Элементарная рассудочная деятельность

Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных – их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программы поведения в новых ситуациях. Иными словами, важнейшая функция рассудочной деятельности состоит в отборе той информации о структурной организации среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного акта поведения в данных условиях.

    Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. При этом животное способно сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта.

Наиболее полная сравнительная характеристика рассудочной деятельности была получена с помощью теста на способность к экстраполяции, а так же некоторых других элементарных логических задач, разработанным Л.В.Крушинским. Под экстраполяцией понимают способность животных выносить известную функцию на отрезке за его пределы. Поведенческий акт, выполняемый на основе экстраполяции, может быть объективно зарегистрирован и оценен количественно. Способность к экстраполяции направления движения раздражителя может рассматриваться как одно из довольно элементарных проявлений рассудочной деятельности животных. Для того чтобы животное могло экстраполировать движе­ние стимула, который выходит из поля его зрения, недостаточно одной способности к улавливанию изменения положения стимула в какой-либо системе координат. Необходимо, чтобы животное оперировало также несколькими простейшими эмпирическими законами. 

Первый простейший эмпирический «закон», которым должно пользоваться жи­вотное при экстраполяции, - «закон неисчезаемости предметов». Этот закон можно сформулировать следующим образом: всякий предмет, воспринятый рецепторами животного, продолжает существовать и после того, когда какая-нибудь причина помешала его дальнейшему восприятию.

Второй простейший эмпирический «закон», который удалось выя­вить в процессе опытов по изучению способности к экстраполяции, может быть обозначен как «закон непроницаемости непрозрачных предметов». Его можно сформулировать следующим образом: всякое непрозрачное тело непроницаемо или, точнее, через любое непрозрач­ное тело животное не может проникнуть. Оперирование этим законом выявилось в опытах с животными, которые, получив информацию о направлении движения приманки, должны были обойти непрозрачную ширму, чтобы добыть приманку.

Некоторые виды животных не идут вдоль ширмы, за которой двигается приманка, а пытаются проникнуть через непрозрачную ширму; так поступают, как правило, животные со слабо развитой элементарной рассудочной деятельностью.

Третий «закон», которым, как выяснилось, оперируют животные,— «закон вмещаемости объемных приманок в объемные полые фигуры». Животные с достаточно высоко дифференцированным мозгом способны понять, что объемная приманка может быть вмещена в объемную фигуру. Хотя приманка после ее вмещения в объемную полую фигуру перестает восприниматься рецепторным аппаратом животных, они тем не менее делают попытки достать ее из фигуры.

Четвертый «закон», который улавливают животные, непосредст­венно связан с законом вмещаемости. Он может быть сформулирован следующим образом: приманка, вмещенная в объемную фигуру, при передвижении последней перемещается вместе с ней.

Пятый «закон», являющийся следствием (расширением) закона вмещаемости, должен быть сформулирован так: объемная приманка может быть вмещена в объемную фигуру, но не в плоскую. Улавлива­ние этого закона указывает на то, что животные в своей повседневной жизни могут оперировать тем свойством фигур, которое определяется математиками как размерность.

Изучение способности животных к улавливанию и оперированию вышеуказанными простейшими «законами» среды выявило огромные различия между животными, стоящими на разных уровнях филогенетического развития.

Основной экспериментальный подход состоит в том, что животное должно находить кормушку, двигающуюся прямолинейно с постоянной скоростью. Причем, первоначальный отрезок ее движения происходит в поле зрения животного, затем кормушка скрывается за невидимой преградой. При этом животное определяет: из соотношения с неподвижными точками пространства изменение положения кормушки, т.е. направление ее движения и направление движения кормушки после ее исчезновения в коридоре. Таким образом, животное использует свою «систему отсчета».

    Л.В.Крушинский высказал гипотезу, что усложнение рассудочной деятельности животных в процессе эволюции происходило за счет увеличения числа «эмпирических законов», которыми могут оперировать животные, и, следовательно, росло число элементарных логических задач, которые они способны решать. Поведенческий акт, выполняемый на основе экстраполяции, может быть объективно зарегистрирован и оценен количественно с использованием установок различной степени сложности (коридор, ширма, ширма с приставкой, ширма со сложной приставкой и др.), предложенных Л.В.Крушинским.

    Поведенческие адаптации, с точки зрения Л.В.Крушинского, строятся на трех основных механизмах: инстинктивном, механизме обучаемости и рассудочной деятельности. В результате интеграции этих компонентов формируется целостный поведенческий акт, который можно определить как унитарную реакцию. Под элементарной рассудочной деятельностью понимают использование предварительно воспринятой тактики изменений в среде для построения стратегии своего будущего поведения, что подразумевает:

1. Способность животного к подробному исследовательскому оперированию с реальностью, к самостоятельному выявлению всех доступных особенностей окружения.

2. Способность к классификации явлений, к объединению фактов реальности в группы по произвольному признаку.

3. Способность к комбинированию мысленными актами действий, к приумножению идеальных моделей достижения цели.

4. Удержание в памяти цепочек целесообразных действий в сокращенной и упрощенной, по сравнению с реальностью, форме.

5. Возможность оценивать вероятность достижения цели с помощью каждой из представленных в уме моделей и их индивидуальную приемлемость (привлекательность, посильность).

6. Способность осуществлять мысленные модели как дискретные последовательности реальных действий, соответствующих реальным образцам.

Рассудок позволяет создавать своеобразное для каждого отдельного животного представление о действительности. Способность животных к решению новых задач в незнакомых, экстренно возникших ситуациях основана на базе мыслительного анализа ее условий и по своей природе не требует предварительных «проб и ошибок». Л.В.Крушинский назвал такие задачи «элементарными логическими задачами». Они представляют собой альтернативу ситуациям, где нужный результат не может быть достигнут иначе, чем методом проб и ошибок на основе повторения, совпадения, подкрепления стимулов и/или реакций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: