Здесь рассмотрим только вариант расположения куба прямо перед зрителем ниже линии горизонта. В этом случае будут видны две стороны куба: фронтальная и верхняя. При учебном рисовании фронтальную сторону можно изобразить в виде обычного квадрата.
Для построения верхней стороны куба требуется нарисовать линию горизонта. Затем на линии горизонта отметить точку схода, которая будет расположена точно посередине ранее нарисованного квадрата. Далее следует соединить два верхних угла квадрата с точкой схода. При рисовании с натуры на следующем этапе нужно измерить соотношение высоты видимой фронтальной стороны куба и видимой верхней стороны. Далее это соотношение перенести на рисунок и отметить дальнюю грань верхней стороны куба. После этого провести горизонталь через полученную отметку до линий, уходящих к точке схода.
2. Если куб расположен под углом к зрителю
На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже установленной на рисунке высоты переднего вертикального ребра, пользуются приемом визирования карандашом. Карандаш держат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя положения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами. Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и передать на рисунке величину наклона в перспективе уходящих в глубину горизонтальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование карандашом (рис. 251, а). Карандаш держат горизонтально, а на рисунке в соответствующем месте проводят вспомогательную горизонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и β с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.
|
|
Рис. 250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием: — поперечник грани принят за единицу измерения, б- визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба.
Неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б). При рисовании с натуры следует правильно передать не только видимые соотношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в перспективе горизонтальных прямых. На рис.
|
|
251,6, так же как и на рис. 251, а, правильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной горизонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепипед. Таким образом, чем больше сокращается в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся. наклон ее горизонтальных ребер.
Визированием пользуются лишь на начальной стадии обучения рисованию с натуры, поскольку оно задерживает развитие глазомера. Визирование не предшествует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и проверки уже выполненных на рисунке построений.
Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Прежде всего тонкими линиями наметим границы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок — положение среднего ребра, разграничивающего две видимые вертикальные грани, и засечкой сверху отметим его высоту. Кажущуюся ширину этих граней проверим визированием карандашом, как было указано ранее.
После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, определим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствующие отрезки (рис. 252,6).
Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее вертикальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальнего, невидимого вертикального ребра. Через полученные путем засечек вершины куба проведем наклонные прямые изображающие рёбра куба, лежащих в горизонтальной плоскости, идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба). Эти линии продолжим до границ листа, что облегчит проверку степени их сходимости. Все эти построения выполним тонкими линиями, они могут быть проверены визированием.
После уточнения всех соотношений часть вспомогательных прямых убираем, прорисуем построенные линии контуров граней куба (рис. 252, в), одновременно слегка нанесем светотень, которая выявит объемность формы куба. На рис. 252, г показан законченный рисунок куба.