Содержание деклараций

На официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации представляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указанные сведения должны включать в себя информацию:

• о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;

• о государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов;

• о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ;

• об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ.

К справке о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера, содержащей сведения о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, представляемой в 2013 году, необходимо прилагать справку с указанием:

• фамилии, имени и отчества лица, в отношении которого представляются эти сведения;

• предусмотренных законом оснований получения в собственность государственных ценных бумаг иностранных государств, облигаций и акций иных иностранных эмитентов и недвижимого имущества;

• источников получения средств, за счет которых приобретены государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов и недвижимое имущество (доход по основному месту работы лица, представляющего сведения, и его супруги (супруга); доход от иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях; накопления за предыдущие годы; наследство; дар; заем; ипотека; доход от продажи имущества; иные кредитные обязательства; другое), — в случае их приобретения на возмездной основе.

 

При этом запрещается указывать:

• иные сведения о доходах, помимо перечисленных выше;

• персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи лица, замещающего государственную должность РФ (федерального государственного служащего);

• данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лица, замещающего государственную должность РФ (федерального государственного служащего), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;

• данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность РФ (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в пользовании;

• информацию, отнесённую к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Д.А. Медведев шёл на президентские выборы, предложив широкую программу модернизации, основанную на четырёх «и»: институтах, инвестициях, инновациях и инфраструктуре. Он победил, получив 70,3% голосов. Пост Председателя Правительства занял В.В. Путин. Принятие наиболее важных решений осуществлялось по принципу «двух ключей», когда требовалось одновременно согласие Президента и Председателя Правительства. Сферами преимущественно президентских полномочий стали политическая реформа, кадры, регионы, международные дела. В.В. Путин основное внимание уделял вопросам социально-экономической политики, деятельности партии «Единая Россия».

После избрания Д.А. Медведева страна с оптимизмом смотрела в будущее, ожидая продолжения экономического роста и стабильного развития. Однако драматические события 2008 г. заставили внести существенные коррективы. Первостепенное внимание пришлось уделить кризисам: вокруг Южной Осетии, экономическому и в отношениях с Западом.

166

Курс Медведева в политических вопросах заключался в осторожной либерализации. В 2012 г. был снижен барьер для прохождения партий в Государственную Думу до 5%, максимально облегчена процедура регистрации партий, восстановлены прямые выборы глав субъектов Федерации. Только Дагестан и Ингушетия предпочли сохранить систему президентских назначений по представлению регионального законодательного собрания. При этом срок полномочий депутатов Государственной Думы был продлён до 5 лет, Президента Российской Федерации — до 6 лет. Расширились конституционные права Федерального Собрания: к предметам ведения Государственной Думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Теперь Правительство России должно было ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельно­сти и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.

Медведев провозгласил курс на усиление роли независимой судебной системы, расширялась компетенция судов, связанная с рассмотрением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, принимались законы о сокращении сроков рассмотрения дел, исполнении судебных решений. Была проведена реформа МВД (вместо милиции появилась полиция).

В сентябре 2011 г. В.В. Путин заявил о намерении вновь баллотироваться на пост президента. Думские выборы 2011 г. и президентские выборы 2012 г. прошли в острейшей политической борьбе. Политическая ситуация заметно накалилась. В движении протеста тон задавали три основные идеологические силы — ультракоммунисты, националисты и либералы. Против «Единой России» объединилась коалиция оппозиционных сил, включая крупнейшие парламентские партии и сторонников уличного протеста. Под грузом обвинений в коррупции и предвыборных фальсификациях «Единая Россия», потеряв своё конституционное большинство, едва сохранила большинство простое.

Однако В.В. Путин оказался более серьёзным противником, чем полагали его оппоненты внутри страны и их зарубежные покровители и спонсоры. Массовые манифестации протеста породили ещё более массовые демонстрации в поддержку власти. Протесты консолидировали избирателей В.В. Путина, активная гражданская позиция которых помогла ему одержать более чем уверенную победу в первом туре президентских выборов в марте 2012 г. За В.В. Путина проголосовали 63,6% избирателей, за Г.А. Зюганова — 17,2%, за бизнесмена М.Д. Прохорова, представлявшего партию «Гражданская платформа», — 8%, В.В. Жириновского — 6,2%, С.М. Миронова — 3,8%. Уже к лету 2012 г. протестная волна спала.

167

В результате темпы реформ в политической сфере ускорились, создавая более конкурентную среду и возможности для направления протестной активности в рамки легитимного политического процесса. «Единая Россия» с подачи её нового председателя — Д.А. Медведева — ввела систему предварительного голосования (праймериз) и состязательных выборов для претендентов на занятие любого поста в партии. Были возвращены одномандатные округа на выборах в Государственную Думу, что было призвано усилить связь законодателей с избирателями, создать группу более независимо действующих депутатов.

4. Расстановка политических сил в России на современном этапе. За последние два десятилетия в России сложилась достаточно устойчивая структура предпочтений избирателей. В настоящее время насчитывается пять крупных электоральных блоков. Первый — поддерживающий политику властей, которая тяготеет к консерватизму: сильное социальное государство, рыночная экономика, крепкая оборона, традиционные ценности. Второй — коммунистический, третий — национал-патриотический, четвёртый — социал-демократический, пятый — либеральный. Доминирует партия власти — «Единая Россия», объединяющая сторонников президента. В 2008–2012 гг. партию возглавлял В.В. Путин, в настоящее время её главой является Д.А. Медведев.

Выступление В.В. Путина на учредительном съезде Общероссийского народного фронта. 2013 г.

168

В.В. Путин не ограничивает свою политическую опору «Единой Россией». В мае 2011 г. было принято решение о создании Общероссийского народного фронта (ОНФ), в руководящий штаб которого вошли представители не только «Единой России», но и партий «Родина» и «Патриоты России». Учредительный съезд ОНФ состоялся в 2013 г. Манифест ОНФ в качестве приоритетных называет политику новой индустриализации, возвращение России статуса мировой державы в сфере науки, технологий, образования; ставит цели сбережения народа, создания здорового общества, более тесной экономической и политической интеграции дружественных России государств на просторах СНГ, укрепления безопасности страны.

Второй по влиянию партией все последние годы остаётся КПРФ. Хотя компартия и заявляет свои права на наследование дела Ленина — Сталина, идейная платформа КПРФ тяготеет к левой социал-демократии. Либерально-демократическая партия во многом опирается на авторитет В.В. Жириновского, у которого есть свой электорат из умеренно националистически настроенных избирателей. В «Справедливую Россию» С.М. Миронова часто вступают представители второго эшелона региональной элиты. «Яблоко», «Правое дело» и другие родственные им партии, не способные объединиться, претендуют на голоса либерального электората, который слишком мал, чтобы обеспечить поддержку большому количеству либеральных организаций. Либерализм утрачивает популярность из-за пренебрежения теми ценностями, которые в России стали признавать значимыми: национальных традиций, ценностей семьи и морали, религиозных чувств, сильного государства.

На выборах в Государственную Думу в сентябре 2016 г. «Единая Россия» укрепила свои позиции. Пятипроцентный барьер преодолели также КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».

169

Распределение мест в Государственной Думе между политическими партиями по итогам выборов 2003–2016 гг.

На современном этапе развития российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться с терроризмом и внешней агрессией. Граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем четверть века назад, готовы к свободной деятельно­сти — и профессиональной, и общественно-политической — без государственной опеки. Рост разнообразных неформальных форм низовой самоорганизации, волонтёрства свидетельствует о реальном структурировании гражданского общества. Активно развиваются некоммерческие организации (НКО), не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (благотворительные, научные, спортивные организации и др.). Для них создана система специальных президентских грантов, распределяемых на конкурсной основе.

1. Раскройте, в чём выразилось укрепление вертикали власти в России в первое десятилетие XXI в.

2. Расскажите, как распределялись властные функции между центром и субъектами РФ в начале XXI в. Используя карту (с. 164–165), объясните, какое значение это имеет для такого большого государства, как Российская Федерация.

3. Каковы были особенности политической жизни России в 2008–2012 гг.? Что означал принцип «двух ключей»?

4. Объясните, что такое Общероссийский народный фронт. *Вспомните по материалу всеобщей истории ХХ в., в каких странах и при каких обстоятельствах создавались организации народного фронта. Какие задачи они решали?

170

5. Проведите обсуждение на тему «Расстановка политических сил в современной России». Назовите наиболее значительные политические партии. Чем объясняется их влияние? Какую роль играют политический авторитет и личные качества партийных лидеров?

6*. Подготовьте сообщение (реферат) «Система власти и политические партии в России в конце XX – начале XXI в.». Проследите эволюцию основных политических партий. Дайте оценку возможно­стей партий участвовать в определении государственной политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: