Виды и механизмы научения

Формирование личного опыта у животных

Поведение животных складывается из врожденных и приобретенных в процессе онтогенеза элементов. Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в вероятностно изменчивой среде. Чем меньше выражен диапазон колебаний факторов среды, тем больше поведение животного может опираться на опыт предшествующих поколений, записанных в его генотипе. И наоборот, чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше парагматическая ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, личного или индивидуального опыта. Личный опыт можно определить как результат встраивания приобретенных форм поведения в генетически детерминированные стереотипы. Личный опыт следует считать адаптацией животного к конкретным условиям жизни. В случае, если такая индивидуальная адаптация сопряжена с большими биологическими преимуществами, она распространяется и на другие особи, а в конечном счете захватывает целые поколения. Со временем такая изначально индивидуальная адаптация превращается в видотипичное свойство, закрепленное наследственностью.

 

Виды и механизмы научения

Личный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к научению. Научение – это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта в процессе онтогенеза. При научении происходит отбор оптимальных реакций животного, но сам процесс научения, скрытый от непосредственного измерения, может быть оценен только по результатам поведения. Способность к научению ограничивается уровнем эволюционного развития животного, а так же отражает уровень его психических процессов. Это справедливо в целом для всего царства животных. Все высшие животные имеют больше шансов на выживание. Низшие животные имеют узкие рамки способности к научению. Однако в пределах одного класса отдельные виды проявляют нетипичные для своего класса способности к научению.

Существует много видов научения, варьирующих от простейших модификаций врожденного поведения до наиболее сложных процессов проявления в умственной деятельности человека. Все виды научения можно подразделить на три группы: облигатное или неассоциативное (стимулзависимое), факультативное или ассоциативное (эффектзависимое) и когнитивное научение.

Облигатное научение необходимо всем представителям данного вида независимо от того, в каких условиях они существуют. Оно включает следующие формы научения:

- суммационная реакция - центральные нейроны приобретают состояние высокой возбудимости под действием нескольких одновременно или последовательно действующих стимулов, каждый из которых в отдельности не вызывает адаптивных реакций;

- сенситизация - усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения;

- габитуация (привыкание)- постепенное угасание реакции на малозначимые стимулы при их многократном предъявлении или длительной экспозиции раздражителя;

- импритинг (запечатление) – комплекс поведенческих адаптаций новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями, позволяя реализовывать уже сформированные механизмы восприятия и реагирования;

- имитация (подражание) – формирование новых форм поведения в результате непосредственного восприятия и копирования действий других особей;

 

- тренировка – ряд поведенческих навыков, формирующихся под влиянием многократно повторяющихся действий.

Факультативное научение необходимо для выживания конкретной особи или популяции, оказавшейся в конкретной (возможно, редкой) обстановке, т. е. необязательно для всех представителей вида. Однако оно видотипично и характеризуется большей гибкостью и лабильностью. К факультативному научению относится условный рефлекс, являющийся индивидуальной приспособительной деятельностью высокоорганизованного организма, осуществляемой высшими отделами ЦНС, путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и соответствующей, безусловно-рефлекторной, ответной реакцией. Различают две формы условно-рефлекторной реакции:

 - классический условный рефлекс – при его выработке отсутствуют инициативные действия со стороны животного;

- инструментальный условный рефлекс - при его выработке животному необходимо проявить инициативу, т. е. совершить действие, которое служит инструментом для достижения цели.

Когнитивное научение – это высшая форма научения, свойственная в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой в основе которой лежит формирование функциональной структуры среды, то есть извлечение законов связей между отдельными ее компонентами. Когнитивные формы научения, опираясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного научения, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности животных и человека. Оно представлено следующими формами научения:

- психонервная деятельность – интеграция элементов внешней среды в одно целое переживание, производящее целостный образ, который через ориентировочную реакцию направляет поведение животного;

- элементарнаярассудочная деятельность – использование предварительно воспринятой тактики изменений в среде для построения стратегии своего будущего поведения;

- вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации.

У животных со сложной перцептивной психикой наблюдают такое явление как инсайт (озарение) – внезапное решение задачи без предварительных проб и ошибок.

В ряде случаев животные приобретают сложные индивидуальные адаптации, не получая при этом подкрепления. К таким видам научения можно отнести, например:

- латентное научение – заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного научения;

- игровое самообучение – программа, позволяющая интегрировать в единый биологически целенаправленные поведенческие акты врожденные способности и приобретенные навыки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: