Бежит впереди знаменосец, выкрикивая: «Да здравствует Рим!». Ему
Навстречу Антоний. Подбегает, закалывает, выхватывает у него знамя и с
тем же криком «Да здравствует Рим!» бежит дальше. Бессмысленность
Поступков — вот задача в организации и построении сцены боя.
* Война была очень личной темой для M.T. Он сам прошел войну от начала до конца,
Попал на фронт почти мальчиком, даже был в плену. Поэтому, что такое мясорубка, знал
Не понаслышке.
158
Эпизод с лестницами
Выбегают с разных сторон, с лестницами. Быстро сооружают
Конструкции, лезут по ним вверх, а затем все валятся вниз. Бьют друг
Друга лестницами.
Эпизод с камнями
Летят с машин глыбы-камни (на самом деле, они легкие, из
Пенопласта). Техника беспрерывно работает, скрипят машины, стучат
Бревна, вопят люди, падают тела. Вяжут пленных одной длинной
Веревкой. Гонят куда-то. Несколько человек ходят, как хирурги, и, не
Спеша, добивают раненых.
|
|
Черепаха
Сложили щиты вместе несколько человек, наступают вместе. Другие
Бьют сверху по «черепахе», ничего поделать не могут.
Сети для людей
Из громадных веревок сплетены сети для людей. Людей ловят в них,
Набрасывают им на головы, валят и режут.
Мародеры
Бегут, несут какие-то никому не нужные вещи. Бросают, отнимают у
Кого-то. За простую тарелку могут убить ни в чем не повинного.
Разграбление города
И вот неприятель овладел городом. Ворвались в дома, хватают
Женщин, несут куда-то, валят тут же, бессмысленно и бессовестно.
Крест безумного
Ворвался на площадь безумец, тащит в руках громадный крест, из
Бревен сколоченный, размахивает им, круша все, что попадается на
Пути. Все живое превращает в мертвое и бездыханное.
Расстрел девочки
Двое солдат развлекаются: из луков «охотятся» за девушкой.
Несчастная лезет по лестнице, умоляет не убивать ее, но несколько
Стрел впиваются ей в спину. Победители хохочут. Девочка повисает на
Лестнице.
Насилие
Победители выволакивают из домов женщин и детей. Начинаются
Вопли, стоны, крики, мольба и борьба. Изнасилование и убийство.
Массовое безумие
Вбежали с воплями мужчины и женщины, начали избивать друг друга.
Здесь закон каждого эпизода — быстрое движение в любых
Проявлениях. Толпой овладевает сумасшествие. Все постепенно теряют
Над собой контроль, кричат, шарахаются друг от друга, кошмар
Овладевает толпой. Все несутся куда-то, крутятся на месте, ищут выхода
|
|
Из безвыходного положения. Вопль становится всеобщим и....
Падение
Все, как один, по одному сигналу разом валятся на землю. Вся
Площадка-помост покрыта трупами римлян. Много раненых и мертвых.
Гора трупов. Вот до чего доводят игры политиков, вот как проявляется
Фальшивый патриотизм.
159
Только один молодой солдат попытался подняться, но не смог. Упал и
простонал: «Помоги, Господи!». Простонал и замер навек.
Это должна быть главная сцена спектакля. Главное, чтобы каждый
Эпизод этого кошмара разрабатывался долго и упорно. Чтобы, слившись
Воедино, они создавали общую картину войны, реальную и страшную,
Впитали весь смысл ее, весь ее ужас.
Постепенно все успокоилось. Только издали звучит ноющая нота,
Тягучая, щемящая.
№ 46. «Смерть Кассия»
Раненый, хромая, перелезая через обломки, через поваленный крест,
Выходит Кассий. За ним вдогонку бежит Пиндар. Торопит Кассия. Тяжело
Дышит. Кассий говорит спокойно, негромко. Только последнюю реплику
— «Вот уж закрыл, вонзи клинок» — он кричит. Пиндар наносит ему удар
В спину и тащит за кулисы (за машины). На этой сцене не стоит
Останавливаться долго.
Конечно, и Кассия нужно понять. Неправильно будет понимать его
Только лишь как зло всего происшествия. Вероятно, поразмыслив,
Можно найти в его поведении мотивы, которые оправдывают многие его
Поступки. Ведь не так просто покончить жизнь самоубийством. Это
Происходит только тогда, когда рушатся какие-то идеалы. Значит, и у
Кассия они были. Надо это понять.
№ 47. «Черные женщины»
Умер Кассий, вползли на сцену женщины в черном. Бродят по полю
Боя, ищут своих. Сколько раз после боя я наблюдал за такой картиной.
Выползают женщины из укрытий, из подвалов, из соседних с полем боя
Деревень, из леса, из-за кустов, бродят среди раненых и убитых,
Оплакивают незнакомых солдат, помогают раненым, причитают в
Неподдельном горе. Эти женщины, оплакивая чужих, оплакивают своих,
Без вести пропавших, и тем самым помогают своим мужчинам, хотя
Физически их рядом с ними нет. Есть, вероятно, какой-то неписаный
Женский закон — не оставлять без помощи павшего в бою мужчину. Всю
Ночь ходили женщины, выкрикивая имена своих сыновей, мужей,
Братьев и отцов. Будь проклята война, приносящая людям столько горя,
Будь прокляты те политиканы, которые не думают о материнских слезах,
О ненавистном горе, о страданиях жен, не дождавшихся своих мужей.
Будь проклята эта война!
№ 48. «Смерть дон-кихота»
Ходят женщины в черном по полю боя, ищут своих. Тихо, причитая,
Напевают очень древний, печальный итальянский мотив, всего
Несколько нот. Ползают, и ищут, и ищут...
Входит Брут. Спокойный, торжественный. За ним вбегает Люций. Все
Торжественно и важно. Брут устал. Он присел на поваленное распятье и
Решил здесь поставить точку. Брут совершает торжественный ритуал.
Он молится, готовится к вознесению. Он святой. В его смерти нет ничего
Натуралистического. Чуть-чуть приподнято и театрально. В его текст
Нужно вставить одну строку из 66 сонета Шекспира: «Зову я смерть. Мне
Видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянья...». Эта строка
Очень незаметно монтируется с текстом Брута, но еще сильнее
Подчеркивает его состояние.
Затем он ласково прощается с Люцием, и просит его подержать
Меч. Люций пытается отказаться, но Брут просит оказать ему эту
Последнюю услугу. Люций держит меч на распятии (отвернул голову).
|
|
Брут не бросается на меч, а тихо ложится. Получается распятие. В
Этом есть некоторая натяжка, но надо преодолеть эту условность и
Постараться сделать это убедительно и жизненно. Брут ле-
160
Жит на поваленном кресте, на котором распинали рабов в Риме. На
Распятии распятая честность дон-кихота.
Входят женщины, народ-войско, пленные, все, кто в начале спектакля
Стоял и смотрел на торжество Цезаря. Стоит народ вперемежку с