Театральному анализу произведения

40

Глава VIII

О ДЕЙСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ

(первая часть режиссерского плана)

Я стараюсь освободить слова из плена.

В.Яхонтов

(Это и есть суть метода действенного анализа)

Написано: «В начале было слово

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить,

Да, в переводе текст я должен заменить.

Когда мне верно чувство подсказало

Я напишу, что мысль — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не сила ли — начало всех начал?

Пишу — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомнение душу мне тревожит.

Но свет блеснул — и выход вижу смело,

Могу писать: «В начале было дело».*

Гете. «Фауст»

ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА

Московский Художественный театр, Станиславский! Уже стали

знаменитыми спектакли «Вишневый сад», «На дне», «Дядя Ваня».

Вернее, они уже поставлены, и уже пришла слава. Но именно в этот

период в уме и сердце великого реформатора сцены рождается

сомнение. Правильно ли все это? Правилен ли репетиционный метод?

Что он дает? И может ли дать новые возможности развиваться актерам

театра?

1. Первый раз К.С.Станиславский предложил анализировать пьесу

путем этюдов примерно в 1905 году, в студии на Поварской. Ему не

поверили, отнеслись к этому как к чудачеству. Но именно в тот период и

были нащупаны первые крупицы гениального открытия. Тогда же

начинает свои поиски Мейерхольд. Видимо, время настоятельно требует

новых путей и в театре. До этого основной метод работы Станиславского

можно было сформулировать так: «Все дело в том, чтобы почувствовать

роль, и тогда все приходит само собой». 1-й этап, поиски того «что я

чувствую?», был «доисторическим» этапом системы Станиславского. И

вдруг эти отвергается, или, во всяком случае, подвергается сомнению.

* Выделено M.T.

41

2. В 1909 году К.С.Станиславский выпускает спектакль «Месяц в

деревне». «Впервые были замечены и оценены результаты моей долгой

лабораторной работы Спектакль был направлен на способы изучения и

анализа как самой роли, так и моего самочувствия в ней», — пишет он.

Это период, когда основным при анализе становится поиск ответа на

вопрос «чего я хочу?».

3. 1935 год. К.С.Станиславский с удвоенной силой проповедует идею

анализа пьесы в действии. «Переведите логику чувств на действия,

на те самые физические действия». Анализируя материал, он пытливо

ищет ответа на вопросы «что я делаю?» и «как я делаю?».

Это открытие! Это метод действенного анализа.

Еще раз:

1) что я чувствую в роли?

2) что я хочу в роли?

3) что я делаю и как делаю в роли?

ЧУВСТВА - ЖЕЛАНИЯ - ДЕЙСТВИЯ

«Различие между так называемыми пространственными видами

искусства и видами искусства, основанными на факторе времени,

заключается в расстановке акцентов. В картине или статуе постоянное

равновесие вещи в целом основывается на действии сил, которые

проявляются в пространственной последовательности формы и цвета. В

танце или пьесе, напротив, общее действие состоит из вещей, которые

активно проявляют себя в деятельности. Таким образом, один вид

художественного средства изображения определяет действие через

бытие, другой же определяет бытие через действие».*

ВСТУПЛЕНИЕ

Теория физических действий является

Значительным вкладом Станиславского в новый театр.

Б.Брехт

В одной научной статье про общение между людьми было сказано,

Что чаще всего оно осуществляется посредством разговоров. Это так

и есть:

— Что вы читаете, принц?

— Слова, слова, слова...

Умные слова, красивые, грубые, слова грустные и веселые,

Призывные, с восклицательным знаком, вопросительным, с

Многоточиями, много всяких слов, хороших и плохих, — разговоры. По

Сути, пьеса — это и есть записанные разговоры людей, которых писатель

Выбрал в герои.

Вспомним, к примеру, пьесу Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана».

Начинается она с разговора двух женщин о женихе. А знаменитый

«Король Лир» В.Шекспира? Начинается с разговора придворных о

Намерениях короля разделить свое государство. А мольеровский

«Тартюф»?..

* Выделено М.Т.

42

Разговор двух человек (диалог), или многих друг с другом, или

Разговор человека с самим собой (монолог) — все это разговоры. Слова,

Слова, слова — и ремарки. Что же должен делать режиссер со своими

Актерами, чтобы слова (разговоры) и комментарии к ним (ремарки)

Превратились в спектакль? Как это делалось раньше, до открытия

Станиславским метода действенного анализа?

Приведу запись репетиций пьесы М.Горького «Мещане», которые

Проводил в 1945 году в Грузинском театральном институте один из

выдающихся знатоков метода действенного анализа Г.А.Товстоногов.*

«22 марта 1945 года. Первая репетиция. Аудитория № 6. Вечер.

Г.А.Товстонов сидит посреди комнаты, вокруг него со всех сторон столы.

Все сосредоточились, читают пьесу. Тишина. Все вместе ищут задачу.

ТОВСТОНОГОВ. «Живем вместе с Татьяной»

Студентка, играющая Татьяну, вполголоса начинает читать текст.

ТАТЬЯНА. Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой

Маленькой и грустной, на земле так много льется серебристо-голубого,

Ласкового цвета. Темно.

ПОЛЯ. Зажечь лампу?

ТОВСТОНОГОВ (обращаясь к студентке). Зачем так трагично? Надо

Проще. Найдите правильный подтекст. Что это могло бы значить? Вечер,

Сумрак, Татьяна устала, полулежит на кушетке. Полина у стола шьет.

Еще раз проверим задачу. Поля все знает от Нила, она знает его

Сокровенные мысли. Она верит в них. А Нил знает? Странный вопрос.

Как Нил может не знать? Поля тоже знает, но выразить этого не может, не

Находит слов. Поэтому в тексте так много многоточий, она ищет и не

Может найти слова. А сейчас надо шить, шьет она не между прочим, она

Увлечена, озабочена своим делом.

Читаем еще раз по тексту ролей.

ТОВСТОНОГОВ. Почему у вас так все драматически? У Поли нет

абсолютно никакой драмы. Ни в одной задаче Поли нет грусти.** И,

Вообще, слово «грусть» не подходит к ней.

Еще раз начинают читать.

ТОВСТОНОГОВ. Не верю. Вы все время торопитесь, не успеваете

прожить. Переживите эти слова, переживите! Поля ведь давно слушает

Чтение. Она мыслит. Ей так приятно это, хорошо. И не напрягайтесь,

Скажите отчетливо. И потом, на тексте «до сердца доходит» надо сделать

Акцент на слове «сердце».

Несколько раз повторяют кусок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: