Составить подробный план анализа эпизода из романа Л.Толстого « Война и мир»

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ Л.Н.ТОЛСТОГО В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

По теме обучающийся должен: знать

· жизненный и творческий путь писателя;

· понятие роман-эпопея;

· содержание романа «Война и мир»;

уметь:

· анализировать произведение «Война и мир»;

· характеризовать героев произведения «Война и мир»;

· отличать истинный и ложный патриотизм героев;

· выразительно читать отрывки из романа

 

Прочитать. Законспектировать выделенные красным предложения.

 

1.Конспект лекции: Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" сумел всесторонне показать жизнь России начала XIX в., затронуть множество проблем, в том числе и общечеловеческих. Судьбы отдельных персонажей удачно сочетаются здесь с изображением уклада русской жизни и историческими событиями, что позволяет говорить о многоуровневости романа. В целом, можно выделить пять уровней: исторический, философский, психологический, сюжетный и композиционный; несмотря на кажущуюся раздробленность (из-за масштабности повествования), все в романе взаимосвязано.

Толстой сумел показать и исторические судьбы народа, и события внешней и внутренней политики в государстве, и процесс становления личностей, на основе чего принято называть "Войну и мир" романом-эпопеей. Но нельзя забывать и об уже упомянутых смысловых уровнях, важнейшим из которых является, по всей видимости, историософский (т.е. исторический и философский, объединять которые позволяет тенденция к рассмотрению их как единого целого – концепции истории, по Толстому). В многочисленных авторских отступлениях Толстой как бы рассматривает реальность с высоты истории, пытается найти причины всего происходящего. Действительность, по Толстому (как, впрочем, и история), лишь движение масс, никем и ничем не управляемых и объединенных лишь общими интересами. То есть, другими словами, некий стихийный процесс, что писатель и показывает через картины массовых сцен. Он подходит к их изображению с философской точки зрения, и потому массовые сцены, к примеру, Аустерлицкого и Шенграбенского сражений или оставление москвичами столицы подчеркивают, что далеко не все в действительности готовы жертвовать собой ради спасения отечества.

Но, даже изображая жизнь с опорой на историческое обобщение, Толстой не может не упомянуть о конкретной личности, об отдельном человеке, а это уже касается психологического пласта романа. Писатель изображает человека с его каждодневными переживаниями, но в значительной мере его интересуют и поворотные события в частных жизнях, которые заставляют людей делать сложный выбор, и просто неоднозначные, нетипичные ситуации, в которые, впрочем, люди попадают довольно часто. Толстой указывает и на такие, казалось бы, не видные постороннему взгляду, "факты" человеческой жизни, как движения во внутреннем мире. В романе есть множество ситуаций, когда герои (кстати, стоит отметить, что только симпатичные автору) проявляют самые чистые стороны своей души. Один из таким приемов Н.Г. Чернышевский назвал "диалектикой души". Два главных героя – Пьер Безухов и Андрей Болконский – часто, под тяжестью жизненных коллизий, меняют свои представления о жизни, находят новые идеалы. Так, одна из типичнейших ситуаций, где можно рассматривать прием "диалектики души", – это сцена с раненным на поле Аустерлица Болконским. Он видит "высокое небо" и понимает вдруг, что все, чем он жил и чем живут все, – мелко, ничтожно, что нужно все менять. Так же изменить свою жизнь хочет и Пьер, узнав поближе "простых" солдат и, в особенности, познакомившись с Платоном Каратаевым. И тот, и другой герой стремятся к естественности и простоте. Принцип естественности используется Толстым повсеместно и, кстати, лежит в основе другого приема – так называемого "остраннения". Писатель часто ставит героев в неудобные, неестественные для них ситуации или изображает с неподходящей по статусу или возрасту стороны, тем самым показывая, что они ему симпатичны. Таково, например, знаменитое появление Багратиона на торжественном обеде в московском английском клубе, где он, по словам Толстого, чувствовал себя крайне несвободно, и с большим удовольствием он бы оказался на поле сражения.

Позиция естественности-неестественности раскрывается и еще на одном уровне – сюжетном. Здесь Толстой использует традиционный принцип, делая судьбы героев подвластными его мировоззрению, в том смысле, что "выживают" и награждаются возможностью иметь светлое будущее лишь те герои, кого писатель считает достойными счастья. Тем самым Толстой берет на себя право считать, что жизнь (реальность) сама по сути своей справедлива. Именно поэтому Пьер Безухов обретает счастье с Наташей в конце романа.

Последний из указанных смысловых уровней романа заключен в его композиции. Часто в "Войне и мире" встречается резкий переход от одной главы к другой, т.е. образуется стык событий зачастую противоположного характера. Так, к примеру, писатель переходит от повествования о военных событиях к рассказу о том, что в этот момент делают мирные жители. Этим Толстой показывал, что никакие события не могут замедлить или прервать темп жизни, что она течет постоянно и независимо, и в ней в один момент могут рушиться надежды и обретаться счастье. Это, вероятно, является основным принципом изображения действительности – отразить ее как можно более реально.

1. Письменно ответить на вопросы:

Контрольные вопросы занятию:

1. Что называет Толстой «дубиной народной войны»?

2. Сколько в романе действующих лиц?

3. У кого было «самое золотое сердце» по словам А.Болконского?

4. Чьими глазами показано Бородинское сражение?

5. Какова основная мысль романа?

6. Какой фразой начиналось писание бессмертного романа Толстого первоначально?

Кратко описать сюжет романа по главам. (можно распечатать и вклеить в тетрадь)

Задания № 4 по выбору обучающегося

Или

Составить подробный план анализа эпизода из романа Л.Толстого «Война и мир»

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

1. Определить границы эпизода, дать ему название.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

· кто они?

· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

· автора;

· персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

· их отношение к событию;

· к вопросу (проблеме);

· друг к другу;

· кратко проанализировать речь участников диалога;

· сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Или 2.Выполнить анализ героя романа Л.Толстого «Война и мир»

1.Определение места героя среди других персонажей.

2.Степень участия и его роль в конфликте.

3.Наличие прототипов и автобиографических черт.

4.Анализ имени.

5.Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

6.Речевая характеристика.

7.Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

8.Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

9.Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

10.Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11.Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

12.Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

13.Оценка литературного персонажа его современниками.

14.Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. 15.Определение типического и индивидуального в литературном герое.

16.Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: