Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо

Договорная теория Т.Гоббса

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».

Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.

Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Теория общественного договора Дж.Локка

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

5. Проведите сравнительный анализ средневековой науки с наукой Нового времени.

В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Однако нельзя не учитывать тех достижений средневековья, которые способствовали уточнению принципов античной науки, подготавливая почву для механики Нового времени.
Важнейшей чертой средневекового мировоззрения являлся теоцентризм – представление о Боге как единственно подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была связана с религией.
Основное внимание уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было не возможно без естествознания, выводы которого проходили строгую цензуру библейских концепций. Такой подход способствовал созерцательности в познании, настраивало его на мистический лад, что и предопределило стагнацию научного познания. Наука была на службе у теологии. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного Писания.
Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать критериям научного знания. По сравнению с античной наукой это был шаг назад. В недрах средневековой науки успешно развивались такие специфические области знания как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, так как были направлены на достижение практических целей. Средневековые алхимики открыли способы получения соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимики трудились над поиском панацеи – лекарством от всех болезней.
Закладывается также новое понимание механики. Инструменты стали считаться часть природы, лишь обработанной человеком. Тождество инструментов с природой давало возможность познания мира с помощью опыта, эксперимента.
В Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыш будущей астрономии и требовавшей точных измерений [151]. Новое время: С XVII в. в Европе идёт процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «учёный». На рубеже XIX-XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследоательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством. Наступил период классической науки, который охватывает отрезок времени с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира.

6. Назовите основные предпосылки мировоззрения эпохи Просвещения

Наукоориентированное мировоззрение. Стремительное развитие науки в Новое время привело к изменению мировоззренческих приоритетов, которые проявились, в первую очередь, в переосмыслении роли религии и философии в формировании образа мира и человека в нем. Религию наука начинает обходить в системе ценностей. Формируется сотрудничество философии и естественнонаучного знания. Философия предлагает науке некие принципы мышления, которые ложатся в основу методологии науки – механицизм (абсолютизация законов механики, попытки свести все формы движения материи к механическому движению) и метафизичность (характеристика мира, как результата исключительно количественных накоплений и изменений);

Рационализм – мировоззренческая направленность мыслителей этой эпохи, проявляющая себя не только в гносеологической сфере, но и в онтологической. В Новоевропейской мысли говорится не только о познании реальности на основе разума, а утверждается мысль о разумности действительности, о мире, в котором правит разум;

Философы Нового времени, перенимая традицию Возрождения, в центр мира помещают человека, характеризуя его, в первую очередь, как рациональное существо, «венец природы», творящего и преобразовывающего окружающий мир сообразно своим интересам. В новоевропейской науке утверждается противостояние природы и человека, идея возможности активного вторжение людей в мир природы;

В Новое время одной из центральной выступала методологическая проблематика. Учеными велся активный поиск такого метода познания, который позволил бы достичь абсолютной истины и способного действовать во всех науках. Эти поиски привели к разделению философов эмпириков и рационалистов.

 

7. Дайте философский анализ высказыванию: «Свобода – это осознанная необходимость» в контексте пантеистического учения Б. Спинозы.

 

2. Заполните таблицы:

Таблица 1.

Анализ философских систем Нового времени

Философ­ская си­стема Представители Сущность
1. Монизм Ван Чун, Эпикура, Лукреция Кара, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля, В. Соловьева. учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция
2. Дуализм Р. Декарт, Б. Спиноза, С. Кьеркегор. мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности.
3. Плюрализм Х. Вольф, Г. Лейбниц философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания.

 

Таблица 2.

Авторы высказываний

Высказывания Автор Произведение
«Знание — сила» Фрэнсис Бэкон «Великое восстановление наук»
«Человек человеку волк» Тит Ма́кций Плавт «Ослы»
«Ум является «чистой доской»» Джон Локк «Опыт о человеческом разумении»
«Я мыслю, следовательно, суще­ствую» Рене Декарт «Рассуждение о методе»
«Только единая Природа-Бог обла­дает способностью творить» Бенедикт Спиноза «Этика»
«Весь мир состоит из монад» Г.В.Ле́йбниц «Монадологии»
«Война всех против всех» Томас Гоббс «Левиафан»
«Существовать — значит быть воспринимаемым» Джордж Беркли «Философские заметки»
«Раздавите гадину» Вольтер «Проповедь об атеизме»
«Человеческий организм — само­сто­ятельно заводящаяся машина» Жюльен Офре Ламетри   «Человек – машина»
«Свобода есть право делать всё, что дозволено за­конами» Шарль Луи де Монтескьё «О духе законов»

 

Таблица 3.

Анализ философских систем Нового времени

Философская Система Основные характеристики Представители
Атеизм Отвержение какой-либо веры в бога, отрицание существования сверхъестественных и мистических явлений. Томас Гоббс, Барон Гольбах, Девид Юм.
Пантеизм Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен миру. Личного Бога не существует. Вордсворд, Кольридж, Шлейернмахер, Фихте, Шеллинг, Гегель.
Деизм Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем. Толанд, Тиндаль, Шефтсбери,Вольтер, Руссо,Реймарус, Лессинг.

Таблица 4.

Основные направления Французского просвещения

Направление Представители Основная идея
Деистическое Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. направление в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом); видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);  
Атеистическо–материалистическое Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Утопическо–социалистическое Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

2. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?

1) «Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания» ______солипсизм______________________________

2) «Бог не существует»___Атеизм______________________________________

3) «Мир существует вне сознания людей, человека, человечества»__идеализм___

4) «Я мыслю, следовательно, я существую»___рационализм_____________________

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: