28. Стефанович А.А. Изучение особенностей переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта // Постулат. 2016. № 5.
29. Ульенкова У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Дефектология. 2003. № 2.
30. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. Певзнер М.С., Лебединской К.С. – М: Просвещение, 1979. – 230 с.
31. Фаликман М.В. Внимание. – М: Академия, 2006. – 453 с.
32. Шабан П.И. Формирование устойчивости и концентрации внимания учащихся начальных классов специальных школ для детей с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 12.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Стимульный материал к методике «Корректурная проба»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Стимульный материал к методике «Найди отличие»

Для 1-го класса

Для 4-го класса
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Результаты изучения особенностей внимания у учащихся 4 класса с умственной отсталостью
Таблица В.1 – Промежуточные результаты исследования внимания и анамнестические данные учащихся 4 класса с умственной отсталостью
| Ученики 4 класса | Корректурная проба | Треугольники | Найди отличие |
| Артем, 10 лет. Умственная отсталость, плохо развита речь. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 4 балла. Слабо выраженные переключаемость и врабатываемость внимания. | 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Кирилл, 12 лет. РАС, умственная отсталость. | 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Женя, 12 лет. Сложная структура дефекта, тяжелая умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии | 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Данил, 11 лет. Эпилепсия, легкая умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 5 баллов. Достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. | 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Артем К., 11 лет. РАС, умственная отсталость. | 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. | 2 балла. Отчётливые нарушения переключаемости внимания. | 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
Окончание таблицы В.1
| Ученики 4 класса | Корректурная проба | Треугольники | Найди отличие |
| Серёжа, 10 лет. Легкая умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 5 баллов. Достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. | 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Маргарита, 12 лет. РАС, умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Майванд, 12 лет. Сложная структура дефекта, умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Данил П. 11 лет. Легкая умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 4 балла. Слабо выраженные переключаемость и врабатываемость внимания. | 3 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Паша 12 лет. Легкая умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 4 балла. Высокий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Давид 10 лет. Умеренная умственная отсталость. | 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты изучения особенностей внимания у учащихся 1 класса с умственной отсталостью
Таблица Г.2 – Промежуточные результаты исследования внимания и анамнестические данные учащихся 1 класса с умственной отсталостью
| Ученики 1 класса | Корректурная проба | Треугольники | Найди отличие |
| Маша, 9 лет. Умственная отсталость умеренной степени, отсутствие разговорной речи. | 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. | 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. | 0 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Костя, 8 лет. Серьезные нарушения речи, умственная отсталость. | 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. | 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. | 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Андрей, 8 лет. Умственная отсталость. | 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Анюта, 9 лет. Легкая степень умственной отсталости. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 3 балла. Нарушение переключаемости (единичные случаи застревания на предыдущем месте). | 0 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Матвей, 9 лет. Умственная отсталость. | 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. | 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. | 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
Окончание таблицы Г.2
| Ученики 1 класса | Корректурная проба | Треугольники | Найди отличие |
| Назар, 9 лет. РАС, умственная отсталость. | 2-3 балла Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. | 2 балла. Отчётливые нарушения переключаемости внимания. | 1 балл. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Даша 8 лет. Синдром Дауна. | 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. | 1 балл. Нарушения переключаемости или «застревания» на предыдущем действии. | 0 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Алсу 9 лет. Синдром Дауна. | 1 балл. Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. | 2 балла. Отчётливые нарушения переключаемости внимания. | 1 баллов. Низкий уровень концентрации внимания на мелких деталях. |
| Вася 10 лет. Умеренная умственная отсталость. | 4-5 баллов. Продуктивность внимания средняя, устойчивость средняя. | 4 балла. Слабо выраженные переключаемость и врабатываемость внимания. | 2 балла. Средний уровень концентрации внимания на мелких деталях. |






