Тема: НАВОДНЕНИЯ. ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.
Цели урока:
— актуализировать знания о наводнениях;
— научить определять приближение наводнения;
— научить определять тип наводнения;
— проконтролировать знания о поражающих факторах наводнений;
— научить решать практические задания;
— проконтролировать знания об опасности наводнений;
— воспитать умение работать в команде для достижения цели.
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и урок применения знаний).
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор.
Материал учебника: § 4.1 (новый учебник), § 2.1.-2.4. (старый учебник).
Учебные вопросы:
1. Понятие наводнения.
2. Классификация наводнений по причинам возникновения.
3. Классификация наводнений по масштабу.
4. Поражающие факторы наводнений.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1. | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин |
2. | Проверка домашнего задания | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о ЧС природного происхождения | 8мин |
3. | Сообщение нового материала | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об истории и опасности наводнений | 8 мин |
4. | Фронтальная беседа | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о наводнениях | 6 мин |
5. | Самостоятельная работа учащихся | Отработать умения применять знания о наводнениях | 7 мин |
6. | Практическая работа | Проверить качество усвоения нового материала и навыки самостоятельной работы | 5 мин |
7. | Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 3 мин |
8. | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 2 мин |
Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».
|
|
Домашнее задание:учебник: § 4.1..
Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
Материал учебника: § 2.2—2.3.
Ход урока: Здравствуйте ребята!
Организационный момент.
Сообщить учащимся, что на этом уроке начинается изучение темы «Наводнения» и они узнают о понятии наводнения и его поражающих факторах. Настроить учащихся на работу по изучению классификации наводнений.
Проверка домашнего задания.
- Что собой представляет смерч как метеорологическое явление?
- Какую опасность представляет смерч для жизни человека?
- Опишите признаки появления смерча.
- Дайте рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.
Изучение нового материала.
- Приступаем к изучению нового материала по теме «Наводнения». Посмотрим ВИДЕО-сюжет о наводнении.
|
|
ВИДЕО. https://youtu.be/gZAFYzxgbKU
Наводнения сопутствуют человеческому обществу с древнейших времен. До наших дней дошли сведения о катастрофическом наводнении на р. Хуанхэ, произошедшем в 2297 г. до н.э., и на р. Нил, которое было примерно 3 тыс. лет тому назад.
- В ВИДЕО-СЮЖЕТЕ вам упомянули о всемирном потопе:
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы».
Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяснить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор — даже всей воды на Земле, включая ледниковые щиты Антарктиды и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызвано всемирным распространением великих наводнений.
ü Практически ежегодно в нашей стране происходят крупные наводнения, а по площади охватываемых территорий и наносимому материальному ущербу эти стихийные бедствия превосходят все остальные. Потенциальному затоплению подвержена территория страны общей площадью 400 тысяч квадратных километров, ежегодно затапливается около 50 тысяч квадратных километров. То есть под водой могут оказаться в разное время более 300 городов, десятки тысяч мелких населенных пунктов с населением более 4,6 миллиона человек, множество хозяйственных объектов, более 7 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений составляет около 43 миллиардов рублей.
ü В большинстве районов земного шара наводнения вызываются продолжительными интенсивными дождями и ливнями в результате прохождения циклонов. На реках Северного полушария наводнения обусловлены бурным таянием снегов, зажорами и заторами льда. Предгорья и высокогорные долины подвергаются наводнениям, связанным с прорывами внутриледниковых и завальных озер. В приморских районах при сильных ветрах нередки нагонные наводнения, а при подводных землетрясениях и извержениях вулканов наводнения, вызываемые волнами, — цунами.
В России зоны возможных опасных наводнений располагаются вдоль русла и в устье рек.
Фронтальная беседа.
Вопросы для активизации знаний.
— Как вы думаете, что такое наводнение?
— Как вы думаете, чем опасны наводнения? Почему?
- Хорошо. Давайте по порядку изучим это явление. Итак:
Наводнением называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинами.
(Учащиеся записывают определение «наводнение» в тетрадь).
Самостоятельная работа с учебником.
- Рассмотрим с вами типы наводнений.
Задание 1. Записать в тетрадь схему ТИПЫ НАВОДНЕНИЙ со слайда № 7! (Половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон.)
Половодье. Причины — весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и дождевые осадки в горах. Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характеризуются значительным и длительным подъемом уровней воды.
Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры). Большое сопротивление водному потоку на отдельных участках русла реки, возникающее при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (запоры) или ледохода (заторы). Заторные наводнения образуются в конце зимы или начале весны. Они характеризуются высоким и сравнительно кратковременным подъемом уровня воды в реке. Запорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным (но менее, чем при заторе) подъемом уровня воды и более значительной продолжительностью наводнения.
|
|
Нагонные наводнения (нагоны). Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озер, водохранилищ. Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды.
Наводнения (затопления), образующиеся при прорывах плотин. Излив воды из водохранилища или водоема, образующийся при прорыве сооружения напорного фронта (плотины, дамбы и т. п.) или при аварийном сбросе воды из водохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обвалах, движении ледников. Характеризуются образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших территорий и разрушению или повреждению встречающихся на пути ее движения объектов (зданий, сооружений и др.).
- Обратимся к учебнику стр. 15.
Задание 2. Доказать, используя текст отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (учебник, стр. 18), что наводнение в Санкт-Петербурге в 1824 г. относится к ветровым нагонам.
Самым памятным для Санкт-Петербурга было наводнение 7(19) ноября 1824 г. День 18 ноября накануне наводнения был дождливым, дул сырой и пронзительный юго-западный ветер. К вечеру ветер усилился, и вода в Неве сильно поднялась. Многочисленные реки и каналы невской дельты слились с водами, покрывающими улицы. Вода все продолжала прибывать. В середине дня ветер достиг особой силы. Под натиском яростных волн и ураганного ветра рушились стены домов, срывались крыши, падали вырванные с корнем деревья. Именно это катастрофическое наводнение было описано в знаменитой поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
|
|
Наводнение 1824 г. принесло Санкт-Петербургу огромные убытки. Было полностью разрушено 324 дома, повреждено 3257 разных строений (т.е. половина всех имевшихся). Из 94 судов, стоявших в гавани, удалось спасти только 12. Погибло несколько сотен человек. Долгое время в городе свирепствовали простудные заболевания. Цены на продукты питания, сено и дрова резко подскочили. Еще долгое время спустя это наводнение именовалось «потопом».
- Давайте с вами рассмотрим, каковы же поражающие факторы наводнений. Составим таблицы-памятки «Поражающие факторы наводнений».
Учащиеся с помощью учителя оформляют таблицу «Поражающие факторы наводнений». (Учебник, стр. 18.)
Первичные поражающие факторы | Вторичные поражающие факторы |
1. Поток воды, характеризующийся высоким уровнем подъема воды. 2. Значительные скорости потока при прорыве плотин и паводках. 3. Затопление и подтопление прилегающих к водоему территорий.
| Утрата прочности зданий и сооружений, транспортной сети в результате размыва грунта |
Перенос потоком воды вредных веществ из разрушенных емкостей (горючее, сточные воды канализации, вредные в больших количествах вещества, используемые на производстве кислоты, щелочи и т.д.) | |
Осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки | |
Заболачивание местности, размыв плодородной почвы, образование промоин и рытвин; изменение уровня грунтовых вод, активизация оползневых процессов, обвалы |
8. Практическая работа.
— Прочтите отрывок из «Медного всадника» (учебник, стр. 15 (старый учебник)). Какой вид поражающих факторов наводнений описал А.С. Пушкин?
— Каковы, на ваш взгляд, могли быть вторичные поражающие факторы наводнения описанного поэтом? Объясните свой ответ.