Группа субъективных факторов (геополитический, национальный религиозный)

III. Геополитический фактор.

1) Особенности складывания территории Российского государства.

А) в основном мирный характер собирания страны

Четыре способа приращения территорий:

завоевание (в случае России – вынужденное, для защиты собственных территорий от набегов воинственных и агрессивных соседей: Казанское, Астраханское, Крымское ханства, Северный Кавказ).

– добровольное присоединение (воссоединение России и Украины, присоединение Грузии, Армении, Казахстана, Азербайджана),

открытие новых земель (Сибирь, Аляска)

покупка (Петр I после победы в Северной войне купил три Прибалтийские провинции у Швеции за 2 млн. гульденов; в 1732 г. Анна Иоанновна обменяла 3 южнокаспийские провинции, захваченные во время Персидского похода Петра в 1723 г. на закавказские территории; в ходе ряда войн с Турцией территория придунайских княжеств была приобретена в обмен на отказ от контрибуции и пр.).

В целом же необходимо отметить, что складывание территорий Руси и России проходило, как правило, мирным и добровольным путем, войны же приходилось вести в основном оборонительные, отбиваясь от захватчиков.

б) Особенности присоединения захваченных территорий хорошо проявляются в том, что местное население не было уничтожено или изгнано, а включено в состав граждан страны, т.е. государство было заинтересовано именно не в землях, а в безопасности своих границ. Характерное терпимое отношение к местному населению, быстрое налаживание добрососедских и братских отношений тоже можно отнести к особенностям Российской цивилизации.

 

Военный фактор

Историк С.М. Соловьев с середины XI до середины XIX в. насчитал 579 войн, по войне каждые полтора года.

Хозяйство было в то время натуральное. Следовательно, о том, чтобы содержать армию на деньги, не могло быть и речи. В руках московского правительства в это время был только один капитал, приобретенный им при собирании Русской земли, – это огромные земельные пространства, частью пустые, частью насе­ленные крестьянами.

Содержание служилого сословия стало господствующим интересом в Московском государстве, поглощавшим все остальные интересы страны. Этому интересу все приносилось в жертву, ради него напрягались до крайности все жизненные силы страны. Из такого положения дел вытекла идея всеобщего государственного тягла и сопутствовавшая ей идея закрепощения сословий. Ценностью была не земля, которой было много, а человек, который был редок и которого надо было удержать.

Догоняющий характер модернизации

Борьба не на живот, а на смерть с западными соседями вынуждала тянуться за ними в организации военной силы на западный образец. Приходилось выписывать дорогостоящее огнестрельное оружие и иностранных инструкторов в огромном числе, чтобы создать способную к войне с западными врагами армию. Петровские фабрики и заводы производили, прежде всего, те предметы, которые нужны были для вооружения, обмундирования и всестороннего обслуживания нужд армии и флота. Школы Петра были главным образом профессиональные технические школы– навигацкая, артиллерийская, инженерная и низшая цифирные школы.

Отсюда неравномерные темпыразвития. Скачки. Насильственная модернизация: Петр I, Сталин. Чередование летаргии с бурной деятельностью. Практически все эксперименты в России связаны с насилием над народом. По верному выражению одного исследователя Петровской реформы, Россия была возведена в ранг европейской державы «ценой разорения» страны.

Все вышеназванное неизбежно приводило к:

– чрезвычайному усилению роли государства и личной единоначальной власти князя, царя, императора, генсека, президента.

Отсутствию демократических традиций. Проявляется не на низовом уровне, где община как раз демонстрирует принципы самоуправления, а на уровне управления государством. Царистское автократическое сознание народа.

Сословная структура общества. Где каждое сословие выполняет четко очерченные функции. В средние века это способствовало эффективному развитию страны, но в Новое время, уже в XIX в., стало серьёзным тормозом дальнейшего роста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: