Требования НРБ-99 и ОСПОРБ-99 к обеспечению радиационной безопасности
Общие принципы защиты человека от рисков, связанных с профессиональным облучением
Система радиационной защиты и безопасности СССР была основана на Рекомендациях МКРЗ 1958 и 1965 гг. В начале девяностых годов Российская Федерация начала ревизию системы радиационной защиты и безопасности и стала приводить законодательную и нормативную базу обеспечения радиационной безопасности населения в соответствие с МОНБ.
В 1996 г. была издана промежуточная версия новых Норм - НРБ-96, в основу которых были положены Рекомендации МКРЗ 1990 г., МОНБ и национальный опыт в обеспечении радиационной безопасности в атомной промышленности, а также уроки Чернобыльской аварии. Новое издание Норм, НРБ-99, вступило в силу в июле 1999 г., а с 2000 г. вступили в силу также "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" - ОСПОРБ-99.
Нормы и Правила (НРБ-99 и ОСПОРБ-99) обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации - основные документы, интерпретирующие и детализирующие требования федеральных законов для защиты здоровья работников и населения от опасностей, являющихся результатом воздействия ионизирующего излучения.
|
|
· "Об использовании атомной энергии",
· "О радиационной безопасности населения",
· "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Подобно МОНБ, Нормы и Правила являются документами верхнего уровня в иерархии нормативно-методических документов, на которые опирается национальная инфраструктура регулирования и обеспечения радиационной безопасности. В Российской Федерации для контроля соблюдения требований Норм и Правил по ограничению профессионального облучения при эксплуатации сложных источников в ядерном топливном цикле разрабатывается система руководств (методических указаний и методических рекомендаций Госсанэпиднадзора и ФМБА). Эта система руководств, в первую очередь, предназначена для введения новых нормируемых и операционных величин в практику радиационного контроля на предприятии.
Стратегия обеспечения радиационной безопасности
В основных положениях Норм и Правил отражена управленческая стратегия обеспечения радиационной безопасности человека при обращении с источниками ионизирующего излучения. В настоящее время, когда обращение с контролируемым источником характеризуется незначительными дозами облучения персонала и населения, главной задачей обеспечения радиационной безопасности становится задача эффективного управления источником для того, чтобы не допустить его выход из-под контроля.
|
|
На первый план выходит стратегия обеспечения радиационной безопасности путем управления источником излучения, суть которой заключается в том, что:
– любой источник излучения рассматривается как источник вредности и опасности по отношению к людям, на которых он воздействует при осуществлении практической деятельности или может воздействовать в случае радиационной аварии;
– вредность источника определяется уровнем связанного с ним нормального облучения;
– опасность источника определяется уровнем связанного с ним потенциального облучения - вероятностью выхода источника из-под контроля (из управляемого состояния) в результате технической неисправности или действий (бездействия) персонала и масштабом возможных при этом радиологических последствий (уровнями облучения);
Обеспечение радиационной безопасности достигается:
– ограничением вредности источника, обусловленной возможностью возникновения стохастических (или детерминированных) эффектов вследствие нормального облучения, путем установления пределов дозы облучения, которые считаются приемлемыми для личности и общества;
– ограничением опасности источника, обусловленной возможностью возникновения опасных для жизни детерминированных эффектов вследствие реализации потенциального облучения при радиационной аварии, путем организации и эффективного функционирования системы управления источником на всех этапах его эксплуатации и обеспечения качества радиационной защиты и безопасности.
Источник излучения изначально должен быть создан как источник с приемлемым для людей уровнем ущерба (приемлемой вредностью) и должен эксплуатироваться оптимальным образом, т.е. удерживаться в контролируемом состоянии, чтобы связанная с ним опасность не выходила за рамки приемлемой для общества.
Классификация источников излучения
Следуя управленческой стратегии, Нормы и Правила опираются на особую классификацию источников. Для определения области регулирования радиационной безопасности из множеств природных и искусственных источников в соответствии с международными стандартами безопасности выделены четыре категории источников:
– исключенные источники,
– изъятые источники,
– техногенные источники,
– нетехногенные природные источники.
Этой классификацией охвачены все источники, обычно встречаемые на практике.
Понятия исключенного и изъятого из области регулирования источника, принятые в Нормах и Правилах, соответствуют определениям МОНБ. В практику обеспечения радиационной безопасности введено также высвобождение из-под регулирующего контроля материалов, содержащих радионуклиды. Вместе с тем сами термины "исключение", "изъятие" и "высвобождение" в Нормах и Правилах не определены и постепенно внедряются в практику обеспечения радиационной безопасности в стране через введение в действие других руководящих и методических документов Госсанэпиднадзора, Федерального медико-биологического агентства и Госатомнадзора.
Понятия техногенного и природного нетехногенного источников введены специально для того, чтобы разграничить источники излучения, находящиеся в области регулирования
– по их потенциальной опасности;
– по тому, каким образом эти источники включены в соответствующие практики.
Техногенный источник излучения - источник, который специально создан для полезного использования его свойств радиоактивности или способности испускать ионизирующее излучение. Источники, являющиеся побочным продуктом обращения с такими источниками (радиоактивные отходы), также рассматриваются как техногенные источники. Практики, включающие в себя использование техногенных источников излучения, являются объектом применения федерального закона "Об использовании атомной энергии". К ним относятся предприятия ядерного топливного цикла, радиационные и ядерные технологии, применяемые в медицине, промышленности, обороне, науке и в других областях. Техногенные источники создаются с учетом их вредности и опасности для человека. Весь жизненный цикл таких источников проходит в области регулирования радиационной безопасности.
|
|
Облучение природными нетехногенными источниками является побочным эффектом человеческой активности в рамках практической деятельности, изначально не предполагающей обращения с источниками излучения. Примером такой практики является добыча и переработка практически любого минерального сырья (за исключением промышленности по добыче и переработке урановых и ториевых руд, установки которой относятся к категории техногенных источников) и органического топлива. Осознание того, что такая деятельность представляет опасность для здоровья людей, приходит, как правило, лишь в результате ретроспективного анализа последствий такой деятельности. Во всем мире природные нетехногенные источники контролируются неудовлетворительно, что приводит к значительному облучению людей.
Существенное различие между техногенными и природными нетехногенными источниками излучения заключается в том, что при обращении с техногенными источниками для возникновения уровней аварийного облучения, угрожающих здоровью и жизни людей, достаточно разрушения одного или нескольких защитных барьеров, тогда как в случае обращения с природными нетехногенными источниками - необходимо быстрое и многократное увеличение активности (массы) самого источника.
Фундаментальные принципы обоснования, нормирования и оптимизации составляют базу управленческой стратегии обеспечения радиационной безопасности. Согласно ей любое обращение с источником ионизирующих излучений как с источником потенциального ущерба должно быть обосновано, а сам источник - находиться в управляемом и оптимальном (в области "ущерб - выгода") состоянии. При этом потенциальный ущерб от использования источника не должен превышать приемлемого уровня, для чего необходимо и достаточно, чтобы дозы облучения персонала и населения этим источником не превышали регламентированных Нормами пределов доз. Вместе с тем суммарное облучение от всех источников не рассматривается и не ограничивается. Источники и связанные с ними облучения регулируются (ограничиваются) независимо.
|
|
Для каждого вида облучения в отдельности НРБ-99 устанавливает требования:
- для исключения и изъятия источников и практик из области регулирования безопасности;
- для защиты здоровья профессиональных работников от опасностей, являющихся результатом обращения с техногенными источниками излучения,
- в нормальных условиях, когда источник излучения находится под контролем;
- в условиях запланированного повышенного облучения для предотвращения радиационной аварии или ликвидации ее последствий;
- для защиты здоровья работников от опасностей, являющихся результатом обращения с природными нетехногенными источниками излучения;
- требования для защиты здоровья населения в целом от опасностей, являющихся результатом облучения в нормальных условиях
- техногенными источниками излучения;
- природными нетехногенными источниками излучения;
- источниками медицинского облучения;
- для ограничения вмешательства аварийного облучения населения.
Через Нормы и Правила проводится управленческая стратегия обеспечения радиационной безопасности:
- малые ущербы от многих источников, находящихся под контролем, приводят к малому же суммарному ущербу;
- выход из-под контроля хотя бы одного из источников может привести к значительному ущербу.
Следовательно, цели радиационной безопасности достигаются, если обеспечено эффективное управление источником, препятствующее выходу его из-под контроля. При этом суммарная доза облучения от всех источников (техногенные источники + природные нетехногенные источники + медицинские источники) не играет никакой роли, пока источники находятся в контролируемом состоянии, и не регламентируется. Суммарное облучение от всех источников Нормами и Правилами не рассматривается и не ограничивается.