Если куб расположен прямо перед зрителем

Здесь рассмотрим только вариант расположения куба прямо перед зрителем ниже линии горизонта. В этом случае будут видны две стороны куба: фронтальная и верхняя. При учебном рисовании фронтальную сторону можно изобразить в виде обычного квадрата.

Для построения верхней стороны куба требуется нарисовать линию горизонта. Затем на линии горизонта отметить точку схода, которая будет расположена точно посередине ранее нарисованного квадрата. Далее следует соединить два верхних угла квадрата с точкой схода. При рисовании с натуры на следующем этапе нужно измерить соотношение высоты видимой фронтальной стороны куба и видимой верхней стороны. Далее это соотношение перенести на рисунок и отметить дальнюю грань верхней стороны куба. После этого провести горизонталь через полученную отметку до линий, уходящих к точке схода.

 

2. Если куб расположен под углом к зрителю

На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже установ­ленной на рисунке высоты переднего вер­тикального ребра, пользуются приемом визирования карандашом. Карандаш дер­жат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя поло­жения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок ка­рандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами. Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и пере­дать на рисунке величину наклона в пер­спективе уходящих в глубину горизон­тальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование каранда­шом (рис. 251, а). Карандаш держат гори­зонтально, а на рисунке в соответствую­щем месте проводят вспомогательную го­ризонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и β  с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.

                       

Рис. 250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием: — поперечник грани принят за единицу измерения, б- визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба.

 

 

              

Неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б). При рисовании с натуры следует пра­вильно передать не только видимые со­отношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в пер­спективе горизонтальных прямых. На рис.

251,6, так же как и на рис. 251, а, пра­вильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной гори­зонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепи­пед. Таким образом, чем больше сокраща­ется в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся. на­клон ее горизонтальных ребер.

Визированием пользуются лишь на на­чальной стадии обучения рисованию с на­туры, поскольку оно задерживает разви­тие глазомера. Визирование не предше­ствует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и про­верки уже выполненных на рисунке по­строений.

Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Пре­жде всего тонкими линиями наметим гра­ницы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок — положение сред­него ребра, разграничивающего две види­мые вертикальные грани, и засечкой свер­ху отметим его высоту. Кажущуюся ши­рину этих граней проверим визирова­нием карандашом, как было указано ра­нее.

После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, опреде­лим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствую­щие отрезки (рис. 252,6).

 

 

Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее верти­кальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальне­го, невидимого вертикального ребра. Че­рез полученные путем засечек вершины куба проведем  наклонные  прямые изо­бражающие рёбра куба, лежащих в горизонтальной плоскости,  идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба). Эти ли­нии продолжим до границ листа, что об­легчит проверку степени их сходимости. Все эти построения выполним тонкими ли­ниями, они могут быть проверены визиро­ванием.

После уточнения всех соотношений часть вспомогательных прямых убираем, прорисуем построенные линии контуров граней куба (рис. 252, в), одновременно слегка нанесем светотень, которая выявит объемность формы куба. На рис. 252, г показан законченный рисунок куба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: