Проблема универсалий: концептуализм

Начало дисциплинарного разведения философии и теологии

 Петр Абеляр продолжил разработку проблемы универсалий, однако с его именем было связано гораздо более глубокое реформаторство: он способствовал дисциплинарному разведению теологии и философии.

 

Петр Абеляр (1079 – 21 апреля 1142), будучи уже прославленным магистром, державшим школы в Мелене и Париже, в 34-летнем возрасте стал школяром в Ланской школе, где впервые попытался разрешить теологические вопросы не на основании авторитета, а на основании разума. Занятия, начатые в Лане, он продолжил в Париже. Будучи домашним учителем в доме каноника Фулберта, он влюбился в его племянницу Элоизу. Однако брак с Элоизой имел трагические последствия: ради сохранения брака в тайне Абеляр временно поместил Элоизу в монастырь. Узнав об этом, ее родные истолковали это как желание от нее избавиться. Тогда они наняли слугу, чтобы оскопить его, что и было совершено. Петр был вынужден принять монашеский постриг. Но и в монастыре Сен-Дени, затем в молельне Параклет, наконец, на холме св. Женевьевы (будущем Латинском квартале) в Париже, где Абеляр раскинул школьный стан, он продолжал занятия не только философией, но и теологией, не получив на то церковной лицензии. Следствием этих занятий были книги «Введение в теологию», «Теология Высшего блага», «Христианская теология», за которые в 1121 г. на соборе в Суассоне и в 1140 г. на соборе в Сансе, инспирированном Бернардом Клервоским, Петр Абеляр был признан еретиком. Он, разумеется, не был теологом по преимуществу. Его называли «вторым Аристотелем», блестящим логиком, который доказывал возможность изучать теологию именно логическим способом.

Абеляр впервые попытался рассмотреть знания из «суммы философии» как отдельные науки. Он выделил теологию как полную теоретическую дисциплину. У этики, или моральной философии, на его взгляд, также были все основания стать обособленной дисциплиной, предметом которой в отличие от теологии стала бы деятельность не человечества в целом, а лишь живущего поколения людей, которая проходит проверку на истинность в этой жизни. Впервые в Средние века он написал трактат «Этика, или Познай самого себя» не в качестве одной из частей теологии. Абеляр теоретически сформулировал мысль 1) об исторической ограниченности человеческого знания и 2) о необходимости постоянного ввода в него знаниянового. Предположение о существовании такого знания существовало с апостольских времен, но с этого времени оно стало расцениваться не только как факт интуиции: оно должно быть выявлено в предмете, поставлено как проблема и переведено в ранг признанного знания с помощью диалектических процедур и при условии, что оно не противоречит Священному Писанию. В философско-теологическом сообществе XII в., ориентированном на уже испытанную традицию, мысль Абеляра вызвала опасение, хотя такое представление можно обнаружить у Амвросия Медиоланского, Августина («О христианском учении», «О граде Божием») и др., а спустя полтора столетия Фоме Аквинскому утверждение о необходимости создания нового знания уже вменялось в заслугу.

Тем не менее именно с Абеляра спекулятивная философия теоретически осознанно обнаруживает себя как диалектическая рациональная теология. Магистр Петр (в той мере, в какой он занят теологией) предстает как теолог-новатор, который опосредует результаты эксперимента текстом Бога, с его помощью осуществляя проверку на истинность. Контролирующая функция такой проверки состоит не в отсылке к Богу вообще, а к конкретному месту авторитетного текста. При становлении теологии как дисциплины были выработаны критерии того, что в это время вместо привычного ars-искусства начинает называться scientiа (в будущем это разовьется в понятие науки). Фактически в текстах XI–XII вв. наблюдается процесс рождения науки из теологии, в них зарождается будущая научнаядисциплинарность, разрабатываются стандарты познавательной точности.

Этика Абеляра: проблемы интенции

  До XI в. этические проблемы обсуждались, как правило, в рамках богословствования в широком смысле слова. В монастырях они исследовались применительно к жизни, отрешенной от мира, с ее отвращением к греху, пренебрежением к земным ценностям, повиновением канонам. С конца XI в. с возникновением мощного светского интеллектуального запроса о нравственной ориентированности в мире одним из центральных пунктов схоластической мысли стало определение понятий греха и добродетели. Более того, XII век стал временем, когда этика как дисциплина выделяется из теологии (созерцательной философии), куда она входила с первых веков христианства. И, как и в случае с теологией, инициатором подобного обособления этики стал Петр Абеляр.

Позиция Петра Абеляра, выраженная в трактате «Этика, или Познай самого себя», состояла во введении в этику (и в логику) понятияинтенции, осознанного умысла поступка, в отрицании представлений Августина о воле как инициаторе поступка (воля, обузданная добродетелью воздержания, перестает быть основанием для греха), в переносе внимания с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения («двое вешают некоего преступника. Один движим ревностью к справедливости, а другой – застарелой вражеской ненавистью, и хотя оба совершают одно и то же деяние… из-за разницы в намерениях одно и то же делается разно: одно – со злом, другое – с добром»). Следствием такого отношения к греху было следующее: поскольку грех определялся через интенцию и искупался благодаря осознанному раскаянию и покаянию, что происходило благодаря внутренней потребности души, то 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (например, палачи Христа); 3) человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.

 

Проблема универсалий: концептуализм

  Петр Абеляр(в «Диалектике», «Логике для начинающих», «Теологиях») полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь: если такая вещь существует, то все единичное – фикции. В анализе проблемы универсалий он исходит из идеи высказывающей речи. Сотворенный по Слову мир словом же постигает себя. Личностное Слово Бога при воплощении образует столь же личностного субъекта речи. Такой субъект первично – полностью и непосредственно – в силу акта творения обладает всеми возможными формами бытия, т.е. универсально обладает и универсалиями. Под термином «субъект» Абеляр понимает 1) подлежащее,2) основание, 3) предположение. Все значения, все смыслы такого субъекта, заложенные в нем, интенциональны друг другу. Такой универсальной интенцией внутри субъекта считается звук, необходимо являющийся свойством субстанции в силу ее субъектности. Звук – уже не Божественное слово и еще не человеческая речь. Он принципиально эквивокален.

Идею эквивокации Абеляра можно представить в трех аспектах: 1) находящийся по разные стороны противоречия один и тот же термин выражает разные смыслы; 2) разные смыслы одного и того же термина есть следствие фигуративности языка; 3) сама речь представлена как тропы-иносказания. Так, например, двуосмысленно объясняется слово «персона». В «Теологии Высшего блага» Абеляр выделяет четыре его значения: теологическое (бытие Бога в трех Лицах), риторическое (представление о юридическом лице), поэтическое (драматический персонаж, «передающий нам события и речи») и грамматическое, где один и тот же человек представлен в трех лицах: 1-е лицо – человек, говорящий о себе, 2-е лицо – человек, к которому обращена речь, 3-е лицо – человек, о котором некто сообщаетдругому.

Речь как бы «схватывает», или конципирует, все возможные произнесения, осуществляя связь вещей и речей. Речевое высказывание (серия предложений, ср. выше с Августиновым представлением о периоде) образует концепт,который надо отличать от понятия. Понятие непосредственно связано с языковыми структурами, которые выполняют объективные функции становления мысли, независимо от общения. Концепт с общением связан неразрывно. Определение его таково: 1) он формируется речью; 2) освященной, по средневековым представлениям, Святым Духом и 3) потому осуществляющейся «по ту сторону грамматики или языка» – в пространстве души с ее ритмами, энергией, интонацией; 4) концепт предельно субъектен; 5) изменяя душу размышляющего индивида, он при формировании высказывания предполагает другого субъекта, слушателя или читателя; 6) он актуализирует те или иные смыслы в ответах на его вопросы; 7) память и воображение – неотъемлемые свойства концепта, 8) направленного на понимание здесь и сейчас, с одной стороны, но с другой – он 9) синтезирует три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения – в будущее, а как акт суждения – в настоящее. Одной из важнейших идей Абеляра была идея переноса или трансляции значений из одного вида знания (естественного или математического) в другой (теологический).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: