А какова композиция повести?

Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

 

Цели:

  • закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  • развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  • воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

 

Оформление доски:

 

  Тема урока  
опыт Н вая жизнь
1. 2. 3. 1.

 

Д/З (за доской)

Ход урока.

  1. Рефлексивная установка на восприятие.

Чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать? 

(Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть).

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

  1. Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Обратимся к теме нашего урока.

Слайд №1. Жестокий опыт или рождение новой жизни?

 (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

Слайд №2.

  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем  мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  •  продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или  с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Слайд №3.

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

 

Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд №4.

«Собачье сердце»- шедевр  булгаковской сатиры.

  Сатира Булгакова - умная и зрячая».

                                                                           В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

  Вспомним, что такое сатира.

  Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Слайд №5.

(Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Работа с тетрадью:

 


Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов идаже композиционное построение произведения.

Слайд №6.

А какова композиция повести?

(Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: