Товстоногов. Не надо вздохов. Поле не о чем вздыхать. И, вообще

Вздох — дешевый приемчик. Самое верное, самое простое для того,

Чтобы все время держать зрителя во внимании, нужно все задачи

Каждого куска доводить до предела. Никакие интонации не спасут. Все

Задачи скрыты в глубокие психологические сферы — это делает пьесу

Еще более сложной для воздействия на зрительный зал. Надо каждую

Задачу доводить до страстности. Если я хочу разобраться в сложности

Жизни, я должен всего себя вложить в эту жизнь. Если я-хочу вылить свой

Гнев на книгу, так уж весь свой яд обрати на этот предмет, — это един-

Ственный ключ к работе. Все свое существо вложи в роль, образ, не

Жалея ни себя, ни своих нервов. Все это сложное и надо найти в пьесе

Горького. Чем можно подействовать на зрителя? Действием? Его почти

Нет в пьесе. Чувством?

* Г.Товстоногов работал в то время в Тбилиси, в Русском театре имени А.С.Грибоедова и

Был педагогом Грузинского театрального института. Перед нами выдержка из дневника

Репетиций «Мещан», который вел первокурсник М.Туманишвили, назначенный

Помощником режиссера, т.е. помощником своего мастера, и ставший его своеобразным

Лагранжем. Дневник хранится в Грузинском государственном музее театра, музыки и

Кино.

** Выделено M.T.

43

Они вполне обычны. Но, верно прожитые, они вызовут у зрителя

Ассоциацию личных, пережитых когда-то чувств. Сущность Горького в

этом — в буднях, доведенных до страстности.* Вот формула Горького.»

Совершенно ясно из приведенного отрывка репетиционной записи,

Что режиссер с актерами начинают выстраивать будущий спектакль,

Стараясь очень активно проникнуть в психологию героев: отгадать их

Желания, ощутить настроения, найти правильный тон каждой реплики. Я

Помню, как только над первой фразой Татьяны «Взошла луна» режиссер

Работал много дней подряд. В результате четырехмесячного труда был

создан очень хороший спектакль.**

Новый репетиционный метод Станиславского — метод действенного

Анализа—вовсе не отвергает того, что было найдено им до этого.

Напротив, великий режиссер все уточняет, все превращает в закон и,

Самое главное, предлагает точный репетиционный метод, который

Вытекает из самой действенной природы театрального искусства. Из

Сферы еле ощутимых настроений, желаний, переживаний героев новый

Метод переводит репетиционный процесс в плоскость действий,

Поступков, событий. Это уже определенным образом упорядоченная

Система, схема творческого процесса.

РАЗВЕДКА УМОМ

Но начнем все по порядку.

Что такое пьеса? «Драма (пьеса) есть изображение конфликтов в

Виде диалога действующих лиц и ремарок автора» (В.Волькенштейн.

«Драматургия»).

Если скрытно в квартире, куда забрались воры, поместить

магнитофон, записанные звуки могли бы быть следующими:

После тишины, которая царит в комнате, царапанье алмазом по

стеклу;

легкий удар и звон разбившегося стекла;

щелчок оконной задвижки;

шум открывающегося окна;

кто-то спрыгивает с подоконника;

еле слышные шаги;

скрип открывающейся дверцы шкафа;

кто-то переставляет вещи;

голос (издали, предположительно с улицы): «Не бойся!»;

потом шум складываемых на полу предметов;

голос с улицы: «Торопись!»;

кто-то о чем-то совещается;

звук открываемого ключом замка;

голос: «Скорей! Беги!»;

шум прыжка;

шум открывающейся двери;

И новый голос: «Господи, что это?!»;

А потом громко: «Помогите, воры! Помогите! Караул!».

Эти случайно зафиксированные остатки происшествия — только

Слова и ремарки. По этим остаткам звуков и шумов нужно восстановить

Всю картину —жизнь. Ее можно представить себе в сотнях вариантов. Но

Надо найти такой вариант, который бы оправдал записанные шумы и

Слова. Ведь, по сути, это и есть пьеса.

* Выделено М.Т.

** Впоследствии Г.Товстоногов поставил «Мещан» в Театре имени Ш.Руставели (1968) с

С.Закариадзе в главной роли.

44

Только вместо записывающего магнитофона в данном случае мы имеем

Дело с писателем, сочинившим запись о каком-то взволновавшем его

Жизненном происшествии.

Как восстановить на сцене происшествие, случившееся много лет

Назад? Задача эта сродни задаче археолога-реставратора, который по

Двум-трем глиняным черепкам пытается восстановить первоначальный

Вид античной амфоры или по остаткам фундамента — представить себе

Величественный храм исчезнувшей цивилизации. В конце концов, чем

Несколько сказанных фраз, диалогов или монологов дают о жизни

Сведений больше, нежели глиняные черепки?

Что проделывает артист или режиссер, получив пьесу, роль? Каким

Способом он сможет представить ее на сцене, каким путем досочинит его

Воображение тысячи неизвестных ему вещей, действий и деталей?

Невозможно охватить всю пьесу сразу. Тем более, если это такая

Сложная пьеса, как «Фауст», «Чайка», «Гамлет» и т.п. Можно завязнуть в

Проблемах, которые подстерегают всякого, кто попытается прикоснуться

К этим кладам человеческой культуры. Здесь копать и копать, разбирать,

Определять, постигать и т.д. Определить причины столкновений

Персонажей, понять цели и мотивы их борьбы — значит, определить суть

Произведения.

Обратимся к фактам, которые есть в пьесе и попытаемся представить

Их в виде эпизодов, которые сегодня происходят в жизни. Превратив

Любой отрезок пьесы в действие, в каждом атоме разговора обнаружив

Борьбу, мы тем самым приблизим литературное произведение к

Действенной природе театра.

Событие — одно звено в этой борьбе, часть большого целого. И

Событие — это маленькая война, где есть нападающие и

Обороняющиеся, где кто-то активен, а кто-то пассивен, где все построено

По законам борьбы.

Если по проводу не идет ток, значит, нет разности потенциалов. Если

Деревья замерли и не колышутся, значит, ветер стих, прекратилось

Движение воздуха. Если кресалом не ударить по кремню, не родится

Искра. Биологи установили, что несимметричные молекулы более

Жизнеспособны, процессы в них идут активней. Равнозначащее

Приводит к покою, застою. Чтобы создать движение воды в двух

Соединенных сосудах, необходимо создать разность уровня воды.

Режиссеры по сути своей профессии — сочинители поединков,

Охотники за конфликтами, создатели «разности потенциалов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: