double arrow

Деятельность психотехников в Беларуси

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической ла­боратории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предполага­лось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследова­ния и начать работу по профотбору и профконсультации. Было Предложено организовать краткосрочные курсы но Научной орга­низации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора СМ. Василейского при актинам участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворовского и С.М. Вержболовича.

В архивах за 1924 г. содержатся первые материалы, связанные с приездом С.М. Василейского в Беларусь для работы в БГУ, в частности, заявление профессора Самарского государственного университета Василейского Серафима Михайловича о замещении им должности заведующего кафедрой психологии БГУ. Вскоре был рассмотрен вопрос и о создании психотехнической лаборато­рии — это практическое направление в развитии отечественной психологии также связано с именем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблема­тике, и психотехники первыми вышли на психологический анализ практической, трудовой деятельности человека, хотя и не понимая еще всего значения этих проблем для психологической науки.

По общей оценке А.Н. Ждан [18, с. 315], ведущая роль в разви­тии психотехники в стране принадлежала и СМ. Василейскому. Вместе с тем, уже в начале 20-х годов появляется тенденция к отделению советской психотехники от зарубежных исследований, высказывалась мысль о классовом характере психотехники, что привело в дальнейшем к отрицательным последствиям в развитии самой отечественной психологической науки

Деятельность С.М. Василейского по развитию психологии в Беларуси

С.М. Василейский (1889—1961) был сыном деревенского свя­щенника Самарской губернии. После окончания Самарской семи­нарии он поступает в Петербургский психоневрологический инсти­тут, где его увлекают естественные науки, психология и филосо­фия. Одновременно он занимается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

По воспоминаниям современников (К.К. Платонов), Серафим Михайлович отличался необыкновенной усидчивостью и трудолю­бием. Для усовершенствования в области психологии он был направлен университетом в Лейпциг, где слушал лекции В. Вундта и работал в его лаборатории. С 1917 по 1924 г. он работал в Самар­ском государственном университете. Дальнейшая его деятельность протекала в БГУ, где он читал курсы психологии и педагогики.

В архивах БГУ имеются документы о деятельности СМ. Василейского в Беларуси. В частности, в протоколе № 1 заседания педагогическо-методологической комиссии БГУ от 7 февраля 1924 г. отмечалось:

«Присутствовали: проф. В.Н.Ивановский, проф. Д.А.Жари­ков, преподаватель И.В. Пятосин, преподаватель Н.В. Азбукин, ассистент В.В. Перебилло и студент Выдрицкий. Председатель­ствует проф. Д.А. Жариков.

Слушали: заявление проф. Самарского государственного уни­верситета Серафима Михайловича Василейского на имя декана Педфака БГУ. В заявлении Василейский СМ. просит выставить его кандидатуру на занятие кафедры психологии или педагогики в БГУ.

Постановили: «Признать кандидатуру проф. СМ. Василейского на вакантную кафедру психологии (желательной) и ходатай­ствовать перед деканатом об утверждении его профессором по ка­федре психологии с представлением ему по возможности с текуще­го семестра не менее 12 часов в педелю, как по ведению курсов, так и по ведению практических занятий».

В протоколе № 3 заседания педагогической методологической комиссии от 9 апреля 1924 г. отмечалось:

«2. Слушали доклад И.М. Соловьева о постановке преподава­ния психологии и педагогики на педфаке. Постановили: «Ввиду того, что кафедра психологии и кафедра педагогики должны вы­полнять ответственную задачу в связи с реорганизацией Педфака, а также ввиду незамедлительного перехода к экспериментальным методам, необходимости создания педагогического музея, органи­зуется психотехническая лаборатория.

Комиссия находит необходимым ходатайствовать перед дека­натом:

1. Об объединении вспомогательных учреждений, обслуживающих дисциплины психологии, педологии, экспериментальную педагогику, научную организацию труда; комнаты, кабинет, лаборатории, музей... и создать Психопедагогический институт.

2. О предоставлении названному институту на первое время не менее 3-х комнат с общей кубатурой 30 куб. сажень.

3. Об изыскании средств на организацию экспериментальных исследований и практических занятий для студентов, без каковых современная постановка преподавания наиболее видных для педагогических дисциплин явлений совершенно невозможна».

Деятельность СМ. Василейского по преподаванию психоло­гии is БГУ сочеталась с научно-исследовательской работой на посту заведующего психотехнической лабораторией. Результаты последней получили отражение в ряде его печатных работ по пси­хологии, вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 г. профессор Василейский в качестве члена со­ветской делегации участвует в международной психотехнической конференции в Париже.

По сведениям, полученным из беседы с Б.А, Бенедиктовым (от 3 марта 1996 г.), можно утверждать, что в 1937 г. профессор Василейский был репрессирован и выслан в Пермь. Лишь после войны он возвращается в Горький, где становится заведующим кафедрой психологии. В 50-х годах он защитил докторскую диссертацию, но в силу СЛОЖИВШИХСЯ обстоятельств ее не утвердили. На него была написана жалобе В ВАК, как выяснилось в дальнейшем» не обоснованная.

В Горьком профессора Василейского знали как талантливого лектора, легко овладевающего вниманием любой аудитории, умею­щего не только передавать знания, но и воспитывать и слушателях высоконравственные качества. Будучи з;шеду1шцим кафедрой пси­хологии в Горьком, СМ. Василеиский создал дружный, сильный в научном отношении коллектив. Почти все члены кафедры — это бывшие аспиранты СМ. Василейского — в дальнейшем получили ученое звание профессора. Немало его учеников, окончив аспиран­туру, продолжали работу в области психологии и педагогики в разных городах страны.

В 1927 г. СМ. Василейским была опубликована книга «Введе­ние в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований», о которой известный психолог, профессор Е.А. Аркин писал в журнале «Асвета» в январе 1928 г.: «Книга, несомненно, заполняет пробел, остро ощущавшийся как учащимися педагогических кузов, так и широким кругом лиц, зани­мающихся вопросами изучения личности и, в частности, ребенка. Настоящая работа представляет собой не поверхностную компиля­цию, а результат хорошо продуманной систематизации добросовест­но изученного материала. К достоинствам книги следует отнести ясность, точность и научную обоснованность изложения, несмотря на его сжатость, В рамках сравнительно небольшой книги... дано систематическое изложение всех основных направлений в методо­логии и методике психологических и педагогических исследований, Хотя критике отдельных методов отведено второстепенное место, но она не отсутствует. Может быть, в этой критике автору следовало бы быть более решительным, но отсутствие этой решительности в книге, призванной служить «Введением», вполне понятно».

\ В 1928 г. была опубликована еще одна работа СМ. Василей­ского — «Статистический метод в применении к психологии, педа­гогике и психотехнике». В ней «... рассматриваются основы статис­тического метода, включая закон большого числа. На конкретных примерах раскрывается методика обработки данных, полученных в результате психологических и педагогических экспериментов, на­блюдении, анкет и т.д. В известной степени книга не утратила зна­чения и до настоящего времени» — так характеризует эту книгу че­рез 42 года после ее издания доктор философских наук профессор В.М. Ковалгин.

В 1929 г. психологами университета СМ. Василейским, А.А. Гай-воровским, СМ. Вержболовичем было опубликовано фундамен­тальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические осно­вы профориентации, нрофконсультации и профотбора, дается ана­лиз теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригод­ности человека к профессии.

Профессор СМ. Василеиский исследовал также вопросы пси­хологии детского мышления. Результаты этих исследований полу­чили отражение в его работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей».

Весьма разносторонняя деятельность СМ. Василейского в Бе­ларуси особенно активно протекала в период 1925—1928 гг., когда ОН возглавил психотехническую лабораторию в Минске. Под руко­водством СМ. Василейского сотрудниками лаборатории была про­делана большая работа, например, в 1925 г.:

1. Психотехническое обследование выпускников Минской объединенной профтехшколы с целью выяснения значения умственной одаренности для их школьной и профессиональной успевае­мости.

2. Психотехническое исследование телефонисток центральной городской станции г. Минска в целях их профоценки и составления профессиограммы (получено совпадение на 94% с данными администрации).

3. Психотехническое исследование инспекторов Народного Комиссариата РКП (Рабоче-крестьянской инспекции) с целью составления профессиограммы.

4. Психотехнический отбор кандидатов, поступающих в военную окружную школу погранохраны с целью разбивки их на 6 параллельных групп по умственной одаренности (получено совпадение с оценкой преподавателей более, чем в 90 процентов случаев).

5. Психотехнический отбор студентов Ком пуза им. В.И.Ленина.

6. Профотбор лиц, поступающих в объединенную профтехшколу металлистов и деревообделочников и др.

В 1926 г. лабораторией были выполнены следующие работы:

1. Исследование курсантов погран школы комсостава для выделения особой кавалерийской группы (исследовано 150 человек).

2. Исследование круга реальных представлений и знаний (из области современности, царского строя, природы и техники) у кавалеристов дивизии (200 человек) в целях выявления профиля их обще культурно го и общежизненного развития.

3. Исследование круга реальных Представлений и знаний в школе Погранохраны (140 человек).

4. Исследование курсантов полковой школы дивизии (300 человек) в целях выявления связи между умственной одаренностью и пригодностью к замещению различных командных должностей.

5. Исследование шоферов Белавтопромторга в целях установления их профквалификации. Получено совпадение на 75% с данными администрации.и значительно большее совпадение с практикой езды и статистикой несчастных случаев.

6. Исследование кондукторов Автопромторга в целях установления их профпригодности.

7. Исследование молодых воинов (пограничники, 750 человек), поступающих в отряды погранохраны, в целях разбивки на ряд групп по их общей одаренности.

8. Исследование кандидатов, поступающих в Минский Комвузим. В.И.Ленина.

9. Ряд работ профессиографического характера. Разработка психограммы шофера, кондуктора, железнодорожника (дежурного по станции), красноармейцев погранохраны, кавалеристов и т.д.

В 1927 г. штат лаборатории увеличился на двух сотрудников — доктора Школышкова, который должен был провести работу по вопросам изучения физиологии труда, и технической сотрудницы Н.И. Трубенок, выделенной для работ в лаборатории Минским окружным отделением народного образования, так как в этот год лаборатория ставила перед собой ряд педолого-психотехнических задач. Кроме этого лаборатория проводила ряд работ в контакте с другими учреждениями, научными и практическими работниками школ и диспансеров. Так, была проведена работа по организации психологических испытаний в нервной клинике Белорусского го­сударственного университета, по организации профкопсультации при центральном детском диспансере г. Минска, по организации ряда психотехнических исследований в ряде воинских частей (в том числе и погранохраны), в результате чего создался кабинет по изучению вопросов психофизиологии при соответствующих управ­лениях. Кроме того, в исследовательских работах лаборатории принимал участие ряд педагогов, врачей и других работников в лице доктора Писемского, Поиругина, Кравчинского, Левинтона, Яголдовского, Афонского, Никотина, доктора-педолога Пикулик, док юра Александровича, педологов Вольфсона и Богдановича, профессора Лясковского, секретаря Ассоциации Научной органи­зации труда Ракова, практикантов Вишневской, Малинипа, Андреевой, а также целый ряд других исследователей, рабо­тавших в контакте с лабораторией или проводивших работу под ее руководством и по ее заданиям.

Сотрудники лаборатории принимали активное участие в рабо­те Всебелорусской ассоциации НОТ и Медико педологи ческой ассоциации при Наркомпросе. Кроме этого, лаборатория являлась своего рода центром по снабжению педологических и психотехни­ческих кабинетов белорусских педтехникумов необходимыми им приборами и тестами.

За 1927 г. лабораторией проделаны следующие исследователь­ские работы:

1. Анализ профодаренности учеников школ-фабзауча в целях установления профквалификации и составления профессиограммы.

2. Исследование круга реальных представлений и знаний у разных групп населения БССР в целях выявления уровней общежизненного и общекультурного развития различных возрастных, половых, национальных и социальных групп населения БССР.

3. Методологическое (в целях профессиографии) исследование профодаренности хирургов клиник Белорусского государственного университета (исследование не закончено).

А. Исследование круга литературного опыта современной мо­лодежи в целях выявления различных типов литературного опыта их различных групп (исследованием охвачено около 800 человек). Для исследования составлен ряд специальных тестов.

5. Исследование спецодаренности шахматистов (участников одного из окружных шахматных турниров) в целях проверки и составления психограммы шахматиста.

6. Исследование профпригодности кочегаров.

7. Исследование слушателей железнодорожного техникума Западной железной дороги а целях установления их профодаренности и др.

В 1928 г. штат лаборатории изменился в связи с уходом докторов Школьникова и Трубенок и включением в штат нового работника Иносовой для обработки материала В середине 1927 г. лабораторией было получено из Германии значительное количество аппаратуры, а с переходом лаборатории в Институт охраны труда она получила три большие комнаты, одна из которых использовалась для коллектив­ных испытаний, другая была отведена для аппаратурных установок, в третьей был оборудован кабинет заведующего лабораторией.

В 1928 г. лабораторией была проделана также большая работа:

1. Исследование профодаренности зубных врачей в целях составления профессиограммы методами экспериментальною сравнения.

2. Профконсультация для подростков, направленных Мишкой биржей труда на производство.

3. Профконсультация для учащихся, окончивших школу 2-й ступени.

4. Широкая профориентация молодежи, выражающаяся в организации ряда массовых докладов на тему о выборе профессии и психологических особенностях основных профессий.

5. Профотбор молодежи, поступающей в профтехшколы фабзауча и др.

За время существо психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд печатных работ, в частности: СМ. Василейским: «Введение в теорию и технику психологических, педоло­гических и психотехнических исследований* и «Опыт психотехни­ческой квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским: «Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профоотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессии (пе­реработка Липмановекого вопросника)»; СМ. Василейеким, А.А. Гайворовским, СМ. Вержболовичем: «Из теории и практики профконсультации и профориентации».

Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона.

Непосредственно Василейским были адаптированы следую­щие тесты: тест Бурдона, тест на вставку слов, тест Эббингауна, тест умозаключения, тест на знание слов и объектов (разработан совместно с А.А. Гайворовским).

Помимо этого лабораторией также сконструирован ряд ориги­нальных приборов, из которых можно отметить следующие: слож­ный экспозиционный прибор для исследования дежурного по станции, прибор для исследования мышечной памяти, прибор для измерения меткости удара, сложнокомплексный прибор, объеди­няющий в себе кимограф, мнемометр, компликационные часы и хроноскоп (отмечающий время до 1/50 доли секунды), прибор для исследования точности и координированное.™ работы на узко ограниченном поле (для исследования зубных врачей), видоизме­ненный и упрощенный аппарат Мюнстерберга для исследования шоферов, аппарат для исследования подвижного глазомера и ряд других менее значительных приборов и аппаратов.

В 1929 г. лаборатория продолжила работу в следующем составе заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе ла­боратории принимала деятельное участие фуппа педагогов и сту­дентов в составе: М.И. Самойлович-Мановой, Н.Б. Ильящевич, М.Н. Поляковой, Н.Л. Ивицкой, И.Е. Шахотько, К.К. Белькевич, Н.Б. Ватации, Г.Н. Петрова, Н.Н. Востокова, Г. Дезент, В.Н. Андре­евой и др.

Деятельность СМ. Василейского в качестве заведующего ла­бораторией была разнообразна. Проблемы, которые им поднима­лись, нашли свое отражение в трудах его учеников и последовате­лей и являются актуальными и в настоящее время.

Умер Серафим Михайлович в 1961 г. Профессор Б.А.Бене­диктов вспоминает обстоятельства его смерти: «Брат СМ. Василейского с белой армией покинул Россию еще в годы Гражданской войны и находился в Чехословакии. В период хрущевской оттепе­ли в 1961 г. ему разрешили приехать в СССР (он был амнистиро­ван). В ожидании брата СМ. Василейскпй пошел в баню и и па­рилке умер от сердечной недостаточное in.

Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатории

Профессор В.М. Ковалгин, занимавшийся вопросами истории психологии, отмечал, что работа А.А. Гай воровского «Развитие кру­га общежизненного и обшекультурного опыта современного ребен­ка», излагающая результаты социальных представлений белорус­ских школьников того времени, интересна, в том числе, и в истори­ческом плане, особенно для сравнения исследований психологии детей конца 20-х годов и нашего времени.

А.В. Петровский в своих исследованиях подчеркивал, что сре­ди психотехнических работ значительное число было посвящено вопросам профессиографии, отбора представителей различных профессиональных групп, изучению утомления и упражняемости [43]. Психологические исследования проводились в Центральном институте труда (ЦИТ) (Г.Х. Кскчссв, А.А. Толчинский, Б.Н. Се­верный, Н.Д. Левитов и др.), в Украинском институте труда (Ф. Ду­наевский), в Казанском институте труда (М. Юровский) и Минском институте труда (А. Гайворовский).

В Государственном архиве Беларуси хранятся анкета и авто­биография Александра Александровича Гайворонского. Родился в октябре 1899 г. в Самаре. В 1921 г. закончил психологическое отде­ление социально-исторического факультета Самарского государ­ственного университета (СГУ).

Прежняя учебная и научная деятельность: ассистент кафедры психологии и педологии СГУ; ассистент кафедры психопатологии медфака СГУ; ассистент психотехнической лаборатории.

Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы проф­отбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевско­го»; «Психология взрослого малокультурного человека».

Другой документ содержит представление профессора СМ. Ва­силейского об утверждении на должность ассистента при кафедре педологии педагогического факультета БГУ А.А. Гайворовского.

В отзыве, в частности, указывается, что А.А. Гайворовский «по своей даровитости и усердию в занятиях по указанным дисципли­нам, на семинарах был одним из самых активных участников. Его доклады были всегда содержательны и оригинальны. Зачеты по психолого-педагогическим дисциплинам у него проходили всегда весьма успешно. По моему предложению он был оставлен ассис­тентом на кафедре психологии и педологии. Постоянно помогал мне при проведении экспериментов, проштудировал целый ряд фундаментальных трудов. Гайворовский может успешно работать в БГУ в качестве ассистента по педологии и психотехнике под моим руководством»1.

А.А. Гайворовский внес немалый вклад в развитие психологи­ческой науки в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайво­ровского «Основы психотехники политпросвет работы (библиотека, клуб, школа взрослых)», которая была издана секцией научных ра­ботников БССР в 1928 г. В книге раскрыты основные вопросы политпросвет работы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ научной организации умственного труда.

Профессор К.Н. Корнилов в предисловии к данной работе пи­сал: «Автора этой книги нужно поблагодарить... за то, что он отозвался в столь нужный момент на запросы времени своим... обширным и... серьезно обоснованным трудом».

Книга А.А. Гайворовского была весомым вкладом в психоло­гическую науку именно тогда, когда ощущалась острая потреб­ность в исследовании прикладных проблем психологии, связанных с политическим и культурным просвещением масс, а также с потребностью в научной организации труда людей, занимающихся этим делом.

Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с СМ. Васи-лсйским и СМ. Вержболовичем было опубликовано фундамен­тальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основании профориентации, профконсулкльтации и профотбора, дастся ана­лиз теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуется методика и техника выявления пригод­ности человека к профессии. Однако круг научных интересов А.А. Гайворовского не ограничивался лишь вопросами профориен­тации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей.

А.А. Гайвороиский участвовал в работе Белорусской ассоциа­ции научной организации труда при ЦКК РКИ (Центральная контрольная комиссия рабоче-крестьянской инспекции), являясь, вместе с СМ. Василейским и СМ. Вержболовичем, наиболее актив­ным и в этой ассоциации.

В конце 1928 г., после ухода СМ. Василейского, штат сотрудников лаборатории изменился. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: ведущий лабораторией А.А. Гайворов-ский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное, участие группа педагогов и студентов.

В 1928 г. в Минске вышла книга Гайворовского «Психотехни­ка и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психо­логии читателя и методы изучения его личности. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одарен­ностью и читаемостью. При проведении и следований решались вопросы: какой переработке подвергается содержание прочитан­ной книги в психике читателя; что остается и его памяти после Прочтенных книг. Также уделялось внимание изучению особеннос­тей типов книг. Книга, как отмечает Гайворовский,— это индиви­дуальность, она имеет свой облик, характер, темперамент, умствен­ную одаренность, которая связана с одаренностью и талантом са­мого автора. Книга — это индивидуальность, ждущая своего психо-технического анализа. Особое место занимает в исследовании изучение психологии библиотечных работников, их интересов.

Анализируя психотехнику умственного труда, Гайворовский в своей книге формулирует его общеорганизационные и общетехнические правила. Все они уложены в общенотовскуто формулу: цель, план, расчет. К ним относятся:

1. Выдвижение цели деятельности.

2. Выдвижение плана. Он должен быть эластичным и гибким, так как необходимо учитывать изменчивость жизни.

3. Расчет своих сил и возможностей.

4. Рационализация техники выполнения задач, организация рабочего места.

5. Техника выписок и конспектирования.

А.А. Гайворовским также были сформулированы правила организации умственного труда (гигиена умствен­ной работы, температура воздуха, освещение, гигиена расписания, личная гигиена), общепсихологические правила и положения орга­низации умственного труда, индивидуально-психологические пра­вила их организации. Таким образом, за время существования ла­боратории А.А. Гайворовским и другими сотрудниками была про­делана большая научно-исследовательская работа.

Деятельность С.М. Вержболовича в психотехнической лаборатории

Вержболович Сергей Михайлович (1902—1987) родился в Минске. Законченное среднее образование получил на Минских двухгодичных общеобразовательных курсах (1923—1924 гг.).

В 1928 г. он окончил социально-историческое отделение педаго­гического факультета Белорусского государственного университета. Участвовал в двух войнах: гражданской на Украине (1921—1922 гт.) и Великой Отечественной войне (1941—19-15 гг.).

С 1925 г., одновременно с учебой в университете, СМ. Вержболович начал работать сначала лаборантом, потом научным со­трудником психотехнической лаборатории. Работал над составле­нием психограмм шофера, а также налаживал работу по профори­ентации и профконсультации в минских школах.

В 1929 г. выступал на радио в передачах, посвященных профконсультации, характеризовал наиболее распространенные про­фессии (водителя автотранспорта, вагоновожатого, слесаря, столя­ра, учителя, врача и др.).

Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то СМ. Вержболович привлекался для проведения занятий по учебному плану психологии на педаго­гическом факультете. Одновременно в работе лаборатории прини­мали деятельное участие группа педагогов и студентов: М.И. Самойлович-Мановая, Н.Б. Ильяшевич, Н.Л. Ивицкая, И.Е.Шатько, К.К. Бельковнч, Н.Н. Востоков, Г.Дезент, В.Н. Андреев и др.

С.М. Вержболович принимал активное участие также в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вна­чале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г.— как ответственный секретарь Белорус­ской ассоциации НОТ.

В 1932 г., после демобилизации из рядов Красной Армии, пе­реехал на работу в г. Горький (it это время там работал СМ. Васп-лейскнй).

С.М. Вержболович являлся также членом секции научных ра­ботников, продолжал свою научную работу по плану Института гигиены труда и профболезней, изучал на автозаводе им. Молотоьа рабочие места в цехе покрытия металлов, а и бюро профконсульга-цпп продолжал работу по изучению профессии вагоновожатого.

С 1934 г. работал в должности ассистента, исполняющего обя­занности доцента кафедры психологии Горьковского педагогичес­кого института, где читал теоретический курс экспериментальной психологии и проводил практические занятия по атому курсу.

В отзыве о научных трудах Вержболовича К.Н. Корнилов, в конце 1935 г. утверждавший Сергея Михайловича в должности до­цента, отмечал: «На основании подробного ознакомления с тремя работами товарища Вержболовича: 1. «Психотехнический анализ рабочих мест автозавода им. Молотова»; 2. «Опыт психотехничес­кого отбора вагоновожатых трамвая»; 3. Коллективной работы с профессором Василейским и Гайвороискпм «Из теории и практи­ки профориентации и профконсультации» могу констатировать, что все означенные работы достаточно методически обоснованы, хорошо разработаны и в своих результатах имеют большое практи ческое значение.

После принятия постановления ЦК ВКП(6) о педологии (1936 г.) учебный план кафедры психологии был наполовину сокращен. Также соответственно был сокращен состав кафедры, и Вержболо-вич до начала войны 1941 г. продолжил работу в медицинских учреждениях. После войны он переехал в Москву, затем перешел на педагогическую рабо­ту по философии в Педагогический институт им. В.П. Потемкина, а при объединении его с МГПИ им. И. Ленина был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры философии.

В итоге можно отметить, что СМ. Вержболович являлся также одним из родоначальников возникновения практической психоло­гии и Беларуси. Его вклад в развитие этой науки является существен­ным.

В 1968 г. ушел на пенсию и переехал в Минск. Возглавил го­родское общество пчеловодов. Умер СМ. Вержболович в 1987 г., похоронен на Северном кладбище в Минске.

Социально-политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники

В 20-е году в СССР был проведен обзор педологических и психотехнических исследований, которые свидетельствовали о низ­ком уровне нравственного, интеллектуального, физического разви­тия определенной части населения. В среднем у славян и евреев он оказался выше, чем у представителей среднеазиатских республик СССР, а интеллигенция заметно превосходила по уровню интел­лекта рабочих и крестьян. Эти многочисленные работы послужили причиной идеологических обвинений педологии и психотехники в гипердиагностике слабоумия, нравственных дефектов, в призна­нии особых прав на существование «высших классов» и рас, духов-нон обреченности пролетариата и крестьян, что впоследствии при­вет к запрету на проведение тестон и комплексных исследований человека [32-34, 40, 50].

В 1927 г. исследователи НОТ, психотехпики, профконсультанты и психофизиологи были объединены во Всесоюзное общество психотехники и прикладной психофизиологии. Президентом назначили II.И. Шпильрейна.

В 1931 г. психотехника и педология были организационно подчинены п включены и психоневрологию — комплексную дисциплину, которая, по мнению одного из ведущих педологов А.Б. Залкинда, должна была эффективно служить делу социалис­тической реконструкции. Однако психоневрологи также преследо­вались по обвинению в троцкизме. В начале 30-х годов борьба с троцкизмом являлась одним из главных социально-политических факторов идеологических погромов в общественных науках, в том числе педологии, психотехнике и психологии.

Кроме борьбы с троцкизмом, заметную роль в разгроме педо­логии и психотехники сыграли и другие идеологические инициа­тивы Сталина, в частности, его призыв к борьбе с извращениями марксизма в общественных науках, а также с идеализмом и меха­ницизмом, о чем он говорил во время беседы в 1931 г. с бюро партийной ячейки Института красной профессуры. После этой встречи резко изменился характер публикаций в журнале «Педо­логия», «Психотехника и психофизиология труда». Вместо на­учных работ стали печататься статьи, посвященные марксистской критике и самокритике.

Появление педология

В разные времена история педологии излагалась по-разному. Начиная со второй половины 30-х годов и в последующие десяти­летия, после того, как специальным постановлением ЦК партии от 4 ИЮЛЯ 1936 г. педология была предана анафеме, история этой нау­ки изображалась как попытка проникновения буржуазных идей в советскую идеологию и педагогику. В 1937 г. наркомом просвещения Бубновым большая группа педагогов и педологов была арестована и сослана в лагеря. Л в начале 30-х годов о педо­логии говорилось иное, она должна была стать наукой о развития человека. Известен человек, который дал название этой науке. В 1893 г. Оскар Хрисман, ученик Стенли Холла, известного амери­канского психолога, предложил назвать зародившуюся науку о це­лостном изучении ребенка педологией. Никто не предвидел труд­ной судьбы науки. Педология возникла из остро осознанной по­требности получить синтезированное знание о ребенке, позволяю­щее успешно воспитывать и образовывать его. Отдельные науки — медицина, психология, философия, педиатрия, социология, этног­рафия — подходили к ребенку каждая со своих позиций. Но синте­зированные в единое целое фрагменты знаний трудно было использовать в учебно-воспитательной работе. В различных горо­дах Европы и Америки возникли десятки педологических лабора­торий. В числе своих предшественников педологи называли Ка­менского, Руссо, Песталоцци, Гербарта, ибо уже в их трудах стави­лась проблема целостного подхода к ребенку. У истоков педологии стоят знаменитые ученые XIX — начала XX вв. С. Холл, Э. Мейман, Э. Торндайк.

Благотворной почвой для развития педологии оказалась Рос­сия, чему способствовали следующие факторы:

1. Бурное развитие промышленности в начале XX в., рост сельскохозяйственного производства, реформы Столыпина ставили вопрос об острой необходимости в образованных людях.

2. Мировые достижения физиологической школы И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

3. Интерес учителей и родителей к педологии, связанный со значительными трудностями получения в России гимназического образования, без которого нельзя было поступить в университет.

Первые педологические исследования стали проводить Румян­цев, Нечаев, Лазурский, Кащенко в первом десятилетии XX века.

Большое внимание уделялось физическому, умственному (раз­витие самостоятельного мышления), эстетическому воспитанию (с учетом интересов и вкусов ребенка), проблеме взаимоотноше­ний учителя и учащегося. Теоретическая и опытная разработка российских педологов начала века была направлена на создание воспитательной системы, которая бы учитывала индивидуальные задатки каждого ребенка, подготовила бы его к жизни в обществе.

После Октябрьской революции педология стала быстро разви­ваться. В 20-е годы педологи создавали теоретические концепции, активно занимались клинической практикой, обсуждали професси­ональные проблемы. Возникли различные теоретические подходы.

Незадолго до нового 1928 г. в Москве открылся Первый съезд педологов, он длился 10 дней. Работало 7 секций:

* преддошкольная,

* дошкольная,

* первого школьного возраста,

* второго школьного возраста,

* трудного детства,

* организационно-программная,

* исследовательско-методологическая.

Участники съезда приняли постановление, в котором они зая­вили, что советская педология станет подлинной наукой, объектив­ной, диалектико-материалистической системой знаний, направлен­ных целиком на обслуживание широких трудовых масс 134].

Разгром педологии и психотехники начался в 1934 г. Тогда состоялся XVII съезд ВКП(6), на котором констатировалось успеш­ное завершение коллективизации, индустриализации, были приня­ты второй пятилетний план и программа дальнейшей культурной революции. Необходимость в ученых-помощниках отпала, а идео­логические требования к ним усилились. Как справедливо отмеча­ет О.Г. Носкова, психотехнические приемы повышения производительности труда заменились репрессиями, принудительными мерами. В 1934 г. прекратил свое существование журнал «Совет­ская психотехника», в государственном институте психологии была ликвидирована секция психотехники. В середине 30-х годов вместо психотехнических методов повышения производительности труда стал использоваться стахановский метод рекордов, который к тому же «доказал» интеллектуальное и физическое превосходство про­летариата.

В июле 1936 г. в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Шок, вызванный постановлением о педологии, десяти­летиями отбывался в психологическом и педагогическом сооб­ществе.

В постановлении подчеркивалось, что результаты исследова­ний педологов свидетельствовали о социальных условиях в СССР, неблагополучных для развития человека. Вместо анализа причин и рекомендаций для дальнейшей работы по устранению тех отрицательных явлений, которые имели место, этим постановлением «вместе с водой выплеснули и ребенка».

Реализация постановления шла через наркомпросы. Были ликвидированы педологические учреждения, запрещены киши, учебники, закрыт ряд спецшкол. Осенью, после ликвидации психо­техники, в школах также были запрещены профотбор и профконсультации, так как они осуществлялись при помощи тестов и анкет.

Последствия постановления оказались губительными для пси­хологии. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский справедливо указы­вают на такие негативные последствия, как ликвидация комплекс­ного изучения детей и взрослых, задержка развития детской, педа­гогической, инженерной и медицинской психологии [45]. Были также ликвидированы этнопсихология и дифференциальная пси­хология. Запрет тестов лишил психологию одного из необходимых методов исследования и диагностики. Тесты вызывали устойчивое негативное отношение.

Сложной оказалась судьба И.Н. Шпильрейна, который прочел свой доклад «К вопросу о теории психотехники» и сентябре 1931 г. на первом симпозиуме «Теория психотехники». Впоследствии этот доклад с рядом изменений был опубликован в журнале «Психотех­ника и психофизиология труда», 1931, № 4—6(5). Задачей доклада И.Н. Шпильрейна было обсуждение теории психотехники, так как «теоретический кризис психотехники, недостаточность ее теории и отрыв практики от теории становятся все более очевидными». Но в сущности содержанием доклада стала критика зарубежной психо­техники, вызванная «давлением пролетариата» и вышестоящих чи­нов. И.Н. Шпильрейн был арестован 26 января 1935 г., осужден за троцкизм и расстрелян 26 декабря 1936 г.

Итак, в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком просо в» предъявлялись обвинения в признании высших и низших классов и рас, гипердиагностике слабоумия с помощью тестов. В нем сообщалось: «Практика педологов, протекающая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к лженаучным эксперимен­там и проведению среди школьников и их родителей бесчисленно­го количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией».

Зарождение психотехники

Предпосылками зарождения психотехники в нашей стране явились достижения в области гигиены, физиологии, психологии во второй половине XIX — начале XX вв. а также развитие про­мышленности в России. Истоки знаний о психологических особен­ностях профессиональной деятельности связаны с именами великих отечественных ученых — И.М. Сеченова, И.П. Павлова. В.М. Бехте­рева и др). Так, Сеченов первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой дея­тельности, изучил рефлекторную природу психических процессов в трудовых актах, ввел понятие активного отдыха как средства сохранения работоспособности, развивал идею о взаимодействии органов чувств, создал учение об автоматизации движений. Павлов и Бехтерев раскрыли информационную природу сигнала и образа сигнала, подчеркнули значение мотива для деятельности, а также показали обусловленность внутренней динамики нервных процес­сов внешним воздействием.

Серьезное внимание уделялось изучению общих и индивиду­альных особенностей работоспособности и утомления (В.М. Бехте­рев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев и др.). В работах данного перио­да решались вопросы психологического обеспечения профессио­нальной деятельности и закладывались основы решения задач ана­лиза и проектирования психотехнических систем.

Существенное влияние па развитие отечественных исследова­ний в области прикладной психолога оказали работы Ф. Тейлора по организации управления производством, нормированию труда, профессиональному отбору, приспособлению инструмента к рабочему и т.д., также зарождение и быстрое распространение психо­техники.

Специалисты в области психотехники провели обширный круг исследований, посвященных вопросам психологического отбо­ра специалистов, разработке тестовых методик, раскрытию и устра­нению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, организации рабочего места, обоснованию построения клавиатуры пишущей машинки и т.д. За­метное место в ряду психотехников принадлежит Г. Мюнстенбергу, который в своей книге «Основы психотехники» (1922 г.) опре­делил ее задачи, основные причины и методы профессиографии, изложил рекомендации по проведению профотбора и профориен­тации.

Наиболее интенсивно и планомерно исследования трудовой деятельности человека начали проводиться в нашей стране в нача­ле XX в. В Институте по изучению мозга и психической деятель­ности, руководимом В.М. Бехтеревым, в 1919 г. были организова­ны лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональ­ных групп и другие. В 1920 г. создастся Центральный институт труда, где под руководством А.К. Гастева был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологи­ческих особенностей, изучена организация двигательной активнос­ти человека в процессе труда и т.д.

Здесь были проведены первые систематические работы по изучению «человеческих факторов», а в 1921 г. вышла книга К. Танака «Человеческая инженерия».

Под руководством А.Е. Брусиловской, С.Г. Гепперштейна, И.Н. Шпильрейна проведен цикл исследований по профотбору, разработке методов профессиографии, изучению динамики рабо­тоспособности и утомления, рационализации рабочего места вагоноважатого. В 1928 г. впервые были научно обоснованы психофи­зиологические требования к устройству кабины самолета.

В начале 1921 г. в Москве проводится 1-я Всероссийская ини­циативная конференция по научной организации труда и производ­ства. Начали издаваться журналы «Организация труда», «Психофи­зиология труда и психотехника» (с 1932 г.— «Советская психоло­гия»), В 1927 г. создано Всероссийское психотехническое общество. Существенное влияние на зарождение отечественной психоло­гии профессиональной деятельности (психотехники, психологии труда, инженерной психологии) оказали зарубежные исследования в данной области. Сама же инженерная психология стала форми­роваться за рубежом в годы второй мировой войны. Инициаторами создания этого направления выступили американские и англий­ские психологи.

В нашей стране с середины 30-х годов массовые исследования в области прикладной психологии были приостановлены после постановления по педологии, о котором уже говорилось.

В марте 1957 г. на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве был окончательно определен переход от психотехнического направления исследований трудовой деятельности к направлению, которое оформилось как психология труда в ее современном понимании. Тогда же впервые наметилась как самостоятельная область исследований и инженерная психоло­гия, у истоков развития которой стоял и молодой в то время психо­техник Константин Константинович Платонов (1906—1984) — крупный российский психолог, внесший существенный вклад в становление и развитие психологической науки. Он неоднократно бывал в Беларуси, встречался с научной общественностью респуб­лики, выступал перед психологами и студентами ряда наших ву­зов, проводил научные консультации, издавал книги.

Исключительная образованность Константина Константино­вича (он являлся одновременно доктором психологических и ме­дицинских наук), его летная подготовка и богатый фронтовой опыт (войну он закончил в Берлине) определили широту его на­учного поиска и выработали умение видеть все новое, возникаю­щее в этой науке, которой он посвятил всю свою жизнь. Неру про­фессора К.К. Платонова принадлежит более 300 печатных работ.

Успел он подготовить и рукопись, написанную в жанре воспо­минаний. Ее он назвал «Встречи на моем пути. Заметки старого психолога». В ней рассказывается о людях науки, с которыми встречался К.К. Платонов в разные годы. В главе «Советские пси­хотехники» рассказывается о личных встречах с такими учеными, как А.А. Мандрыка, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн и А.И. Ко­лодной.

К.К.Платонов писал: «Работа в лаборатории Южной желез­ной дороги позволила мне узнать психотехнику в ее практике, т.е. «снизу». Но я хорошо смог разобраться в психотехнике и «сверху» в личном контакте с «психотехническими вождями», как их тогда называли».

Основоположником, официальным главой и теоретиком со­ветской психотехники был Исаак Навтулович Шпильрейн.

С 20-х годов по 1935 г. он был общепризнанным психотехником. Родился И.Н. Шпильрейн 7 июня 1891 г. в Ростове-на-Дону, с гимназических времен посещал подпольные кружки и был вынуж­ден еще в раннем возрасте бежать от ареста за границу. Среднее образование он завершил в Париже, а потом, в 1914 г., окончил фи­лософский факультет Лейпцигского университета, учился у осно­воположника экспериментальной психологии (В. Вундта и у осно­вателя дифференциальной психологии и психотехники В. Штерна, у которых он специализировался как психолог. Сестра Шпильрей-на — Сабина — была ассистентом у 3. Фрейда.

С начала первой мировой войны Шлильрейн жил в Германии на положении интернированного военного. В 1918 г., во время ре­волюции в Германии, он с семьей (с женой и двухлетней дочерью) сумел вырваться на родину. Работает с профессором Г.И. Челпановым в Московском университете, а с 1922 переходит в ЦПТ (Центральный институт труда) к А.А. Гастеву. В том же 1922 г. Шлильрейн организует первую в стране лабораторию промышлен­ной психотехники при Наркомтруда и тогда же — секцию психо­техники в Институте экспериментальной психологии. И.И. Шпильрейном были основаны: в 1927 г. Всероссийское психотехническое общество, а в следующем, 1928 г.— журнал «Психофизиология тру­да и психотехника», главным редактором которого он и был.

В этот период наши ученые постоянно общались с представи­телями западной науки. В 1927 г. И.Н. Шпильрейн возглавил со­ветскую делегацию (он сам, С.Г. Гепперштейн, A.M. Мандрыка, М.Ю. Сыркнн, СМ. Василейский и другие) на IV Международной конференции по психотехнике и профессиональной ориентации в Париже. В последующие годы наши психологи и психотехники не-квмеипю участвовали в целом ряде международных форумов: в 1928 г. на V Конференции психотехников в Ютректе, и 1929 г.— на IV Международном съезде по психологии б Нью-Гавене, а в г.— на VI Конференции психотехников в Барселоне, где было принято решение провести VII Международную психотехническую конференцию в Москве. Она и состоялась с 8 по 13 сентября г. под председательством Шпильрейна.

Конец жизни Исаака Навтуловича был трагичным. В начале 1935 г, он был арестован но обвинению в неуважении к правитель­ству. Он разрабатывал тесты с применением так называемого «ме­тода коллизий», широко распространенного и сейчас в зарубежной науке. Испытуемому задавался вопрос, правильный ответ на кото­рый надо было выбрать среди нескольких других, неправильных. Против этого метода возражали многие, считая, что непроизвольная память исследуемого может закрепить эти ответы. Но И.Н. Шпильрейн неосмотрительно вставил в этот тест вопрос «кто такой Ми­хаил Иванович Калинин?» с четырьмя неправильными ответами... Таким образом, период становления советской психотехники — и тяжелое, и замечательное время. Тяжелое потому, что для всей страны эти годы были временем репрессий и гонений. А замеча­тельными они были потому, что в это время жили всесторонне развитые И эрудированные люди. Многие из первых советских психотехников знали несколько иностранных языков, а также учи­лись у таких психологов, как Ж. Пиаже и В. Вундт. Эти люди име­ли огромный потенциал энергии, который отдавали на развитие советской психотехники. И если бы не крах в 1937 г. советской психотехники, может быть, развитие науки в нашей стране было бы на более высоком уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: