Самостоятельная работа с учебником

Тема: НАВОДНЕНИЯ. ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.

Цели урока:

— актуализировать знания о наводнениях;

— научить определять приближение наводнения;

— научить определять тип наводнения;

— проконтролировать знания о поражающих факторах наводнений;

— научить решать практические задания;

— проконтролировать знания об опасности наводнений;

— воспитать умение работать в команде для достижения цели.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового матери­ала и урок применения знаний).

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор.

Материал учебника: § 4.1 (новый учебник), § 2.1.-2.4. (старый учебник).

Учебные вопросы:

1. Понятие наводнения.

2. Классификация наводнений по причинам возникновения.

3. Классификация наводнений по масштабу.

4. Поражающие факторы наводнений.

 

План урока:

 

№ п/п Этап урока Содержание (цель) этапа Время
1. Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин
2. Проверка домаш­него задания Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о ЧС при­родного происхождения 8мин
3. Сообщение нового материала Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об истории и опасности наводнений 8 мин
4. Фронтальная беседа Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о наводнениях 6 мин
5. Самостоятельная работа учащихся Отработать умения применять знания о наводнениях 7 мин
6. Практическая ра­бота Проверить качество усвоения нового материала и навыки само­стоятельной работы 5 мин
7. Подведение ито­гов урока Обобщить теоретические сведе­ния, полученные на уроке 3 мин
8. Сообщение домаш­него задания Разъяснить содержание домаш­него задания 2 мин

Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Домашнее задание:учебник: § 4.1..

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

 

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточ­ный материал.

 

Материал учебника: § 2.2—2.3.

 

Ход урока: Здравствуйте ребята!

Организационный момент.

Сообщить учащимся, что на этом уроке начинается изу­чение темы «Наводнения» и они узнают о понятии наводне­ния и его поражающих факторах. Настроить уча­щихся на работу по изучению классификации наводнений.

Проверка домашнего задания.

- Что собой представляет смерч как метеорологическое явление?

- Какую опасность представляет смерч для жизни человека?

- Опишите признаки появления смерча.

- Дайте рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Изучение нового материала.

- Приступаем к изучению нового материала по теме «Наводнения». Посмотрим ВИДЕО-сюжет о наводнении.

ВИДЕО.    https://youtu.be/gZAFYzxgbKU

   Наводнения сопутствуют человеческому обществу с древнейших времен. До наших дней дошли сведения о катастрофическом наводнении на р. Хуанхэ, произошедшем в 2297 г. до н.э., и на р. Нил, которое было примерно 3 тыс. лет тому назад.

 

- В ВИДЕО-СЮЖЕТЕ вам упомянули о всемирном потопе:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой безд­ны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрез­вычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними во­да, и покрылись горы».

  Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяс­нить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор — даже всей воды на Земле, включая леднико­вые щиты Антарктиды и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызва­но всемирным распространением великих наводнений.

ü Практически ежегодно в нашей стране происходят круп­ные наводнения, а по площади охватываемых территорий и наносимому материальному ущербу эти стихийные бедст­вия превосходят все остальные. Потенциальному затоплению подвержена территория страны общей площадью 400 тысяч квадратных километров, ежегодно затапливается около 50 ты­сяч квадратных километров. То есть под водой могут ока­заться в разное время более 300 городов, десятки тысяч мел­ких населенных пунктов с населением более 4,6 миллиона человек, множество хозяйственных объектов, более 7 мил­лионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений со­ставляет около 43 миллиардов рублей.

 

ü В большинстве районов земного шара наводнения вызываются продолжительными интенсивными дождями и ливнями в результате прохождения циклонов. На реках Северного полушария наводнения обусловлены бурным таянием снегов, зажорами и заторами льда. Предгорья и высокогорные долины подвергаются наводнениям, связанным с прорывами внутриледниковых и завальных озер. В приморских районах при сильных ветрах нередки нагонные наводнения, а при подводных землетрясениях и извержениях вулканов наводнения, вызываемые волнами, — цунами.

      В России зоны возможных опасных наводнений располагаются вдоль русла и в устье рек.

Фронтальная беседа.

Вопросы для активизации знаний.

— Как вы думаете, что такое наводнение?

— Как вы думаете, чем опасны наводнения? Почему?

- Хорошо. Давайте по порядку изучим это явление. Итак:

Наводнением называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вы­званное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинами.

(Учащиеся записывают определение «наводнение» в тет­радь).

Самостоятельная работа с учебником.

- Рассмотрим с вами типы наводнений.

Задание 1. Записать в тетрадь схему ТИПЫ НАВОДНЕНИЙ со слайда № 7!   (По­ловодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон.)

Половодье. Причины — весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и дождевые осадки в горах. Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характери­зуются значительным и длительным подъемом уровней воды.

Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры). Большое сопротивление водному потоку на отдельных уча­стках русла реки, возникающее при скоплении ледового ма­териала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (запоры) или ледохода (заторы). Заторные наводнения об­разуются в конце зимы или начале весны. Они характери­зуются высоким и сравнительно кратковременным подъе­мом уровня воды в реке. Запорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным (но менее, чем при заторе) подъемом уровня воды и более значитель­ной продолжительностью наводнения.

Нагонные наводнения (нагоны). Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озер, водохранилищ. Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды.

Наводнения (затопления), образующиеся при прорывах плотин. Излив воды из водохранилища или водоема, обра­зующийся при прорыве сооружения напорного фронта (пло­тины, дамбы и т. п.) или при аварийном сбросе воды из во­дохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обва­лах, движении ледников. Характеризуются образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших терри­торий и разрушению или повреждению встречающихся на пути ее движения объектов (зданий, сооружений и др.).

- Обратимся к учебнику стр. 15.

Задание 2. Доказать, используя текст отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (учебник, стр. 18), что наводнение в Санкт-Петербурге в 1824 г. относится к ветро­вым нагонам.

    Самым памятным для Санкт-Петербурга было наводнение 7(19) ноября 1824 г. День 18 ноября накануне наводнения был дождливым, дул сырой и пронзительный юго-западный ветер. К вечеру ветер усилился, и вода в Неве сильно поднялась. Многочисленные реки и каналы невской дельты слились с водами, покрывающими улицы. Вода все продолжала прибывать. В середине дня ветер достиг особой силы. Под натиском яростных волн и ураганного ветра рушились стены домов, срывались крыши, падали вырванные с корнем деревья. Именно это катастрофическое наводнение было описано в знаменитой поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

  Наводнение 1824 г. принесло Санкт-Петербургу огромные убытки. Было полностью разрушено 324 дома, повреждено 3257 разных строений (т.е. половина всех имевшихся). Из 94 судов, стоявших в гавани, удалось спасти только 12. Погибло несколько сотен человек. Долгое время в городе свирепствовали простудные заболевания. Цены на продукты питания, сено и дрова резко подскочили. Еще долгое время спустя это наводнение именовалось «потопом».

- Давайте с вами рассмотрим, каковы же поражающие факторы наводнений. Составим таблицы-памятки «Поражающие факторы наводнений».

Учащиеся с помощью учителя оформляют таблицу «Пора­жающие факторы наводнений». (Учебник, стр. 18.)

Первичные поражающие факторы Вторичные поражающие факторы

1. Поток воды, характеризую­щийся высоким уровнем подъе­ма воды.

2. Значительные скорости пото­ка при прорыве плотин и павод­ках.

3. Затопление и подтопление прилегающих к водоему терри­торий.

 

 

Утрата прочности зданий и сооружений, транспортной сети в результате размыва грунта
Перенос потоком воды вредных веществ из разрушенных емкос­тей (горючее, сточные воды ка­нализации, вредные в больших количествах вещества, исполь­зуемые на производстве кисло­ты, щелочи и т.д.)
Осложнение санитарно-эпиде­миологической обстановки
Заболачивание местности, размыв плодородной почвы, образование промоин и рытвин; изменение уровня грунтовых вод, активиза­ция оползневых процессов, обвалы

8. Практическая работа.                         

— Прочтите отрывок из «Медного всадника» (учебник, стр. 15 (старый учебник)). Какой вид поражающих фак­торов наводнений описал А.С. Пушкин?

— Каковы, на ваш взгляд, могли быть вторичные пора­жающие факторы наводнения описанного поэтом? Объяс­ните свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: