Одно дело делаешь, другого не порть

Урок 109-110


тема: БОРИС ВИКТОРОВИЧ ШЕРГИН.
«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК»

Цели: учить детей читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа со вступительной статьёй. https://youtu.be/oR-v-1J9QvU

 повторное чтение за диктором        https://youtu.be/cMJXv2fFM0Q

– Мы начинаем, ребята, чтение произведений новой темы. Посмотрите, как она называется. («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».)

– Как вы понимаете название темы?

– Лучше раскрыть смысл темы нам поможет рассказ Бориса Шергина с таким же названием. Но прежде чем приступить к чтению произведения, прочитаем, что говорят об этом авторы учебника.

учащихся читают вступительную статью за диктором.

– Какие мысли, слова вам показались самыми главными, важными? (Читая хорошую книгу, человек становится более умным, сердечным, добрым. Но это происходит не сразу и не вдруг. Как правило, это происходит незаметно, постепенно, накапливаясь, капля за каплей. Важно не пройти мимо хорошей книги, не пропорхать по её страницам, а читать вдумчиво, вникая в содержание.)

III. Изучение нового материала.

– Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, прочитав рассказы Бориса Шергина.

Итак, «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Учащиеся читают рассказ Бориса Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (с. 124–128, часть 2-я).

– Что хотите сказать?

– Какой мудрости научил Митю мастер? (каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)

– В какой из пословиц заключена эта мудрость? («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».)

– Какие другие пословицы встретились в рассказе? («Работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшатся, а руки делают».)

– Как вы их понимаете?

– Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?

 Физкультминутка

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется? (доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.)

– Как Ваня относился в своей бабушке? (гордился ею.)

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– О чём вас заставил задуматься урок?

Домашнее задание.

– Прочитайте другие рассказы Бориса Шергина «Акуля, что шьёшь не оттуля» и «Одно дело делаешь, другого не порть». Подумайте, каков главный смысл этих произведений, чему они учат. 

 

Приложение1

 

 

Приложение1

Одно дело делаешь, другого не порть

Кошка Муська, которую Ваня рисовал, приходила два раза в неделю. Бабушка и Ваня думали, что Муська приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой.

Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену - сидела в углу коридорчика и слушала. И вот какая случилась оказия.

Бабушка выкрасила желто-румяной краской - охрой - пол в комнате, покрыла белилами подоконник, чуточку приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы по комнате ходил ветерок.

Спать Ваня и бабушка легли в кухне, а Муська сидела в коридоре.

Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Муська прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала мышонка. Но встать старуха поленилась.

По кошачьим правилам добычу надо было вынести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодок. Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу, прыгнула на подоконник. Здесь долго плясала, пока выбралась на улицу.

Утром бабушка приоткрыла дверь в комнату и зашумела:

- Гляди-ка, Ваня, что натворила эта дрянь Муська! Пол наследила и своими лапищами разукрасила подоконник.

Бабушка бросила на пол полосу бумаги. Ваня подбежал к окну:

- Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие!

- Я вам покажу цветочки,- ворчала бабушка.- Пусть только Муська явится, я ее ткну носом в эти цветочки!

Муська вернулась вечером за угощением. Бабушка поставила под нос молоко и рыбу, но пока Муська ела, бабушка делала ей строгий выговор:

- Запомни, Муська, пословицу: «Одно дело делаешь, другого не порть». Ты сделала важное дело - выловила мышь, но и я сделала дело - выкрасила комнату. Ты мое дело испортила.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: