40
Глава VIII
О ДЕЙСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ
(первая часть режиссерского плана)
Я стараюсь освободить слова из плена.
В.Яхонтов
(Это и есть суть метода действенного анализа)
Написано: «В начале было слово
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить,
Да, в переводе текст я должен заменить.
Когда мне верно чувство подсказало
Я напишу, что мысль — всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь мысль творить и действовать не может!
Не сила ли — начало всех начал?
Пишу — и вновь я колебаться стал,
И вновь сомнение душу мне тревожит.
Но свет блеснул — и выход вижу смело,
Могу писать: «В начале было дело».*
Гете. «Фауст»
ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА
Московский Художественный театр, Станиславский! Уже стали
знаменитыми спектакли «Вишневый сад», «На дне», «Дядя Ваня».
Вернее, они уже поставлены, и уже пришла слава. Но именно в этот
период в уме и сердце великого реформатора сцены рождается
сомнение. Правильно ли все это? Правилен ли репетиционный метод?
|
|
Что он дает? И может ли дать новые возможности развиваться актерам
театра?
1. Первый раз К.С.Станиславский предложил анализировать пьесу
путем этюдов примерно в 1905 году, в студии на Поварской. Ему не
поверили, отнеслись к этому как к чудачеству. Но именно в тот период и
были нащупаны первые крупицы гениального открытия. Тогда же
начинает свои поиски Мейерхольд. Видимо, время настоятельно требует
новых путей и в театре. До этого основной метод работы Станиславского
можно было сформулировать так: «Все дело в том, чтобы почувствовать
роль, и тогда все приходит само собой». 1-й этап, поиски того «что я
чувствую?», был «доисторическим» этапом системы Станиславского. И
вдруг эти отвергается, или, во всяком случае, подвергается сомнению.
* Выделено M.T.
41
2. В 1909 году К.С.Станиславский выпускает спектакль «Месяц в
деревне». «Впервые были замечены и оценены результаты моей долгой
лабораторной работы Спектакль был направлен на способы изучения и
анализа как самой роли, так и моего самочувствия в ней», — пишет он.
Это период, когда основным при анализе становится поиск ответа на
вопрос «чего я хочу?».
3. 1935 год. К.С.Станиславский с удвоенной силой проповедует идею
анализа пьесы в действии. «Переведите логику чувств на действия,
на те самые физические действия». Анализируя материал, он пытливо
ищет ответа на вопросы «что я делаю?» и «как я делаю?».
Это открытие! Это метод действенного анализа.
Еще раз:
1) что я чувствую в роли?
2) что я хочу в роли?
3) что я делаю и как делаю в роли?
ЧУВСТВА - ЖЕЛАНИЯ - ДЕЙСТВИЯ
|
|
«Различие между так называемыми пространственными видами
искусства и видами искусства, основанными на факторе времени,
заключается в расстановке акцентов. В картине или статуе постоянное
равновесие вещи в целом основывается на действии сил, которые
проявляются в пространственной последовательности формы и цвета. В
танце или пьесе, напротив, общее действие состоит из вещей, которые
активно проявляют себя в деятельности. Таким образом, один вид
художественного средства изображения определяет действие через
бытие, другой же определяет бытие через действие».*
ВСТУПЛЕНИЕ
Теория физических действий является
Значительным вкладом Станиславского в новый театр.
Б.Брехт
В одной научной статье про общение между людьми было сказано,
Что чаще всего оно осуществляется посредством разговоров. Это так
и есть:
— Что вы читаете, принц?
— Слова, слова, слова...
Умные слова, красивые, грубые, слова грустные и веселые,
Призывные, с восклицательным знаком, вопросительным, с
Многоточиями, много всяких слов, хороших и плохих, — разговоры. По
Сути, пьеса — это и есть записанные разговоры людей, которых писатель
Выбрал в герои.
Вспомним, к примеру, пьесу Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана».
Начинается она с разговора двух женщин о женихе. А знаменитый
«Король Лир» В.Шекспира? Начинается с разговора придворных о
Намерениях короля разделить свое государство. А мольеровский
«Тартюф»?..
* Выделено М.Т.
42
Разговор двух человек (диалог), или многих друг с другом, или
Разговор человека с самим собой (монолог) — все это разговоры. Слова,
Слова, слова — и ремарки. Что же должен делать режиссер со своими
Актерами, чтобы слова (разговоры) и комментарии к ним (ремарки)
Превратились в спектакль? Как это делалось раньше, до открытия
Станиславским метода действенного анализа?
Приведу запись репетиций пьесы М.Горького «Мещане», которые
Проводил в 1945 году в Грузинском театральном институте один из
выдающихся знатоков метода действенного анализа Г.А.Товстоногов.*
«22 марта 1945 года. Первая репетиция. Аудитория № 6. Вечер.
Г.А.Товстонов сидит посреди комнаты, вокруг него со всех сторон столы.
Все сосредоточились, читают пьесу. Тишина. Все вместе ищут задачу.
ТОВСТОНОГОВ. «Живем вместе с Татьяной»
Студентка, играющая Татьяну, вполголоса начинает читать текст.
ТАТЬЯНА. Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой
Маленькой и грустной, на земле так много льется серебристо-голубого,
Ласкового цвета. Темно.
ПОЛЯ. Зажечь лампу?
ТОВСТОНОГОВ (обращаясь к студентке). Зачем так трагично? Надо
Проще. Найдите правильный подтекст. Что это могло бы значить? Вечер,
Сумрак, Татьяна устала, полулежит на кушетке. Полина у стола шьет.
Еще раз проверим задачу. Поля все знает от Нила, она знает его
Сокровенные мысли. Она верит в них. А Нил знает? Странный вопрос.
Как Нил может не знать? Поля тоже знает, но выразить этого не может, не
Находит слов. Поэтому в тексте так много многоточий, она ищет и не
Может найти слова. А сейчас надо шить, шьет она не между прочим, она
Увлечена, озабочена своим делом.
Читаем еще раз по тексту ролей.
ТОВСТОНОГОВ. Почему у вас так все драматически? У Поли нет
абсолютно никакой драмы. Ни в одной задаче Поли нет грусти.** И,
Вообще, слово «грусть» не подходит к ней.
Еще раз начинают читать.
ТОВСТОНОГОВ. Не верю. Вы все время торопитесь, не успеваете
прожить. Переживите эти слова, переживите! Поля ведь давно слушает
Чтение. Она мыслит. Ей так приятно это, хорошо. И не напрягайтесь,
|
|
Скажите отчетливо. И потом, на тексте «до сердца доходит» надо сделать
Акцент на слове «сердце».
Несколько раз повторяют кусок.