Раздел 2.2 Проблемы деятельности военных судов

Вступивший в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» создал правовую основу для деятельности военных судов в Российской Федерации. С его принятием на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России - ее Вооруженных Силах.[8]

Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной Юриспруденция: военные суды РФ.[9]

Если говорить об особенностях работы военных судов сегодня, то возможно выделить две. Первая заключается в том, что в деятельности военных судов начинает превалировать защита прав и законных интересов военнослужащих. Если 10 лет тому назад военные суды рассматривали преимущественно уголовные дела, а число обращений военнослужащих в военные суды за защитой своих прав не превышало и одной тысячи, то в 2003 г. военными судами рассмотрено уже около 100 тыс. таких заявлений военнослужащих (рост почти в 100 раз). Доля же уголовных дел составляет в общем объеме судебной работы военных судей немногим более 10%.

Таким образом, осуществление военными судами правосудия приобретает все более правозащитный, восстановительный характер.

Другая особенность - все большая открытость военных судов. Успешно решаются вопросы взаимодействия военных судов со всеми средствами массовой информации. С той целью во всех окружных и флотских военных судах созданы внештатные пресс-службы, которые поддерживают деловые связи с редакциями газет и студиями телевидения и радио. Указанные проблемы постоянно находятся в поле зрения руководства военно-судебной подсистемы; они регулярно анализируются, после чего в военные суды рассылаются соответствующие информационные письма и методические рекомендации.

С переходом военных судов на финансирование через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации их материально-техническое и иное обеспечение существенно улучшилось. Для размещения военных судов им передано в безвозмездное пользование или оперативное управление от Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств более 100 зданий. Стали выделяться значительные денежные средства на текущий, капитальный ремонт, реконструкцию зданий военных судов, новое строительство.[10]

Из гарнизонных военных судов можно выделить в лучшую сторону по размещению Екатеринбургский, Курганский, Оренбургский, Самарский, Пермский, Ставропольский, Кировский, Брянский, Одинцовский, Наро-Фоминский, Видяевский, Балтийский, Хабаровский, Комсомольский-на-Амуре и Читинский военные суды.

Однако, это не означает, что в работе Военных Судов нет нерешенных вопросов. Так, одним из направлений работы является совершенствование кадрового обеспечения деятельности военных судов. Оно осуществляется на основании норм Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Главные усилия сосредоточены на повышении уровня и качества укомплектованности военных судов, совершенствовании организационно-штатной работы, приведении численности и структуры военных судов в соответствие с решаемыми ими задачами.

Система повышения квалификации охватывает такие основные формы учебы, как специальную (юридическую) подготовку, индивидуальное обучение, учебно-методические сборы, стажировку судей гарнизонных военных судов в окружных (флотских) военных судах, а судей окружных (флотских) военных судов - в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Главном управлении обеспечения деятельности военных судов.[11]

С созданием в аппарате Судебного департамента отдела ревизий военных судов активизируется контрольно-ревизионная деятельность, осуществляемая с выездом на места.

Прорабатывается проблема введения в военных судах службы судебных приставов, что будет способствовать поддержанию в них надлежащего порядка, более четкому исполнению выносимых военными судами судебных решений.

До настоящего времени еще не решен вопрос финансирования и материально-технического обеспечения военных судов, находящихся за границей (сегодня такое обеспечение вынужденно осуществляется по линии Министерства обороны Российской Федерации).

 

    

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Месяц учебной практики прошёл молниеносно и крайне продуктивно. Все задания, поставленные руководителем учебной практики, выполнены в полном объёме. Все ожидаемые результаты мной достигнуты, а именно:

  1. я получила умения и навыки успешной работы с руководителем практики и коллективом Североморского гарнизонного военного суда;
  2. я получила умения и навыки к саморазвитию и самообразованию; я получил умения и навыки соблюдать законодательство РФ, в том числе Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ;
  3. я получила умения и навыки работать на благо общества и государства; получил умения и навыки добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; я получил умения и навыки повышать уровень своей профессиональной компетентности; я получил умения и навыки осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
  4. я получила умения и навыки обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права; я получил умения и навыки принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством РФ;
  5. я получила умения и навыки уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

 Практика в Североморском гарнизонном военном суде помогла мне разжечь сильнее интерес к юриспруденции, и я в очередной раз убедилась в своем намерении связать свою жизнь с судебной системой. Было очень поучительно посмотреть на работу суда изнутри. Познакомившись поближе с судьями, я была поражена уникальному характеру и стилю ведения судебных заседаний каждого отдельно взятого судьи. Несмотря на уникальность каждого из судей, их объединяют несколько общих черт - высокий профессионализм и преданность делу. В итоге, в ходе данной практики я не только приобрела профессиональные навыки, но и была вдохновлена профессионализмом и добросовестностью всех работников Североморского гарнизонного военного суда, что, несомненно, будет поддерживать меня в моём профессиональном будущем.

 

Библиографический список:

 

НПА:

 

 

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. от 08.06.2012г) // Справочно-правовая система «Консультант полюс»

 

1. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. от 07.02.2011г) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»

 

2. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2012, с изм. от 19.11.2012) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»

 


Учебная литература:


4. Столетие военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное управление. Исторический очерк. Книга I. Часть I./ Главный редактор Д.А.

5. Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов в России / Петухов Н.А. / М. - 2003. - 415 с.
6. Правоохранительные органы. / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2017. - 440 с.

7. Бозров В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов. Екатеринбург: Изд-во. УрГЮА, 2015.

8. Современный этап развития военных судов в Российской Федерации: Цымбаренко Н.И

9. Скалон. Составил зас Шендзиковский. Помощник составителя. Н.И. Фалеев. - СПб., 2017.

10. Судебная власть /Авт. кол.: Т.Е. Абова, Е.Б. Абросимова, М.В. Боровский; Под ред. И.Л. Петрухина; Институт государства и права РАН. - науч. изд. - М.: Проспект, 2018. - 720 с.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: