Перспективное планирование в старшей группе компенсирующей направленности познавательное развитие
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перспективное планирование по познавательному развитию детей старшей группы составлено на основе задач и путей их решения, указанных в программе «Радуга».
ЗАДАЧИ: • Обогащать сознание детей новым содержанием, которые способствуют накоплению представлений ребёнка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знаковые системы):
- знакомить детей с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.), символами (флаг, герб), знаковыми системами (азбука);
- закреплять и расширять в течение года, полученные детьми знания о знаках, символах и знаковых системах через практический опыт;
- вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты;
- на основе собственного опыта детей начать формировать у них личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.
|
|
• Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация):
- стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную вновь информацию, классифицировать её на крупные блоки (дикие и домашние животные, дикорастущие и культурные растения).
• Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
• фронтальные занятия 1 раз в неделю;
• экскурсии (целевые, тематические) – 1 раз в месяц;
• беседы – 3 раза в неделю;
• наблюдения с детьми – ежедневно;
• рассказы воспитателя – ежедневно.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
СЕНТЯБРЬ | Общая тема: «До свидания, лето!» Занятие № 1«Земной шар на столе» Цель: познакомить детей с историей появления и использования глобуса; проводить наблюдения за осенними изменениями в природе. (1 с.112) | Занятие № 2«Портрет Земли» Цель: познакомить детей с историей появления и использования географических карт; продолжать наблюдения за осенними изменениями в природе. (1 с.113) | ||
ОКТЯБРЬ | Общая тема «Следы осени» Занятие № 1«Экскурсия в парк» Цель: уточнить и расширить представления детей о растительном мире, о характерных особенностях ранней осени; продолжать знакомить детей с родным городом. | Занятие № 2– «Знаки вокруг нас» Цель: ввести понятие знак, показать роль и значение различных знаков в нашей жизни, познакомить с конкретными знаками (жесты, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления) и универсальными (знаки дорожного движения и др.); продолжать наблюдения в природе; продолжать знакомить со своим городом.(1 с.118) | Занятие № 3– «История о символах» Цель: ввести понятие символ через увлекательно-познавательные рассказы; продолжать осенние наблюдения в природе; продолжать знакомить со своим городом. (учебно-наглядное пособие «Познаю мир». Знаки и символы). | Занятие № 4– «Осень» (итоговое занятие) Цель: уточнить и систематизировать представления детей об осени. (1 с.127) |
НОЯБРЬ | Общая тема: «Время» Занятие № 1– «Кто и как считает время» Цель: вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени (1 с.124). | Занятие № 2 – «Это удивительная игрушка» Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушки и видами игрушки, из чего сделаны (11 с.30). | Занятие № 3– «Путешествие в прошлое одежды» Цель: познакомить детей с историей возникновения одежды, уточнить названия одежды (11 с.32; 12 с.50). | Занятие № 4– «Путешествие в страну головных уборов» Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения одежды и головных уборов, их видами. |
ДЕКАБРЬ | Общая тема: «Мир вокруг нас» Занятие № 1 – «Кто и как считает время» Цель: вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени (1 с.124). | Занятие № 2– «Кто построил этот дом» Цель: углубить знания детей об истории жилища, познакомить с некоторыми строительными материалами (мел, глина, известняк, мрамор), их свойствами, закрепить знания о свойствах песка и глины. Упражнять в навыках обследования и экспериментирования. | Занятие № 3 – «Люди мечтают и изобретают» Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки и стиральной машины. Вызвать интерес к прошлому этих предметов. | Занятие № 4 – «Новогодние игрушки» Цель: расширить представления об использовании стекла в быту, о его качествах. Воспитывать бережное отношение к стеклянным предметам, познакомить с процессом изготовления новогодних игрушек («Воспитание дошкольника 2002г.). |
ЯНВАРЬ | Общая тема: «Мы живём на планете Земля» Занятие № 1 – «Украшение праздничного стола» Цель: расширять представление детей о разнообразии посуды, скатертей, салфеток, их уместном использовании; формировать практические умения в создании дизайна стола (Ребёнок в детском саду 2002 №3). | Занятие № 2 – «Улицы родного города» Цель: дать сведения о названии улиц в древности, в наше время; показать, как по названиям улиц можно узнать историю родного города. | Занятие № 3 – «Карта мира» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на карте мира, формировать интерес к миру «Африка». (1 с.133) | |
ФЕВРАЛЬ | Общая тема: «Родина. Любовь к родному краю» Занятие № 1 – «Зима» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы (1. с141) | Занятие № 2 – «Удивительное место на земле» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на карте мира, формировать интерес к миру «Африка». (1 с.133). | Занятие № 3– «Моя Родина - Россия» Цель: упорядочить и закрепить полученную информацию о России (1 с.140). | Занятие № 4 –«Они защищали Родину» Цель: обсудить с детьми значение понятия «защитники», рассказать о защитниках Отечества; |
Занятие № 5 – «Памятники защитнику Отечества» Цель: познакомить детей с памятниками тем, кто защищал страну, родной город в разные периоды истории (1 с.38). | ||||
МАРТ | Общая тема: «Царство животных» Занятие № 1 – «Царство животных» Цель: подвести детей к пониманию того, что в мире природы есть удивительный мир – мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (1 с.144). | Занятие № 2 – «Домашние животные» Цель: закрепить представления детей о домашних животных, способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным, познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующими об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку (1 с.145). | Занятие № 3 – «Дикие животные» Цель: закрепить представления детей о диких животных, способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким животным (невмешательство в их жизнь); познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность (1 с.146). | Занятие № 4 – «Удивительное о животных» (изготовление панно «Дикие и домашние животные») Цель: закрепить представление детей о диких и домашних животных (исторические факты, рассказы о необычных способностях животных, об интересных встречах и т.д.). (1 с.148) |
АПРЕЛЬ | Общая тема: «Солнечная система» Занятие № 1 – «Солнечная система» Цель: рассказать детям о солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты Солнечной системы, особо остановиться на планете Земля (1 с.136). | Занятие № 2 – «Путешествие в прошлое самолёта» Цель: рассказать детям о полёте в космос первого человека, научить понимать назначение и функции самолёта; закрепить умение выделять некоторые особенности предметов и определять материал и его признаки; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета и его формой. | Занятие № 3 – «День - ночь» Цель: показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить представления детей о строении Солнечной системы. (1 с.137) | Занятие № 4 – «Весна» (итоговое занятие) Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весне.(1 с.158) |
МАЙ | Общая тема: «Царство растений» Занятие № 1 – «Царство растений» Цель: подвести детей к пониманию того, что есть удивительный мир растения, ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по отношению к человеку). (1 с.152). | Занятие № 2 – «Культурные растения» Цель: закрепить у детей представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь); познакомить с интересными представителями мира растений. (1 с.153) | Занятие № 3 – «Дикорастущие растения» Цель: закрепить у детей представления о дикорастущих растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира дикорастущих растений (с лекарственными растениями). (1 с.154) |
|
|
|
|
|
|