Вера в святость хлеба отразилась и в народной юриспруденции

 Если у кого-то что-то пропадало, стелили на стол скатерть, клали туда цельный кусок хлеба. Все присутствующие должны были подойти к столу и прикоснуться к хлебу, в доказательство того, что они это не делали. «Нянь алданы уз сёт» (хлеб не даст обмануть), - говорили в народе. У вора язык не повернется сказать, что не крал, при прикосновении к хлебу. А если он это сделает, у него отсохнут руки.

 

Итак, в сознании удмуртского крестьянина хлеб осмысливался как одна из первооснов всего сущего на земле, он олицетворял собою жизнь, являлся символом достатка и благополучия, семейного счастья и коллективного дела, воспринимался как священное начало, выполняя функции обереговые, охранительные. Непочатый каравай хлеба - символ полноценного, устоявшегося, отсюда его огромная роль в обрядовой жизни этноса. Слово, подкрепленное хлебом, обретает силу и значение. Религиозные акты, при которых также проводятся манипуляции с хлебом, часть мировоззрения человека, отражение его духовности и внутренней культуры.

Подводя итоги, можно сказать, что пища крестьян была довольно проста и однообразна. Зимой ели трижды, а летом по четыре раза. Вотяки (удмурты) не соблюдали постов, но к праздникам забивали свиней, овец, быков. Основным источником мясной пищи являлась домашняя птица, которая забивалась и заготавливалась впрок. Семьи вотяков были многочисленны, иногда доходило до 30 человек. Они не были сторонниками разделов. Поэтому запасов требовалось много. Когда забивали крупный скот, звали родственников и варили сразу по полпуда мяса. Основное блюдо зимой — щи с ячневой крупой и горохом. У тех, кто богаче — щи с мясом. Летом ели редьку, квас с луком, толокно, молоко.

 

Итак, какие же блюда входили в меню крестьянской семьи вотяков?

· Шыд. Жидкие щи с крупой и горохом. Это постные щи, без мяса.

· Нугылиэн шыд. Постные щи с горохом и продолговатыми кусочками теста.

· Для гостей варили Быдес шыд. Это щи на бульоне из гуся или утки. Лапша готовилась так же, как и у русских.

· Джук — густая ячневая каша с кусочками вяленой говядины.

· Ело джук — каша на молоке.

· Сезь пызь — заваренное толокно, которое приправлялось маслом.

· Пельнянь. Пельмени из свинины. Тесто делали из ржаной муки без добавления яиц. Вотяки не приправляли пельмени уксусом и перцем, как это делали русские.

· Перепечь, или шаньги — ватрушки с мясом. Готовили их из крупно рубленой жирной говядины, в которую добавляли много яиц и разводили водой. Из теста делали лепешки и сверху на них наливали ложкой мясную начинку. Жарили на горячих углях в печи. Иногда вместо мяса делали начинку из крови животных и конопляного семени.

· Кварнян — пресные маленькие пирожки с рубленой говядиной или кишками.

· Табань — большие лепешки из овсяной муки, размером со сковороду.

· Пичи табань. Маленькие лепешки из пшеничной муки.

· Картовкоен пичи табань. Лепешки с картофелем.

· Мильым. Блины яичные или пшеничные.

· Шаньги с картофелем или крупой на кислом тесте. Открытые лепешки, чаще всего из ржаной муки.

· Шу энь нань. Пироги с калиной с интересной технологией приготовления. Для начинки мешали калину и солод в равных пропорциях, добавляли воду, доводя до консистенции густой каши. Из сочней делали большие чаши, заполняли этой начинкой, а сверху накрывали крышкой из теста. Плотно защепляли и ставили в печь на целый день. Ели их только на следующий день. Пироги выходили размером с большой каравай хлеба.

· Были еще пироги с говядиной, грибами, рыбой, малиной, рябиной.

· Пекли круглые овсяные хлеба с ямочкой в серединке. Туда закладывали кусочек сала.

· А на десерт подавали колзё. Это сырое овсяное тесто с ягодами: рябиной, черемухой, смородиной.

· Шер бет. Это тоже десерт, подаваемый на обедах. На самом деле это простая вода, подслащенная медом.

Основными продуктами в кухне были изделия из теста и всевозможное мясо. Разумеется, удмуртская кухня с течением времени претерпела изменения. Но интерес к быту, культуре питания говорит об интересе к собственным истокам, помогает лучше понять традиции других народов, воспользоваться богатством подаренного нам разнообразия национальных особенностей.

 

Использованная литература:

https://linatour.wixsite.com/linatour/kuhnya-udmurtii

https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskiy-obraz-hleba-v-semeynom-etikete-udmurtov-1

https://vorshud.unatlib.ru/index.php/Национальная_кухня

https://www.poedim.ru/content/2597-udmurtskaya-nacionalnaya-kuhnya

https://visitudmurtia.ru/articles/3/kukhnya-udmurtskogo-naroda

http://www.finnougoria.ru/community/folk/19/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2725

http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/peoples/udmcook.htm

https://shkolazhizni.ru/meal/articles/96998/

https://fb.ru/article/391172/natsionalnyie-blyuda-udmurtov-spisok-retseptov-s-foto

http://kitchen.727go.com/udmurt-cuisine/

 

 


[1] В среде крестьян пересказывали историю охотника, который подстрелил самочку лебедя. Самец, не выдержав смерти любимой, поднялся высоко в небо и камнем упал вниз. Вскоре и сам охотник умер от пьянства.

[2] Григорий Егорович Верещагин - первый удмуртский ученый-этнограф.

[3] Татьяна Гильнияхметовна Миннияхметова - этнограф

[4] Никитина Галина Аркадьевна - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: