Традиции воспитания в индуизме

ДОКЛАД

по дисциплине: Психология воспитания

на тему «Особенности воспитания в различных религиозных культурах

»

 

Студентки 1 курса

Магистратуры

Романцовой Виктории Константиновны

Профиль: Психолого-педагогическое образование

Форма обучение: очная

Преподаватель: Цаплина О.В.

                                                      

 

Москва, 2020


 


Традиции воспитания в индуизме

Суть религиозного учения. Одной из центральных идей Вед является мысль о том, что смысл человеческой жизни заключается не в достижении материального прогресса и телесного комфорта, а в постижении истины, своей вечной духовной природы, в очищении разума и чувств, в избавлении от эгоизма и развитии бескорыстия. Утверждается, что стремление к самосовершенствованию, приоритет духовных ценностей над материальными и физическими является единственно правильным выбором жизненного пути. Фундаментом ведических знаний является представление о том, что душа человека бессмертна и бесконечное число раз воплощается в разных физических телах, решая каждый раз определенные задачи. Карма (бесконечная цепь перевоплощений, зависящих от выполненных или невыполненных задач прошлой жизни, от достигнутых или недостигнутых целей) приводит к рождению в той или иной стране, семье, с тем или иным состоянием здоровья, материальным достатком, с теми или иными талантами и способностями. Каждая воплощенная душа имеет своѐ предназначение, которое она должна понять и в соответствии с которым должна прожить данную жизнь. Рождение на планете Земля, являющейся своего рода университетом, дает возможность душе приобрести новые знания, отработать старые ошибки и расширить себя, приобретя новый опыт. Таким образом, дети, рождаясь на Земле, начинают свой путь не с чистого листа, а с определенного трамплина, с определенным багажом опыта прошлых воплощений, имея разные стартовые возможности духовные, физические, материальные, интеллектуальные.

Влияние религии на воспитание. Так как религия является неотъемлемой частью жизни индийцев и одним из методов семейного воспитания в Индии, ее влияние на воспитание ребенка всегда было и остается достаточно сильным в традиционной структуре семьи. Повседневная жизнь индийца направлена на ежедневное общение с Богом. Почти в каждом индийском доме есть священные изображения или статуи богов, перед которыми читают молит-вы, поют гимны и возлагают подношения. Индийцы начинают религиозное воспитание детей с юных лет. Воспитанием религиозности достигается выполнение таких задач, как научить ребенка не завидовать и не ненавидеть, отличать добро от зла, хорошее от плохого, воспитать в себе сдержанность, кротость, стыдливость, покорность, хранить целомудрие, понимать ценность терпения и терпимости, помогать ближнему и почитать родителей. Дети учатся религии, подражая взрослым. Они принимают участие в утренних и вечерних молитвах, религиозных и праздничных ритуалах и обрядах

Эстетическое развитие. Эстетическое развитие школьников в Индии, в отличие от Запада, включает три основные особенности. Первая особенность состоит в том, что эстетическая культура Индии развивается не скачкообразно, а как сплошная линия. Новые веяния культуры не разрушают старые, а, благодаря гибкости миропонимания, органично вписываются в них. Вторая особенность эстетического развития школьников состоит в том, что общество не потеряло связи с природой. Основная задача эстетического воспитания школьников — быть в гармонии с природой. Наблюдая за ней, человек должен развиваться в соответствии с ней. Третья особенность — это приверженность традиции, которую нельзя нарушать. Поэтому ритуал занимает важное место в индийском эстетическом воспитании. Ему подчиняется природа, времена года, социальное, физическое и психическое развитие общества и человека.

По результатам воздействия на воспитанника методы воспитания можно объединить в две группы. Первая группа методов имеет отношение к формированию нравственных установок, мотивов, отношений, представлений, понятий, идей. Методы формирования сознания личности находят отражение в методах воспитания словом (религия, фольклор), где средствами воспитания выступают пуджа, молитва, богослужение, пост, сказки, притчи, пословицы, поговорки.

Вторая группа методов определяет тот или иной тип поведения. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (вовлечение в общинную жизнь) находят отражение в методах воспитания де-лом (труд, упражнение, приучение, личный пример), где средствами выступает мир жизнедеятельности воспитанника, природа.

Труд в Индии занимает одно из центральных мест в системе семейного воспитания. Поскольку в Индии сельские угодья занимают большую часть тер-ритории страны, то трудовое воспитание предусматривает не только обучение всем необходимым навыкам крестьянской жизни, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к необходимому средству существования и нравственной потребности человека.

В соответствии с этим распределяются обязанности между девочками и мальчиками, труд которых необходим для благополучия семьи. Девочек учат вести домашнее хозяйство, шить, готовить еду, прясть, ткать и т.п. Мальчики, в свою очередь, учатся гончарному делу, резьбе по камню, а также -обрабатывать землю, сеять, полоть, поливать, ухаживать за скотом и т.д.

Таким образом, трудовое воспитание занимает в индийской семье особое место и является неотъемлемой частью жизни индийца. Труд воспитывает в де-тях ответственность, дисциплинированность, настойчивость, способствует при-обретению знаний, умений и навыков, поскольку в процессе трудовой деятель-ности родители передают опыт, мастерство и желание, умение и привычку тру-диться своим детям.

Таким образом, посещая пуджи, богослужения и соблюдая посты, роди-тели ставят своей целью научить ребенка почитать богов, с благодарностью принимать их деяния; внушают правила такого духовно-нравственного поведения, чтобы в семье и доме были мир и согласие. Несмотря на политические режимы, сменявшие друг друга на протяжении всей истории Индии, религия всегда была и остается неотъемлемой частью жизни индийца, чего нельзя сказать о россиянине.

Таким образом, раскрыв сущность семейного воспитания в Индии и про-анализировав формы, методы и средства духовно-нравственного воспитания вполне определенно можно заявить, что во все времена, независимо от социально-экономических условий, основой общества была и остается семья, как хранительница традиций, духовно-нравственных ценностей, норм и установок.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: