Стадии политической социализации

Возраст Ведущий институт социализации Ведущие механизмы социализации Содержание процесса политической социализации
4-12 лет Семья, Школа Имитация Развитие эмоциональных компонентов будущих политических установок
12-18 лет Семья, Школа, Неформальные объединения, СМИ, Интернет Имитация, аккумуляция, социальная фасилитация, конформность,   Интеграция эмоциональных компонентов с когнитивным содержанием политических установок, расширение роли социальных факторов
18 и дальше Семья, Школа, Неформальные объединения, СМИ, Интернет Имитация, аккумуляция, социальная фасилитация, конформность, межличностный обмен, распространение Стабилизация политических установок и углубление когнитивного их содержания, трансформация под влиянием жизненного опыта личности.

 

Семья вообще является самым первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

В то время, как одни исследователи считают семью наиболее важным инструментом социализации, другие полагают, что для формирования партийной приверженности более важна школа. Опросы, проведенные в США среди учащихся начальных школ и старшеклассников, показали, что дети и подростки из низких статусных групп, и те, кто обладает более слабым интеллектом, независимо от социального положения, рассматривают учителей как наиболее важный источник собственной социализации.

Влияние школы на политическую социализацию может прослеживаться в следующих трех направлениях:

- классная комната с ее традиционными курсами обучения, ценности и установки, передаваемые (нередко подспудно) детям их учителями;

- такие неформальные характеристики школы, как социальный климат, политические и неполитические молодежные организации, возможности участия в различных видах внеучебной деятельности;

- воздействие самого образовательного процесса, особенно в тех его разделах, которые непосредственно связаны с информацией о политике и политическом участии.

Проводя различия между гражданским образованием, информирующем детей о природе политических институтов, процессов и "правилах игры", и политической индоктринацией, стремящейся вбить в индивида структуру предпочтений в пользу определенной идеологии, партии или режима, специалисты подчеркивают, что гражданское образование обладает большим воздействием на детей из низших статусных групп. Однако исследование, проведенное во французской провинции, показало, что там, где материалы формального школьного курса расходятся с семейными ориентациями и другими видами внешкольного политического опыта, формальные попытки социализации оказываются неэффективными.

Социализации американских подростков способствует сам ритуал, соблюдаемый в школах, — салютование национальному флагу, пение национального гимна, празднование национальных исторических дат, выставление в классной комнате портретов известных политических деятелей и т.д. Изучение ориентации старшеклассников и студентов младших курсов также показывает высокую степень совпадения мнений учащихся и учителей, особенно в тех учебных заведениях, в которых широко представлены общепринятые политические взгляды и предпочтения. Вместе с тем анализ ориентации студентов старших курсов американских университетов привел специалистов к заключению о том, что элементы гражданского образования, преподаваемые в высшей школе, оказывают слабое воздействие на их политические знания и суждения, не уменьшая, но и не увеличивая политического цинизма или гражданской терпимости. В целом же такое образование усиливает социализацию, полученную из других источников.

Вопросы для подготовки

1. Особенности индивида как субъекта политики

2.  Понятие и сущность политической социализации

3. Типы политической социализации

4.  Этапы политической социализации

5.  Агенты политической социализации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: