В чем метафоричность, триадичность, ресурсность в арт-терапии

Арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; она предполагает также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.

В настоящее время арт-терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной, профилактической).

Понятие творчества охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного. Процесс творчества состоит из трех этапов:

1) создание новых, ранее не существовавших форм материи;

2) изменение, обновление, преобразование и совершенствование уже существующего;

3) разрушение «старого мира» и построение на его месте нового.

Метафоричность арт-терапии состоит в том, что искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Итак, любое произведение искусства - в том числе и то, что создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, - будет своего рода метафорой его жизни. Разнообразие психотерапевтических технологий основано на том предположении, что человек суть нечто цельное, и проблема, существующая в нём, существует одновременно во всех его проявлениях, и нет принципиального различия, каким путем идти к этой проблеме. В конечном итоге все направления в психотерапии основываются все на том же: все в человеке есть метафора всего в нем же.

Если в каждом проявлении человека содержится вся его «проблемная» личностная структура, то не удастся ли нам, устойчиво изменив хотя бы одно из этих проявлений, повлиять на всю структуру? В таком случае изменения, которые клиент вносит в подобный образ «Я», получают некое воплощение и в его личности. Очевидно, что любое действие, совершаемое в жизни человеком, и любое взаимодействие, в которое он входит, имеет для него не один смысл, а много, причем большинство из них - неосознаваемые. Точнее даже будет назвать каждый из этих смыслов - или метафор - уроком. Естественно, что эффективность их усвоения будет разной, но на степень эффективности повлияет не только осознанность каждого из полученных уроков, но и разный уровень готовности к восприятию разных смыслов, частота получения аналогичных уроков и личностные особенности человека.

Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Символ - знак, сущность, которая обозначает другую сущность. Знаком могут выступать объект, изображение, написанное, слово, заменяющее собой некоторое другое понятие, используя для этого ассоциации, сходство или договоренность (например, материальный объект может использоваться для обозначения абстрактного понятия). Символы указывают (или служат в качестве знака) на идеи, понятия и другие абстракции. Символ - условное обозначение какого-либо предмета, понятия или явления; художественный образ, условно воспроизводит устоявшееся мнение, идею, чувства. Символ дает художнику возможность сконцентрировать в образе широкий круг жизненных явлений, позволяет предельно «сгущать» и преувеличивать изображаемое.

Арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, которая осуществляется с помощью символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, который соединяет сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как клиента, так и арт-терапевта. Используя их в своем творчестве, клиент достигает все большей степени интегрированности между этими элементами, с чем связаны богатые положительные лечебно-коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии.

Представления о символе как посреднике в межличностной и внутриличностной коммуникации изначально были характерны главным образом для тех психотерапевтов, которые получили психоаналитическую подготовку. Символы способствуют постепенному осознанию человеком своих потребностей, а также развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром. Архетипические символы имеют устойчивый, часто транскультуральный характер и отражают наиболее фундаментальные психические свойства и процессы, а также отработанные эволюцией способы решения внутрипсихических конфликтов.

В символических образах, которые проявляются в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой - причина психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, символы могут способствовать не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту. С помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и к психической целостности.

Арт-терапевты ищут символы в образе, пытаясь помочь клиентам лучше узнать их внутреннее «Я», одновременно помогая им интегрировать недавно открытое внутреннее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с укреплением аутоэкспрессии и понимания.

Поскольку арт-терапия делает большой акцент на процессе (в противоположность продукту) творчества, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия. Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым и, с помощью дальнейшей вербализации, помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

Карл Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем.

Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную.

· Пассивная форма - клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

· Активная форма - клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.

· Смешанная форма - клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Триадичность арт-терапии является ее основным, абсолютно исключительным преимуществом перед всеми другими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить обычную диаду «терапевт - пациент» («консультант - клиент») на триаду «терапевт - произведение искусства - пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником. Работа в таком режиме позволяет не преодолевать сопротивление, а непосредственно использовать его, наглядно показывая возможность изменения (очень часто этого вообще не приходится делать, так как для клиента такая возможность быстро становится самоочевидным фактом). При этом и клиент, и терапевт достаточно хорошо защищены: ведь они работают с рисунком, а не со страхом, с куклой, а не со смыслом жизни и т.п. Рисунок в арт- терапевтическом процессе является определенным материальным полем для метафорического взаимодействия.

Ресурсность арт-терапии проявляется в том, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, потому что расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности, которая является абсолютным ресурсом для всего, что случается в жизни, так как процесс жизни для индивида - это нахождение новых творческих подходов ко всему, с чем он сталкивается. Независимо от того, что конкретно происходит в терапевтическом процессе, клиент получает сразу несколько исключительно конструктивных уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: