double arrow

Традиции воспитания в восточных религиях (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2

Суть религиозного учения. Цель восточных философскорелигиозных систем – пробуждение сознания человека, которое можно назвать высшим.

Буддизм и даосизм являются трансперсонально ориентированными традициями. Можно сказать, что они (каждая по-своему и исходя из своей системы представлений) пытались, преодолевая эго или точку зрения воплощённой субъект-объектной дихотомии (цель, провозглашаемая во многих духовных учениях), справиться с ограничениями обыденного мышления. Другими словами, эти традиции боролись в конечном итоге за новый способ видения, пытаясь ухватить опыт, выходящий за рамки рационального, дискурсивного подхода, то есть существующий вне персональной парадигмы.

Этическое учениеконфуцианства уделяет особое значение нормам поведения, которые находят свое отражение как на общекультурном уровне, так и в повседневном социальном взаимодействии. Благожелательность, почтение, преданность, уважение и другие качества определяют коллективистский характер культуры китайского общества, который выражается в предпочтении интересов группы перед индивидуальными. Если конфуцианское учение традиционно структурировало и иерархизировало социальные отношения, то даосизм способствовал ориентации людей на гармоничную жизнь с природой и стремление к единению с ней. Принцип «недеяния» и созерцательной жизни в даосизме близок идеям буддизма, который проявляется в индивидуальной жизни как ориентация на принятие тех обстоятельств, в которых находится индивид, и умение быть довольным




Обозначенные выше культурные особенности Китая, которые обусловливают тесную взаимосвязь семьи и социального устройства, становятся более понятными при внимательном рассмотрении своего рода «образовательной программы», изложенной в одном из ключевых конфуцианских трактатах «Да сюэ» («Великое учение»). Согласно учению, изложенному в нем, условием достижения порядка в Поднебесной является последовательное прохождение взаимосвязанных этапов: от исследования природы вещей до самосовершенствования, которое предшествует достижению «единства в семье», оказывающегося, в свою очередь, условием «порядка в государстве».

Традиционная конфуцианская система воспитания предполагала воспроизводство нормы сыновнего почитания родителей, которая проявлялась в определенных взглядах и поведении, связанных с уважением членов семьи, а также с оказанием им поддержки и помощи.

Эта культурная норма на протяжении долгой истории подкреплялась аграрной системой и патриархально-клановым укладом

. Обязательства по отношению к родителям предполагают убеждение детей в необходимости возместить родителям их усилия по своему воспитанию, а также в готовности чем-либо жертвовать ради семьи и ее авторитета.



В целом, стиль воспитания у азиатских родителей, как характеризуют его ряд исследователей, отличается авторитарностью и повышенным контролем: окружение своего ребенка, подчеркивают его академические достижения, одобряют коллективистские черты (вежливость, спокойствие и т. п.). Для китайских семей также оказалось более характерным использование директивных стратегий воспитания.


 


Литература

1. Романовская В.Б. Возрождение ведических знаний об обществе в современном мире

2. А. Ж. Овчинникова Эстетическое развитие школьников в индии Педагогическое образование. 2009. № 1

3. Мефодьева М.А.,Фахрутдинова А.В Современные исследования социальных Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (буддизм, даосизм, конфуцианство) Файнфельд Игорь Ананьевич, Шаповалова Ольга Евгеньевна, Серёжникова Раиса Кузьминична, Фишман Борис Ентильевич (электронный научный журнал), No 6(14), 2012

4. Костюкова Т.А. Педагогическое значение аксиологических идей .История образования традиционные культурные ценности и семейные отношения в Китае

5. Дивисенко К.С. Социологический институт Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

 

 



2




Сейчас читают про: