double arrow

Встреча: психологический и духовный смысл


В истоке, в начале любого брака лежит встреча юноши и девушки, мужчины и женщины, которая зажигает искру любви. Встреча абсолютно не случайное, но промыслительное событие в жизни двух людей. Однако встреча — это не обязательно момент знакомства, хотя эти два события могут совпадать (например, любовь с первого взгляда). Иногда настоящая встреча может состояться и несколько лет спустя после создания брака. Когда супруги, съев «семь пудов соли», пережив совместные скорби, с удивлением и радостью открывают друг в друге образ Божий, уникальность и неповторимость. Но бывает, что люди так и не «встречаются» личностно, даже прожив в браке много лет.

Встреча почти всегда промыслительна. Это явление может быть открыто святым людям. Вот один пример из жития преподобного Серафима Саровского:

«Один молодой офицер посетил отца Серафима и просил у него благословения поступить в монахи. Выслушав его, прозорливый старец сказал: «Ты не ходи в монахи, — тебе надо жениться и невеста твоя здесь. Ступай сейчас же в монастырскую гостиницу, там найдешь мать и дочь: вот эта дочь и есть твоя невеста. А от меня ты им скажи, чтобы они поскорее ко мне пришли».




Офицер не только поверил словам преподобного, но и беспрекословно отправился искать свою невесту. Не найдя в гостинице никакой матери с дочерью, он пошел по дороге и вдруг увидел приближающуюся к обители дорожную карету, в которой сидели две дамы. Они подъехали к монастырской гостинице, и офицер, следивший за ними, удостоверился, что это мать с дочерью. Твердо веря словам отца Серафима, офицер решил отправиться к прибывшим, передать им поручение святого старца и кстати, взглянуть на свою будущую невесту.

Дамы были поражены, когда неизвестный офицер передал, что старец приглашает их к себе, однако немедленно отправились к нему. Отец Серафим приветливо встретил пришедших, благословил их, потом взял и соединил руки дочери и офицера, говоря: «Господь вас благословит», а обернувшись к матери, сказал: «Это жених твоей дочери». Все трое были крайне изумлены, но подчинились и поступили по указанию прозорливого старца».

* * *

Этот пример является иллюстрацией того, что «браки совершаются на небесах». Это есть откровение. Любовь пронизывает всю нашу жизнь. И это не случайно. Вспомним слова из Библии: «Бог есть любовь». Святые отцы говорили, что весь мир сотворен Божественной любовью. Три лица Святой Троицы — высшее проявление любви. Любовь имеет много ликов, граней, оттенков: любовь к Родине, любовь к матери, отцовская любовь, любовь мужчины и женщины. Некоторые авторы выделяют такие проявления любви:

— секс как вожделение, либидо;

— эрос как стремление к духовному единению с противоположным полом;



— филию, или дружбу, братскую, бескорыстную любовь;

— агапе как заботу о благе другого человека, как жертвенность, прототипом которой является Божья любовь к человеку.

Все эти виды любви, как отдельные ручейки и реки, соединяются и вливаются в океан Божественной любви.

К сожалению, мы часто ошибаемся, принимая за любовь что- то еще. Не редкость такая ситуация, когда молодые люди женятся вроде бы по любви, но проходит не так много времени и супруги «прозревают»: «А ведь это не любовь» или «я его больше не люблю», в итоге разочарование, уныние, разрыв отношений, поиск новой любви. Так в чем же причина таких ошибок?

По всей видимости, часто за «любовь» мы принимаем что-то еще, что вначале на нее так похоже, но впоследствии оказывается чем-то другим. В связи с этим очень важно различать такие понятия как влюбленность, страсть, потребность быть любимым (невротическая любовь), истинная любовь. Постараемся в них разобраться.

Как правило, люди, особенно молодые, за истинную любовь принимают влюбленность.







Сейчас читают про: