Модели политической социализации

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯЛИЧНОСТИ

О политической социализации личности в научном мире стали говорить сравнительно недавно. Первой работой по проблеме политической социализации личности стала «Политическая социализация» Г. Хаймана, которая вышла в 1959 году в США. Через 10 лет с таким же названием вышла работа Р.Даусона и К. Превита. Однако ни тогда, ни сейчас четкого определения процесса политической социализации дано не было.

В качестве рабочего определения политической социализации мы примем следующее: политическая социализация – это процесс, в ходе которого у личности формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения (А.Гусев). Данное определение позволяет сделать несколько важных выводов:

1. Политическая социализация личности является процессом активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

2. Политическая социализация происходит не мгновенно, имеет стадийность или этапность.

3. В ходе политической социализации меняется картина мира, а результатами являются расширение социального опыта личности и политизация личности.

К функциям политической социализации относят:

1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Факторами политической социализации личности выступают:

· Политические институты и организации (государство, политические партии, движения);

· Политические элиты и лидеры, группы интересов.

· Семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спортивные объединения и т.д.

· СМИ;

·  Социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции.

Механизмы политической социализации личности. К механизмам политической социализации личности относят уже известные: копирование, подражание, идентификация, социальная фасилитация, конформность. Кроме этого в ряде исследований выделяются достаточно интересные способы политической социализации личности такие как:

· Имитация политических ориентаций и политического поведения Других. Этот механизм родственен механизмам идентификации и подражания.

· Аккумуляция – приобретение знаний о политике осуществляется путем накопления познавательных единиц вне логической связи между информацией и психологическими установками, при отсутствии последовательности в самом процессе обучения и каких-либо ограничений, свойственных детям на различных этапах возрастного развития.

· Межличностный обмен, межличностный обмен, в рамках которого формируются ясно выраженные предпочтения, такие как установка на авторитет и др. В процессе такого обмена усвоенные образцы других социальных ролей трансформируются в политические роли.

· Распространение (часто спонтанное) ценностей, имеющих общий социальный и общекультурный характер, на политическую систему. Так, заниженное чувство личной ответственности трансформируется в неспособность оценить степень эффективности политических действий.

Модели политической социализации.

Множество факторов влияют на формирование самих политических ориентации. Без специальных исследований полный их учет, естественно, невозможен. Обычно фиксируются только образовательный уровень, направленность специализированных занятий, социальное положение, уровень компетентности и другие свойства, способствующие активному участию в политике.

На основании такого рода констатации выделяются следующие наиболее существенные типы и модели политической социализации:

- гармонический, отражающий упорядоченное взаимодействие индивида с институтами власти.Предполагает наличие культурной однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Подобным образом можно охарактеризовать британо-американскую культуру. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь;

- гегемонистский, указывающий на отсутствие у индивида терпимости к чужим мнениям, нормам и политическим ценностям. Предполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания им ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), ценностей определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, фашизма или либерализма). Этот тип политической социализации характерен скорее для закрытых политических систем, которые не приемлют иных ценностей. Так осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социалистической системы и некоторых странах Азии и Африки;

- плюралистический, свидетельствующий о стремлению к равноправию и способности приспосабливаться к изменяющемуся политическому окружению. Существование значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы или партии.

Однако наличие конфессионально-культурного многообразия не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свободой, частной собственностью, индивидуализмом, правами человека, демократией, плюрализмом и т.д.), соответствующего высокому уровню жизни большинства социальных групп. Приверженность идеалам либерализма исторически обеспечивала способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур, подвижность и изменчивость политических пристрастий. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени всегда затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. В этих обществах высока степень политического насилия из-за значительной культурной неоднородности. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни происходило и происходит, как правило, до сих пор в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур;

- конфликтный, возникающий в атмосфере постоянной партийной борьбы и стимулирующий пристрастность, проистекающую из групповой замкнутости.

Таблица 4.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: