double arrow

Символика хлеба четко прослеживается и в календарных обрядах удмуртов.

2

 Один из главных обрядовых праздников удмуртов Закамья - Быдкынал (лит. «быдкым ну-нал» - «великий день» - Пасха). Как пишет Т. Г. Миннияхметова[3], в этот день в д. Гожан Куединского района раньше молились 7 раз: «В первый раз глава семьи выходил с мясом, во второй - с кашей, в третий - с караваем хлеба, и его сопровождала жена с маслом, в четвертый - сам с хлебом с маслом и медом, дочь с чашей пива, в пятый - с блинами, в шестой - с рыбным пирогом, в последний, седьмой раз вся семья выходила во двор с благодарностью поклониться богу». Похоже, в этот день освящалась пища, что была в частом употреблении и потому особо почиталась. Крестьянин благодарил за нее и одновременно получал божье благословение. В Татышлинском районе удмурты также молились, прося здоровья и урожая хлеба: «Нянякай мед вуоз, вакытаз мед ваньмыз но вуоз» (Хлебушек пусть созреет, пусть все созреет своевременно).

В Завьяловском районе вечером, накануне Пасхи, на стол кладут непочатый каравай хлеба, соль, крашеные яйца. На следующий день утром молятся, пробуют квас, стоящий на столе, угощаются яйцами.

Большим событием в жизни земледельцев было начало весенних полевых работ (гы-рыны/кизьыны потон, геры/кидыс поттон, акашка). Первую борозду поручали уважаемому человеку «с легкой рукой». Обязательным было жертвоприношение божеству земли: в борозду опускали горбушку хлеба и яйцо, прося содействия в проведении посевной и обеспечения хорошего урожая. Например, в д. Карамас-Пельга Киясовского района обращались со следующей молитвой: «Осто, баккым Инмаре, тыр нянен потИсько: та тыр нянен потэме нош ик тыр нянен потоно мед кароз! Акташез буре вайисько, Остэ!»




У закамских удмуртов накануне начала пахотно-посевных работ (курегпуз уллян, ку-регпуз питыръян, гырыны потон, кизьыны потон) в каждой семье стряпали ритуальную пищу и варили яйца. Утром с восходом солнца в каждой семье молились с караваем хлеба -тыр нянен (букв.: «полным хлебом»), чтобы этим обеспечить такую же полноту, т. е. достаток во всем: Та тыр нянен потэме нош ик тыр нянен потоно мед кароз (букв.: «Мой выход с этим круглым-полным караваем пусть сделает так, чтобы и в будущем году выход был с таким же круглым-полным караваем»).

Осенний цикл календарных праздников начинался с праздника в честь нового урожая (выль лук, букв. «новая каша»), слившегося затем с Ильиным днем. В этот день всю пищу готовили из продуктов нового урожая, накануне или непосредственно в день праздника резали барана или хотя бы петуха, пекли хлеб из муки свежего помола, варили овсяной кисель. С поля приносили колосья ржи, ячменя, стручки гороха, листья капусты, клали все это на край стола и совершали обряд куяськон в честь умерших. Колосья окунали в суп и освящали их, прося у бога и воршуда (в удмуртской мифологии дух предка-покровителя) хорошего урожая. Пучок из разных колосьев подвешивали в семейной куале (святилище в традиционной религии удмуртов), а соседей приглашали в гости.



Во время сИзьыл куриськона (осеннего моления) также молились 7 раз подряд. Во двор выходили все члены семьи. При каждом выходе участвующие в обряде держали в руках освящаемый продукт: в первый раз - хлеб, второй - масло, третий - мясо (утки/гуся), в четвертый - кашу, пятый - блины, шестой -яичное блюдо, седьмой - домашнее пиво».

Весной, в день выгона скота на пастбище, удмурты с утра выставляют на стол, накрытый белой скатертью, специально для этого испеченный хлеб, заклиная, чтобы осенью весь скот принять без потерь, здоровым и упитанным. Выпуская через ворота, подкармливают каждое животное хлебом, тем самым благословив их.

Известно, что перед молением в бадкым куале (большой куале) люди, предварительно помывшись в бане, несли немного муки к вксясю (жрецу), чтобы его жена испекла для моления хлеб.

Перед самым молением, перед тем как войти в святилище, вксясь обращался к богам: Осто,Иньмаре, Кылчинэ, Воршуд! ЛыктИм вксяськыны, Улонэз кеч кар, Иньмаре, Няньмес сёт, удалтыт, Улон азьмес каньыл кар, Валче улонэз соглаш, кеч кар, Быдкын Инвошудмы, Осто, Иньмаре! (Осто, Иньмар, Кылчин, Воршуд! Пришли мы молиться, Жизнь нашу сделай хорошей, Хлеб уроди, дай, Жизнь нашу легкой сделай, Совместную жизнь сделай дружной, Великий наш Инвошуд, Осто, Иньмар!)



Каждый домохозяин шел на моление со своим хлебом. Он отдавал его вксясю (жрецу), а тот, отрезав горбушку, которую бросал в очаг, клал хлеб на воршудную полку. В конце моления этот освященный хлеб уносили домой и делили там между членами семьи.

Помимо хлеба, готовилась и каша. Одну ложку замоленной каши бросали в очаг куалы, а чашку с кашей передавали по кругу, чтобы каждый мужчина ее попробовал. Затем все приступали к еде. Снова молились. Вксясь теперь держал в руке хлеб, испеченный его женой из общей муки (во время моления хлеб находился на воршудной полке или в самой воршудной коробке, если она есть), затем этот хлеб делили на части и раздавали каждому, после чего все расходились. В православной традиции хлеб участвует в таинстве Евхаристии, олицетворяя собой тело Христа.

Закамские жрецы во время общественных молений, связанных с жертвоприношениями домашних животных, обращаясь к Богу и читая молитву, держат в руках непочатый каравай хлеба. При этом просят теплых, мягких дождей, хорошего урожая, спокойной погоды, здоровья и счастья себе и детям, благополучия в новых начинаниях.

 

Хлеб использовался и в народной медицине. По свидетельству Г. А. Никитиной[4], «девочкам прокалывали уши, предварительно помассажировав мочку уха, на иголку накалывали корочку хлеба (может, в этом проявлялась вера в очищающую, исцеляющую силу хлеба) и только потом прокалывали ухо, пропустив через хлебную корку и шелковую нитку».

 



2




Сейчас читают про: