватало рабочих рук, особенно технически грамотных инженеров. Их нанимали на работу из Германии, Франции, Англии и других стран Европы.

Перед молодежью стояла задача - учиться и стать профессионально грамотными специалистами.

В поселке Арти в 1939 году был сделан первый выпуск десятиклассников из стен первой в районе средней школы №1. Наш класс выпускался в 1943 году. В классе было 26 учеников, из них 10 юношей. Это был пятый по счету выпуск школы. Тогда вся жизнь молодежи в стране и в поселке была направлена на военно-патриотическое воспитание, на подготовку к современной войне и овладение боевой техникой, так как в 1934 году в Германии к власти пришел фашизм с претензией на мировое господство. В воздухе запахло войной.

Многие артинские мужчины в гражданскую войну служили в Красной армии в прославленной 30-й Уральской дивизии. Вернувшись домой, с собой они принесли дух победы, оптимизма и делали все, чтобы мы, мальчишки и девчонки, росли будущими бойцами за свободу и независимость нашей Родины, за благополучие народа. Жизнь была трудной, но боевой и полной надежды, что завтра будет лучше, чем сегодня. Военно-патриотическая работа шла по всем линиям. Ежегодно на 1 Мая и октябрьские праздники конно-кавалерийский клуб любителей конного спорта поселка демонстрировал на улице Ленина скачки с рубкой лозы шашкой. Руководил им бывший участник гражданской войны Шевалдин. Во время демонстраций по улице ехала тачанка с пулеметом, Анкой-пулеметчицей и В.И. Чапаевым. На берегу пруда у клуба завода стояли «партизанские пушки» - самоделки, из них стреляли в честь праздника. По улицам Артей в парадном строю проезжал конный милицейский отряд, состоящий примерно из 30 всадников, вооруженных винтовками, шашками, пулеметами. Все это на нас, мальчишек, производило огромное впечатление, и возникало желание поскорее вырасти и вступить в армию. В поселке, там, где сейчас обелиск участникам Великой Отечественной войны, стояла парашютная вышка. В погожий день мы имели возможность прыгать с парашютом. Там, где сейчас на Рабочей Молодежи здание быткомбината «Швейник», стояла церковь - в ней размещался ОСОАВИАХИМ, который занимался подготовкой молодежи поселка к службе в армии практически. Там стоял планер, на котором ребята постарше нас взлетали зимой со льда пруда и с Красной горки, что в Серебровке. Планер запускался резиновым канатом, который мы, мальчишки, с удовольствием тянули до взлета планера. А после взлета мы, человек 20, валились все в кучку. Было весело и думалось: «Вот бы мне взлететь».

В школе мы изучали теорию и практику санитарного дела, противохимической обороны, сдавали нормы на значок ГТО, ВПХО. Постоянно, почти каждый день, можно было стрелять из мелкокалиберной винтовки и сдавать нормы на значок «Ворошиловский стрелок». Так рождались будущие снайперы и просто будущие солдаты.

 В 9 и 10 классах мы сдавали обязательные стрельбы из боевых карабинов в Кислом логу. Учились на местности (на Мертвяцкой горе) тактике оборонительного и наступательного боя на уроках военного дела. Изучали материальную часть стрелкового оружия. Когда в 1941 году началась война, мы морально, психологически и практически к ней были готовы. Объявление войны не вызвало у нас растерянности и отчаяния, мы рвались в бой и не совсем понимали наших плачущих мам. Чего это они боятся?

С началом войны в школе был введен военный день. Все уроки были посвящены подготовке по курсу молодого бойца (юноши) а девушки занимались по курсу «медицинская сестра». В 9-10 классах было введено изучение трактора, так как мужчины ушли на фронт, и многие тракторы в колхозах и МТС остались без трактористов.

С мая 1942 года, после досрочной сдачи экзаменов за 9 классов, я и мой друг Анатолий Милютин, секретарь школьной комсомольской организации, начали работать на посевной в колхозе «2-я Пятилетка». Я трудился сначала прицепщиком, затем - севалем, затем - трактористом. Тогда мы жили на полевом стане, выполняли все работы по зерновым культурам и заготовке кормов и вернулись в школу после октябрьских праздников, после обмолота и сдачи хлеба государству. К новому году мы догнали по учебным предметам класс, а в феврале 1943 года - в возрасте 17 лет из 10 класса были призваны в армию и направлены на учебу в Черкасское пехотное училище в Свердловск. Всего из нашего района поступило тогда в это училище 50 человек.

«А что было занимательного в вашей жизни?»

Мы жили заботами страны как лично своими. Нас все касалось. Мы дышали в унисон со всей страной. В свободное время любили всем классом отправиться в лыжный поход в лес за 20-25 километров, обычно на лесоучасток Кокай. Возле лесоучастка в лесу варили суп или пельмени и вечером приходили домой, уставшие и счастливые. У многих юношей были охотничьи ружья для охраны от многочисленных тогда волков, но отбиваться от волков ни разу не пришлось, так как они хотя и появлялись, но ни разу не напали.

Как только замерзал пруд, мы целыми днями катались на коньках. Вечером ехали в верховья пруда, рвали камыши пучками, поджигали пучки и цепочкой друг за другом двигались, размахивая горящим камышовым факелом. Было очень красиво, особенно издалека, и весело.

Правда, приходили домой с измазанными сажей лицами и с дырками на одежде, за что получали соответствующее внушение от родителей, и тогда было совсем не весело. С одеждой было тогда нелегко, да и без этого на нас, мальчишках, все горело, как на огне. Учились мы в одну смену. После обеда, кто хотел, приходили в школу готовить уроки, так как учебников было очень мало. Например, учебник по истории древнего мира был всего один на класс, и тот у учителя. Произведения писателей, нужные по программе, были в двух-трех экземплярах. Поэтому читали книги вслух в классе. Контурные карты чертили сами, потом их сами же заполняли. Но нас это ничуть не огорчало. Часто, когда все уроки были сделаны, мы устраивали танцы. Просили учителя физики Владимира Александровича Бусыгина (погиб на фронте) поиграть на школьном рояле вальсы, танго, фокстроты. Девчонки нашего класса всех нас, парней, научили танцевать. Нам это очень нравилось. Школа для нас была вторым домом. Класс был дружный, как одна семья. Тому, кто вдруг начинал отставать в учебе, помогал весь класс и не позволял запустить учебный материал. Отстающих в классе не было. Летом мы всем классом ходили в лесосеки Кокая за малиной, по пути купались в Уфе. Часто отдыхали за прудом на лодках. Проводили свое свободное время все вместе. Правда, свободного времени было мало, так как многие домашние работы лежали в семьях на нас.

Все мы любили природу, свой поселок и жемчужину поселка - пруд, запрудный бор, полный тогда черники. Это мне снилось на фронте, и именно это представлялось мне Родиной. Да плюс семья - родители и братья. Было за что воевать с фашистами. Все ребята и девчонки из нашего класса были патриотами. Все окончили техникумы, институты, достигли высоких успехов в труде, и все были признаны достойными людьми.

Мы привыкли все делать сами, без посторонней помощи, но всегда были готовы помочь другому. Все мы активно участвовали в строительстве жизни в нашем поселке, в стране и ее защите.

 

 

Звезды золотые Родины моей

 

Сегодня «правые» рвутся к власти, стремятся убедить молодежь, что раньше жизнь была плохая, так как не было колбасы, столь любезной Гайдару. Да, часто и не было, и не только колбасы, но и многого другого. Страна все вкладывала в промышленность, в оборону, в сельское хозяйство, в образование, медицину, и только благодаря этому мы и победили «непобедимого Гитлера», а потом, в отличие от нынешних последних десяти лет, за десять лет после победы построили заново тысячи городов и сел, заводов на бывшей оккупированной немцами территории. Мы отстояли в боях и создали могучее государство почти заново, с которым все в мире считались, в том числе и США, не то, что сейчас. На душе у нас у всех был праздник и вера в будущее, хотя на столе и тогда было пустовато. Мы все были оптимистами, и сегодня, в годы упадка и разрухи, обнищания большинства народа, мы с удовольствием вспоминаем прожитое нами время, гордимся нашей востребованностью, результатами своей жизни назло хулителям всего нам дорогого, захватившим достояние народа. Пусть эти ныне жирующие Березовские, Чубайсы, Немцовы и прочие Хакамады и иже с ними так называемые демократы разных мастей, обкрадывающие государство, ненавидящие свой народ, который породил их, вырастил, дал бесплатное образование, помнят русскую пословицу «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Я не перечисляю фамилий одноклассников, да это и не имеет особого значения, так как все мы были одинаковы, как патроны в обойме, и по духу, и по делам, но очень индивидуальны по увлечениям, характерам и выборе жизненного пути. Самым дорогим и интересным у нас были дружба и наша жизнь на благо Родины.

 

 

Здравствуйте!

Когда жизненный опыт осмысливается человеком, то неизменно происходит переоценка ценностей, подчас далекая от понимания молодыми. Иначе воспринимается обычное слово «здравствуйте», которое ты и сам произносил часто мимоходом, не вдумываясь в его философскую сущность. А сейчас она значит для меня много больше, чем просто приветствие, и воспринимается как пожелание здоровья и дальнейших лет жизни, когда, конечно, оно произносится не на бегу, а глядя в глаза собеседника, да еще с пожатием руки, как принято у нас на Руси.

Здоровье, которому в юности да и в средние годы люди не придают особого значения до тех пор, пока какие-то жесткие обстоятельства не уложат человека в постель и не поставят его на грань «быть или не быть». Имея необходимые условия для жизни, человек начинает отчетливо понимать, что нет ничего дороже собственного здоровья и здоровья своей семьи. Мечты молодости (капитал, квартира, машина, карьера и т.д.) оказываются абсолютным мизером, ничего не стоят, по сравнению с тем, что твои глаза видят, что ты утром проснулся и увидел восход солнца, зелень листвы с каплями росы в легкой туманной дымке. Все тело твое наполняется желанием встать и пойти навстречу этому дню. И огромное счастье в том, что ты без труда, с легкостью можешь это сделать. А в голове твоей одна мысль - о членах твоей семьи и о близких людях. И если все здоровы, и все у них хорошо - у тебя невольный вздох облегчения, и желание жить многократно умножается, и мир приветствует тебя только мажорными нотами. Такая возможность жить и ощущать мир вокруг и есть наивысшая радость и счастье жизни.

Особо ты ценишь эту возможность просто встать и пойти, если раньше тяжело болел и был прикован к постели. Но, увы, выздоровление и поддержание жизненного тонуса не приходит само собой. Здесь огромное значение имеет доброжелательная, мягкая (но со стальным сердечком внутри) воля и высокий профессионализм врача, сумевшего найти самый рациональный и результативный метод лечения, сумевшего убедить больного в неизбежности возврата к полноценной жизни. Таким врачам нет цены, хотя иногда сам больной не всегда это понимает.

Ваш покорный слуга прошел эту жестокую школу жизни, но мне несказанно повезло, после четырех ранений одновременно в живот и левую руку, несовместимых с жизнью, при освобождении Белоруссии, попасть в руки именно такого врача - начальника нашего медсанбата профессора полковника Иванова, заведующего кафедрой полостных операций 2-го Ленинградского мединститута. Когда я через трое суток после операции пришел в себя, он пришел к нам в палату и задал мне вопрос: «Ты живой? Ну, живуч человек! Я тебе операцию сделал для очистки совести - уж больно ткани жизнеспособные. Сердце тебя вытащило с того света и выдержало шестичасовую операцию. Оно у тебя сделано на троих. Я подумал, чем черт не шутит, а вдруг выживет?». А я подумал, что только благодаря его мастерству и нестандартным решениям я и остался на этом свете. Он просил меня написать ему, как поведут себя моя печень и реставрированный кишечник после уникальной операции. Я чув


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: