Порядок выполнения работы

Динамика судов

 

Отчёт по лабораторным работам

 

Выполнил: студент гр. КО-411                                               Юдин И.С.

 

Проверил: доцент,к. т. н.                                                    Чебан Е. Ю.

 

 

Нижний Новгород

2020


Лабораторная работа №1

Статическая и динамическая тарировка модели

Цель: Выполнить статическую и динамическую тарировку модели, обеспечивающую подобие модели и натурного судна.

Исходные данные

Таблица 1 - Характеристики модели

Вес модели с балластом, мачтой, штангой, тарировочными грузами и кренометром, 314 Н
Вес одного груза на штанге, 14,3 Н
Вес штанги, 0,56 Н
Аппликата центра тяжести: модели, ножа,   0,105 м 0,270 м
Расстояние между грузами (начальное) 0,280 м
Отстояние оси качания модели от основной плоскости, 0,270 м

Порядок выполнения работы

       1. При произвольном положении штанги по высоте переместим груз  на расстояние .

       Тогда, начальное значение аппликаты центра тяжести модели определяется по
формуле 19 [1]:

       Плечо перемещения штанги с грузами на высоте определяется по формуле 20 [1]:

       2. Размещаем тарировочные грузы на штанге симметрично относительно ДП. Отклоняем модель от положения равновесия на угол крена не более 5о. Замеряем период колебания
модели  по электронному секундомеру.

       Момент инерции массы модели относительно продольной оси, проходящей через её ЦТ определяется по формуле 21 [1]:

       Расчёт производится в табличной форме – в таблице 2.

Таблица 2 – Расчёт момента инерции массы модели

       Рассчитав моменты инерции модели при нескольких положениях тарировочных грузов, строим график зависимости , где y – отстояние тарировочных грузов от ДП.

       Вывод: в этой работе была выполнена статическая и динамическая тарировка модели, обеспечивающей подобие модели и натурного судна.


 




Лабораторная работа №2

Исследование бортовой качки моделей судов на тихой воде

Цель: Определить экспериментальным путём период  и частоту  свободных бортовых колебаний модели на тихой воде, определить присоединённый момент инерции  и безразмерный коэффициент гашения  бортовой качки.

Порядок выполнения работы

1. Модель, прошедшая статическую и динамическую тарировку, устанавливается поперёк опытового бассейна. Гировертикаль, находящаяся на модели, подсоединяется к осциллографу.

2. Чтобы определить период свободных колебаний на тихой воде, наклоняем модель на некоторый угол крена  и отпускаем её. Свободные затухающие колебания модели регистрируются на ленте осциллографа. Одновременно отметчик времени наносит вертикальные линии с постоянным шагом , с.

       Осциллограмма затухающих бортовых колебаний, полученных в ходе опыта, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Углы крена

       Из рисунка видно, что количество полных колебаний модели равно n = 10.

       Время, за которое модель совершает n полных колебаний, определяется по
формуле 42 [1]:

где  – число расстояний между вертикальными линиями временной разметки на выбранном участке записи.

       Период свободных колебаний модели на тихой воде определяется по формуле 43 [1]:

       Частота свободных бортовых колебаний модели определяется по формуле 25 [1]:

       Присоединённый момент инерции массы модели при бортовой качке определяется по формуле 28 [1]:

       Коэффициент гашения бортовой качки определяется по выражению 39 [1]:

где  – среднее арифметическое амплитуд в начале и в конце полупериода 1/2 .

        – разность амплитуд в начале  и в конце  рассматриваемого полупериода 1/2 .

       Предварительно необходимо обработать осциллограмму следующим образом:

                   1. Прономеровать все амплитуды, начиная со второй.

                   2. Провести на осциллограмме огибающие кривые.

                   3. Между величинами огибающими кривыми замерить величины размахов в мм.

       Такая обработка бортовой качки выполняется в табличной форме – в таблице 3.


 

Таблица 3 – Обработка записи затухающих бортовых колебаний модели

№ размаха, к

,

град

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

15,020

7,510

14,276

1,062

0,744

13,745

0,049

2

-10,804

-10,804

13,214

0,949

0,308

12,739

0,047

3

13,522

20,283

12,265

0,844

-0,897

11,843

0,045

4

-10,042

-20,084

11,420

0,748

-0,616

11,046

0,043

5

11,368

28,419

10,673

0,660

-0,630

10,343

0,041

6

-9,753

-29,260

10,013

0,580

-0,259

9,722

0,038

7

9,503

33,260

9,432

0,509

0,137

9,178

0,035

8

-9,569

-38,277

8,923

0,446

0,580

8,700

0,033

9

7,717

34,726

8,477

0,392

0,803

8,281

0,030

10

-9,280

-46,401

8,085

0,346

0,591

7,912

0,028

11

6,692

36,805

7,739

0,308

0,254

7,585

0,026

12

-8,676

-52,057

7,431

0,279

0,286

7,291

0,024

13

6,272

40,767

7,152

0,258

-0,340

7,023

0,023

14

-7,993

-55,952

6,893

0,246

-0,202

6,770

0,023

15

6,035

45,261

6,648

0,242

-0,376

6,527

0,024

16

-6,811

-54,490

6,406

0,246

-0,318

6,282

0,025

17

6,088

51,746

6,159

0,259

-0,072

6,030

0,027

18

-5,655

-50,897

5,900

0,280

0,188

5,760

0,031

19

6,088

57,834

5,620

0,310

0,415

5,465

0,036

20

-4,893

-48,932

5,310

 

0,345

 

 

       Чтобы уменьшить погрешность отклонения углов крена, выполняется аппроксимирующая кривая, сглаживающая результаты замеров пиковых значений. Такая кривая изображена на рисунке 3.

       Полученное уравнение по рисунку 3 заносится в IV столбец таблицы 3.

       В таблице 3:

 


 

Рисунок 3 – Сглаживание

       На рисунке 4 представлена разность амплитуд двух последовательных колебаний  
в начале и в конце полупериода.

Рисунок 4 – Разность амплитуд двух последовательных колебаний  
в начале и в конце полупериода


 

       Зависимость коэффициента гашения бортовой качки представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Зависимость коэффициента гашения бортовой качки


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: