II. Работа с текстом «Божественной комедии»

Урок литературы в 9 классе

Дата 05.05.2020

Тема урока. «Божественная комедия» Данте Алигьери

Цели: познакомить учащихся с эпохой Возрождения, поэтом Данте Алигьери и главным делом его жизни – «Божественной комедией»

Ход урока

Изучение жизни и творчества  итальянского поэта Данте Алигьери.

Задание 1. Выбери один из вариантов:

 А) прочитать материал учебника (стр. 325-328);

Б) просмотреть видео по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=qsTlShY1gQs 

В) прочитать материал конспекта:

  

 Данте Алигьери родился во Флоренции, во второй половине мая 1265 г., в семье не очень знатной и состоятельной. Отец Данте был человек мирного склада: в политической борьбе, потрясавшей Флоренцию, участия не принимал, заботился о семье.

Данте жил в средневековой Италии в трудное и тяжелое для нее время.

Данте не был безучастным свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда местную власть захватили его политические противники.

Есть основания считать, что он учился в Болонском университете, славившимся юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической школы Гвидо Гвиницелли, которого в “Комедии” назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил Беатриче на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей еще меньше. Он преклонялся перед ней, называя Благороднейшей, Учтивейшей, но никогда не решался заговорить. Беатриче вышла замуж, имела детей, но очень рано умерла – в 25 лет. Данте и после ее смерти продолжал посвящать ей сонеты, исполненные рыцарского поклонения даме сердца.

После смерти Беатриче Данте прочитал раннесредневекового мыслителя Боэция, “Утешение философией”, где говорится о ничтожности земных благ перед лицом смерти, и почувствовал тягу к знаниям философией. Тогда же он женился и у него было 4 детей. В 1295 г. началась политическая деятельность Данте. Он занимал различные должности в органах городского самоуправления.

Политика мало интересовала Данте, однако то, что он видел и слышал, откладывалось в его сознании и незаметно влияло на его мироощущение.

Но город помнил и кровавые столкновения двух враждующих партий, одна из которых, называемая гвельфами, была сторонницей папской церкви, другая же, называемая гибеллинами, поддерживала германских императоров. К концу XIII в. партия гвельфов разделилась на черных и белых. Белые гвельфы отстаивали независимость Флоренции, и, вероятно поэтому, зрелый Данте встал на их сторону. Он даже выполнял посольскую миссию. Но после того как французская армия во главе с Карлом вступила во Флоренцию и учинила кровавый погром, белые гвельфы потерпели крупное поражение, а их сторонники, в том числе и Данте, были приговорены к пожизненному изгнанию.

С 1300 г. начинается время скитаний Данте, вторая половина его жизни. “И побрел я, -- писал он о себе, -- по всем городам и весям, где только раздается наш язык, побрел бездомным странником, почти нищим, обнажая, против воли, язвы от нанесенных мне ударов судьбы, язвы, которые несправедливо вменяют мне в вину. И поистине уподобился я кораблю без руля и без ветрил, который сухой ветер мучительной нищеты прибивает то к одному, то к другому берегу”. В это время он усиленно занимается самообразованием, издает философские и политические трактаты, но главным его произведением стала знаменитая “Божественная комедия”, принесшая ему заслуженную славу еще при жизни. Он тосковал по Флоренции и однажды написал горожанам: “О мой народ, что я тебе сделал?” Флорентийцы ничего не ответили Данте, и он вынужден был искать пристанище у богатых покровителей. Последние семь лет он провел в Равенне, где и умер 14 сентября 1321 г.

ДЖОВАННИ БОККАЧЧО:

“Он страстно жаждал восхвалений и пышных почестей — более страстно, быть может, чем подобает человеку столь исключительных добродетелей.... И нет сомнений, его желание исполнилось бы, когда судьба благосклонно позволила ему возвратиться во Флоренцию, ибо только в этом городе, только под сводами крещальни Сан Джованни хотел он увенчаться лаврадли: там, при крещении, получил поэт свое первое имя, там мечтал получить и второе. Но обстоятельства обернулись против него... он... все ждал, когда же ему можно будет вернуться на родину, и умер, не дождавшись ни возвращения, ни столь желанных ему почестей. ”

Таков был Данте, проживший бурную, полную страданий и скорби жизнь. Впоследствии раскаявшиеся флорентийцы предприняли попытку вернуть прах Данте. Но Равенна справедливо полагала, что, дав ему приют в последние годы жизни, она обязана сохранить верность поэту навсегда

 

Первое знакомство с Данте в России произошло в XVIII веке. Открывая для себя западноевропейский мир, русский читатель не смог миновать «Божественной комедии», за которой, по выражению Гете, «стоят целые века культуры». Энергия сотворения нового мира, поиски новой системы ценностей, характерные для петровской эпохи, революционное значение которой сравнивается с крещением Руси, не могли не привлекать внимания к поэту, чье творчество знаменовало переход от Средневековья к Возрождению.

 

II. Работа с текстом «Божественной комедии».

 

Задание 2 (по выбору)

Просмотреть видео урок по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=leM1xcRkMCI

 

или прочитать текст:

 

Анализ поэмы «Божественная комедия» Данте.

"Божественная комедия" - бессмертное произведение с философским смыслом.

В трех частях раскрывается сюжет о назначении любви, гибели возлюбленной и всеобщей справедливости.

 История создания поэмы

 Алигьери Данте работал над поэмой в период с 1307 по 1321 год. Публика увидела первую часть "Ад" и вторую "Чистилище" при жизни поэта, а вот третью часть "Рай" после его смерти. Название содержит некую тайну, ведь в те времена не было разделения драматургических произведений. Трагедией считалось все, что имело печальное начало и счастливый конец, без установки на смеховое восприятие, поэтому произведение называлось комедией. Божественная - появилось после смерти Данте благодаря суевериям и символике. Три части поэмы - это христианская вера в силу и магию числа три, Святая Троица.

 Общий анализ поэмы «Божественная комедия».

 Попадая в Ад, Данте чувствует, что справедливость есть. Ведь, это место, в котором земные грешники наказаны за свои грехи Божьей карой. Находясь там, герой уже не выглядит таким уверенным. Если в этом анализе говорить о жанровом своеобразии «Божественной комедии», то она относится к средневековой поэме с чертами Видения. Общая проблематика, это вопрос философского содержания и создания искусства. Сделав краткий экскурс по всей поэме, можно сделать вывод, что в произведении описывается путешествие души по загробным мирам. Ад - место для грешников, а Рай показывает герою, что любовь - это не чувство к конкретному человеку, а любовь ко всему на свете, как некая сила и дар богов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: