ЛЕКЦИЯ 5 ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО БИОЛОГИИ
С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку.
Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе урочных занятий и внеурочной работы методов учебно–исследовательской и научно – исследовательской деятельности. Остановимся на характеристике этих двух понятий, этапах их осуществления и приведем конкретные примеры тем для учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности по биологии.
|
|
В нашем представлении исследовательская деятельность обучающихся – форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Исследовательская деятельность предполагает активное развитие ключевых компетентностей, связанных с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов, действием путем «проб и ошибок».
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайскаямудрость
По статистике обучающиеся сохраняют в памяти:
20% того, что читали;
50% то, что наблюдали;
90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли
Исследовательская деятельность часто сохраняет все признаки учебной деятельности, поэтому проблемы, решаемые в процессе этой деятельности, чаще всего являются не строго научными, а скорее учебными.
По времени исполнения исследовательская деятельность может быть:
n Краткосрочная (применяется на уроке)
n Среднесрочная
n Долгосрочная (применяется во внеурочное время)
Нами используются все типы исследовательской деятельности. Попытаемся выявить отличия научных и учебных проблем.
Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых обучающимися
Признаки сравнения | Учебная проблема | Научная проблема |
Новизна | Предполагает открытие знаний, не известных только обучающемуся или группе обучающихся | Предполагает открытие знаний, не известных до настоящего времени науке |
Наличие противоречия | Противоречия между имеющимися и необходимыми для решения учебной проблемы знаниями | Противоречие между известными науке теориями, законами и новыми фактами, не укладывающимися в рамки данных теорий, принципов и законов науки |
Результаты проверки гипотезы | Получение результата, его осмысление и включение в существующую систему знаний обучающихся | Получение объективно достоверного знания, соотнесение его с существующими научными теориями, принципами и законами. |
|
|
Перейдем к характеристике понятий «учебно – исследовательская» и «научно – исследовательская деятельность».
Под учебно – исследовательской деятельностью обучающихся мы понимаем организованную педагогом деятельность, направленную на поиск, объяснения и доказательства закономерных связей анализируемых фактов, явлений или процессов, характеризующуюся постановкой учебной проблемы, выдвижением гипотезы для ее разрешения, ознакомлением с литературой по данной проблеме, овладением методикой исследования, сбором собственного материала, его анализом, обобщением, написанием итоговой работы и ее представлением перед сокурсниками и преподавателями.
В учебно–исследовательской деятельности помимо этапа осознания и формулирования проблемы можно выделить такие этапы, как формулировка целей исследования, исследовательских задач, выдвижение гипотезы, поиск путей проверки и сама проверка гипотезы, обсуждение полученных результатов и получение одобрение товарищей и педагогов.
Научно-исследовательская деятельность (в отличие от учебно - исследовательской) направлена на выявление объективно существующих закономерностей явлений и процессов, происходящих в социоприродной среде. В научно – исследовательской деятельности обучающихся можно выделить следующие этапы:
ü мотивация научно- исследовательской работы;
ü выбор направления исследования;
ü выдвижение гипотезы и постановка задач;
ü фиксирование и предварительная обработка данных;
ü обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез;
ü оформление результатов работы;
ü представление исследовательской работы.
Таим образом, этапы учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности в основном совпадают. Но, как уже было сказано выше, эти два вида деятельности имеют целый ряд отличий
Отличия учебно – исследовательской от научно – исследовательской деятельности
Анализируемые признаки | Учебно - исследовательская деятельность | Научно–исследовательская деятельность |
Степень самостоятельности | Выдвижение гипотезы, планирование путей достижения задачи либо с помощью педагога | Самостоятельно могут выявить проблему, сформулировать задачу, выдвинуть гипотезу, спланировать пути достижения поставленной задачи, накопить исследовательский материал и сделать выводы и оценить результаты работы |
Формы представления результатов (внешнее выражение продукта исследовательской деятельности) | Реферативная работа с элементами исследований, тезисы, письменный доклад, выступление на ученической конференции | Научно – исследовательская работа, проект, научная статья, тезисы, выступление на научно – практической конференции |
Значение полученных результатов для развития личности | Способствует развитию личности, формированию мировоззрения, решению индивидуальных образовательный и исследовательских задач |
К научно – исследовательским работам обучающихся предъявляются более высокие требования, нежели к работам, выполненным по результатам учебно- исследовательской деятельности. При рассмотрении научно – исследовательских работ по биологии особое внимание обращается на соответствие формулировки темы работы ее содержанию, на наличие или отсутствие контрольной группы, на статистическую обработку полученных данных и на соответствие выводов и результатов исследования.
|
|
Приведу перечень возможных тем для учебно-исследовательской деятельности по биологии