Раздел 1.1 История развития и становления военных судов

 

Современные военные суды по своей организации и содержанию деятельности -- результат многолетнего и непростого развития. Они не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития.

Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Исследователи справедливо отмечают отсутствие в то время самостоятельного военного суда, который существовал тогда в Европе.

Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем развитие военных судов происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.

В России военные суды получили определенную юридическую базу впервые при Петре I, когда был принят Воинский устав 1716 года, и произошли наиболее значимые изменения в системе военных судов. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей, созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением специальных военно-судебных и военно-уголовных законов. Произошло становление российской государственности и армии, а также были созданы новые военные суды и соответствующие военно-судебные нормативы.[1]

В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г., после чего разделила участь всей российской судебной системы. Обстановка 1918 года, характеризовавшаяся ожесточенной вооруженной борьбой за власть, требовала принятия особых мер по поддержанию боеспособности и дисциплинированности армии. Поэтому уже в середине 1918 г. в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, начало внедрению которых еще до октября 1917г. положило Временное правительство и которые получили наименование революционных военных трибуналов. До ноября 1919 года, когда ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о революционных военных трибуналах, они действовали, не имея никакой законодательной базы.

Трибуналы активно использовали в качестве органов политических репрессий, под действие которых попадали как военные «преступники», так и гражданские "враги народа". Жертвами произвола и беззакония стали, как известно, многие тысячи граждан.

Существенный поворот в судьбе военных трибуналов произошел в 1992 году, когда Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию в состав Верховного Суда РФ. 21 апреля 1992 г. в связи с очередным изменением и дополнением Конституции РСФСР решено военные трибуналы именовать впредь военными судами.

Значительной вехой в истории российских судов стало принятие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положение о военных трибуналах 1980 г., еще в большей мере интегрировал военные суды в систему судов общей юрисдикции, сблизил с судами гражданскими, предусмотрел гарантии их самостоятельности и независимости при осуществлении правосудия, в том числе от военного командования и его органов.


Раздел 1.2 Система военных судов

Система военных судов состоит из: гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Я акцентирую внимания на военных гарнизонных судах, ибо моя практика имела место именно в суде этого вида.

      Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. Гарнизонный военный суд в пределах, установленных Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Гарнизонный военный суд рассматривает дела о новые и вновь открывшиеся обстоятельства в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых им или вступивших в законную силу.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

1. гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из 3 судей;

2. уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из 3 судей, либо суд с участием присяжных заседателей;

3. судья гарнизонного военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном федеральным законом, материалы совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. [2]

Председатель гарнизонного военного суда:

1. вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2. организует деятельность суда;

3. распределяет обязанности между судьями;

4. контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;

5. представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности. [3]

Аппарат военного суда: обеспечивает осуществление правосудия военным судом, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, прием граждан и выполнение других функций суда, предусмотренных федеральным законом. [4]

Администратор военного суда:

1. принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

2. взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

3. принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей военного суда и работников аппарата военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно- курортного лечения;

4. обеспечивает судей военного суда и работников аппарата военного суда юридической литературой, пособиями и справочно- информационными материалами;

5. осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6. организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий помещений военного суда;

7.  организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;

8. разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

9. осуществляет иные меры по обеспечению деятельности военного суда;

10.  Выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

 

B заключение данного раздела я бы хотела сделать вывод касательно особенности военных судов. Опираясь на всю вышеприведенную информацию и личные знания, я пришла к выводу, что военные суды имеют более узкие полномочия и компетенцию по сравнению с остальными судами общей юрисдикции, ибо защищают права, свободы и интересы специализированного круга лиц, а именно - военнослужащих и граждан, работающих в военной системе.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: