double arrow

Специальная психология / Под ред. Лубовского В.И – М: Академия, 2003. – 464 с.

3

28. Стефанович А.А. Изучение особенностей переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта // Постулат. 2016. № 5.

29. Ульенкова У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Дефектология. 2003. № 2.

30. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. Певзнер М.С., Лебединской К.С. – М: Просвещение, 1979. – 230 с.

31. Фаликман М.В. Внимание. – М: Академия, 2006. – 453 с.

32. Шабан П.И. Формирование устойчивости и концентрации внимания учащихся начальных классов специальных школ для детей с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 12.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Стимульный материал к методике «Корректурная проба»

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Стимульный материал к методике «Найди отличие»

 

Для 1-го класса

 

Для 4-го класса

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Результаты изучения особенностей внимания у учащихся 4 класса с умственной отсталостью

 

Таблица В.1 – Промежуточные результаты исследования внимания и  анамнестические данные учащихся 4 класса с умственной отсталостью




 

Ученики 4 класса Корректурная проба Треугольники Найди отличие
Артем, 10 лет. Умственная отсталость, плохо развита речь. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 4 балла. Слабо выраженные переключаемость и врабатываемость внимания. 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Кирилл, 12 лет. РАС, умственная отсталость. 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Женя, 12 лет. Сложная структура дефекта, тяжелая умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Данил, 11 лет. Эпилепсия, легкая умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 5 баллов. Достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Артем К., 11 лет. РАС, умственная отсталость. 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 2 балла. Отчётливые нарушения переключаемости внимания. 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.

 



 

Окончание таблицы В.1

 

Ученики 4 класса Корректурная проба Треугольники Найди отличие
Серёжа, 10 лет. Легкая умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 5 баллов. Достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Маргарита, 12 лет. РАС, умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Майванд, 12 лет. Сложная структура дефекта, умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Данил П. 11 лет. Легкая умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 4 балла. Слабо выраженные переключаемость и врабатываемость внимания. 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Паша 12 лет. Легкая умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 4 балла. Высокий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Давид 10 лет. Умеренная умственная отсталость. 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Результаты изучения особенностей внимания у учащихся 1 класса с умственной отсталостью

 

Таблица Г.2 – Промежуточные результаты исследования внимания и  анамнестические данные учащихся 1 класса с умственной отсталостью

 

Ученики 1 класса Корректурная проба Треугольники Найди отличие
Маша, 9 лет. Умственная отсталость умеренной степени, отсутствие разговорной речи. 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. 0 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Костя, 8 лет. Серьезные нарушения речи, умственная отсталость. 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Андрей, 8 лет. Умственная отсталость. 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Анюта, 9 лет. Легкая степень умственной отсталости. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). 0 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Матвей, 9 лет. Умственная отсталость. 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.

 

 

Окончание таблицы Г.2

Ученики 1 класса Корректурная проба Треугольники Найди отличие
Назар, 9 лет. РАС, умственная отсталость. 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 2 балла. Отчётливые нарушения переключаемости внимания. 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Даша 8 лет. Синдром Дауна. 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. 0 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Алсу 9 лет. Синдром Дауна. 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. 2 балла. Отчётливые нарушения переключаемости внимания. 1 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях.
Вася 10 лет. Умеренная умственная отсталость. 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. 4 балла. Слабо выраженные переключаемость и врабатываемость внимания. 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях.


3




Сейчас читают про: