Такими фактами, когда актеры к своей высокой миссии относятся
Нечестно. Сколько раз я наблюдал за актерами (если их можно назвать
актерами!), которые забегают в театр на спектакль за пять минут до
Начала. На ходу надевают на себя костюм, часто вовсе пренебрегают
Гримом и, как ни в чем не бывало, выскакивают на сцену, делая вид, что
«живут в образе». А бедный Сальвини — великий Сальвини! — для чего-
То являлся на спектакль за четыре часа до начала. Для чего?
В большинстве наших театров актерские фойе за кулисами
Превращены в ме сто, где все очень громко разговаривают на
Какие угодно посторонние темы, где встречаются актеры, не
Занятые в сегодняшнем спек так ле. Ак терам, выходящим
* В знаменитом спектакле Театра Ш.Руставели 1948 года (режиссер А.Васадзе).
168
На сцену, трудно сосредоточиться, трудно подготовиться к выходу на
Сцену, где они должны встретиться с новым зрительным залом
Незнакомых людей, которых надо завоевать, покорить, взять в плен.
|
|
Народная артистка СССР С.Гиацинтова пишет: «Хочу рассказать
Мелкий, на первый взгляд, случай, происшедший при одной из первых
Моих встреч с К.Станиславским. Я шла, почти бежала через
Декорационный сарай, опаздывая на репетицию. Вдруг из-за поворота
Навстречу — величественная фигура Станиславского. Увидев меня, он
Неожиданно становится на цыпочки, прикладывает палец к губам,
Крадучись приближается ко мне, останавливается и спрашивает: «Вы
Умеете ходить по театру? Кажется, нет? По театру надо ходить тихо,
Всегда, всюду, ступая на носок, а не на всю ступню. Ведь рядом
Могут репетировать, читать пьесу или просто думать.
Пожалуйста, не мешайте им...».* И пошел дальше своей легкой,
Изящной, неслышной походкой.
С тех пор и навсегда я усвоила для себя эту простую истину, я
Научилась ходить по театру. И у меня просто физическую боль вызывают
Такие частые теперь возгласы хорошо поставленным голосом: «К
телефону!» или «Костюмеры!».
В церкви, за «святыми вратами», есть место, куда кроме
Священников-проповедников никто не имеет права входить. Но как бы
Было обидно верующим, если бы они услышали, как в этой «святая
Святых» священники шутят, балагурят и опошляют собственные
Проповеди и ритуалы.
Есть такое понятие в науке — энтропия, т.е. стремление к распаду.
Сложили, например, из камней забор, а потом перестали следить за ним.
Постепенно, с годами то один камень упадет, то другой, кто-то утащит
|
|
Третий для каких-то своих нужд, и вскоре это будет уже не забор, а просто
Куча камней, разбросанных по полю. Если не поддерживать систему
Сложенных камней, если нет тенденции сохранять то, что уже создано,
Все стремится к распаду. Так и театр. Актер больше других должен быть
Заинтересован в том, чтобы сохранить себя.
Актер должен делать все от него зависящее, чтобы стать для своего
Зрителя любимым и достойным подражания. Актер должен быть
Кумиром зрителя. Зритель должен желать встреч с ним. Это идеал, и к
Нему надо стремиться. Меня потрясла небольшая информация по
Поводу смерти актрисы Анны Маньяни: «Проводить актрису пришел весь
Рим. И когда ее тело выносили из собора, вдруг вся огромная толпа
Разразилась бурей аплодисментов, так прощались римляне со своей
великой актрисой».**
Актер сам по себе должен быть интересной, особенной персоной. А
Сейчас можно наблюдать стремление некоторой части актеров стать
Похожими на всех, опростить свое поведение, свой костюм, слиться с
Массой. Это почему-то считается хорошим тоном.
Когда Г.М.Давиташвили шел по проспекту Руставели, на него
Оборачивались. Он был высокоинтеллигентным человеком, внешне и
Внутренне собранным, безукоризненно вежливым и красивым. Да,
Именно красивым, даже когда ему было семьдесят.
Да и сегодня, если это настоящие актеры, люди всегда обращают на
Них внимание, потому что хороший актер интересен как личность даже
Вне сцены, просто в повседневной жизни. Актер должен заботиться об
Э т о м.
Зрителя может увлечь только интересный собеседник-актер,
Только талантливый самородок. Никакая работа (только работа, без
Таланта) не поможет актеру, если он сам по себе человек
Неинтересный. А ну-ка вспомним больших актеров: А.Хорава,
С.Закариадзе, Ш.Гамбашидзе, Г.Шавгулидзе, У.Чхеидзе — они сами по
Себе были интересными людьми, необыкновенными людьми. Людьми,
* Выделено М.Т.
** Выделено М.Т.
169
Которые привлекали, каждый по-своему, внимание тех, кто их окружал.
Да и сегодня, к примеру, Сесилия Такаишвили,* даже вне театра, просто
в жизни, интересна для людей как личность. Возле ее окон** всегда стоят
Люди и беседуют с ней, потому что им интересно, как она говорит, что она
Говорит, как ведет себя. Часто на нашей сцене неинтересные для людей
Актеры удивляются, почему зритель не увлекается театром, почему
Редко ходит в театр.
Театр сегодня, на мой взгляд, болен очень опасной болезнью, которую
можно назвать «безобразием».*''* Используя одно из методологических
Положений системы Станиславского — актер во время работы над
Ролью должен идти «от себя», — большинство актеров и режиссеров
Этот принцип превратили в его противоположность. Как-то А.Д.Попов
Бросил по этому поводу реплику: «От себя — но куда?».
Актерское перевоплощение, на мой взгляд, — все же главная
Проблема нашего искусства, и совсем не важно, использует ли при этом
Актер грим или нет, играет по правилам интеллектуального театра или
Эпического или, может случиться, театра аристотелевского, театра,
Подражающего природе.
Мне кажется, вина в данном вопросе ложится и на режиссуру, которая,
В основном, занимается постановочными проблемами, проблемами
Сценических метафор (надо признать, что это тоже нелегко), но забывает
Или, в некоторых случаях, принципиально считает ненужным заниматься
Главной задачей сценического искусства — созданием полнокровного
|
|
Актерского образа.
Нашим актерам работать стало гораздо сложнее. Если пятьдесят лет
Назад актера обычно оценивали в сравнении с лучшими работами
Советского театра, то сегодня наши актеры должны выдерживать
Конкуренцию с лучшими образцами мирового театра и кино. Ведь наши
Зрители часто видят лучшие актерские работы, находясь за границей,