Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».
Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.
Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Теория общественного договора Дж.Локка
Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.
|
|
Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.
Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо
Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.
|
|
Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.
5. Проведите сравнительный анализ средневековой науки с наукой Нового времени.
В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Однако нельзя не учитывать тех достижений средневековья, которые способствовали уточнению принципов античной науки, подготавливая почву для механики Нового времени.
Важнейшей чертой средневекового мировоззрения являлся теоцентризм – представление о Боге как единственно подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была связана с религией.
Основное внимание уделялось познанию подлинной реальности – Бога, но такое познание было не возможно без естествознания, выводы которого проходили строгую цензуру библейских концепций. Такой подход способствовал созерцательности в познании, настраивало его на мистический лад, что и предопределило стагнацию научного познания. Наука была на службе у теологии. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного Писания.
Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать критериям научного знания. По сравнению с античной наукой это был шаг назад. В недрах средневековой науки успешно развивались такие специфические области знания как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, так как были направлены на достижение практических целей. Средневековые алхимики открыли способы получения соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимики трудились над поиском панацеи – лекарством от всех болезней.
Закладывается также новое понимание механики. Инструменты стали считаться часть природы, лишь обработанной человеком. Тождество инструментов с природой давало возможность познания мира с помощью опыта, эксперимента.
В Средние века шло бурное развитие астрологии, содержавшей в себе зародыш будущей астрономии и требовавшей точных измерений [151]. Новое время: С XVII в. в Европе идёт процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «учёный». На рубеже XIX-XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследоательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством. Наступил период классической науки, который охватывает отрезок времени с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира.
6. Назовите основные предпосылки мировоззрения эпохи Просвещения
Наукоориентированное мировоззрение. Стремительное развитие науки в Новое время привело к изменению мировоззренческих приоритетов, которые проявились, в первую очередь, в переосмыслении роли религии и философии в формировании образа мира и человека в нем. Религию наука начинает обходить в системе ценностей. Формируется сотрудничество философии и естественнонаучного знания. Философия предлагает науке некие принципы мышления, которые ложатся в основу методологии науки – механицизм (абсолютизация законов механики, попытки свести все формы движения материи к механическому движению) и метафизичность (характеристика мира, как результата исключительно количественных накоплений и изменений);
|
|
Рационализм – мировоззренческая направленность мыслителей этой эпохи, проявляющая себя не только в гносеологической сфере, но и в онтологической. В Новоевропейской мысли говорится не только о познании реальности на основе разума, а утверждается мысль о разумности действительности, о мире, в котором правит разум;
Философы Нового времени, перенимая традицию Возрождения, в центр мира помещают человека, характеризуя его, в первую очередь, как рациональное существо, «венец природы», творящего и преобразовывающего окружающий мир сообразно своим интересам. В новоевропейской науке утверждается противостояние природы и человека, идея возможности активного вторжение людей в мир природы;
В Новое время одной из центральной выступала методологическая проблематика. Учеными велся активный поиск такого метода познания, который позволил бы достичь абсолютной истины и способного действовать во всех науках. Эти поиски привели к разделению философов эмпириков и рационалистов.
7. Дайте философский анализ высказыванию: «Свобода – это осознанная необходимость» в контексте пантеистического учения Б. Спинозы.
2. Заполните таблицы:
Таблица 1.
Анализ философских систем Нового времени
Философская система | Представители | Сущность |
1. Монизм | Ван Чун, Эпикура, Лукреция Кара, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля, В. Соловьева. | учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция |
2. Дуализм | Р. Декарт, Б. Спиноза, С. Кьеркегор. | мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. |
3. Плюрализм | Х. Вольф, Г. Лейбниц | философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. |
Таблица 2.
Авторы высказываний
Высказывания | Автор | Произведение |
«Знание — сила» | Фрэнсис Бэкон | «Великое восстановление наук» |
«Человек человеку волк» | Тит Ма́кций Плавт | «Ослы» |
«Ум является «чистой доской»» | Джон Локк | «Опыт о человеческом разумении» |
«Я мыслю, следовательно, существую» | Рене Декарт | «Рассуждение о методе» |
«Только единая Природа-Бог обладает способностью творить» | Бенедикт Спиноза | «Этика» |
«Весь мир состоит из монад» | Г.В.Ле́йбниц | «Монадологии» |
«Война всех против всех» | Томас Гоббс | «Левиафан» |
«Существовать — значит быть воспринимаемым» | Джордж Беркли | «Философские заметки» |
«Раздавите гадину» | Вольтер | «Проповедь об атеизме» |
«Человеческий организм — самостоятельно заводящаяся машина» | Жюльен Офре Ламетри | «Человек – машина» |
«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами» | Шарль Луи де Монтескьё | «О духе законов» |
|
|
Таблица 3.
Анализ философских систем Нового времени
Философская Система | Основные характеристики | Представители |
Атеизм | Отвержение какой-либо веры в бога, отрицание существования сверхъестественных и мистических явлений. | Томас Гоббс, Барон Гольбах, Девид Юм. |
Пантеизм | Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен миру. Личного Бога не существует. | Вордсворд, Кольридж, Шлейернмахер, Фихте, Шеллинг, Гегель. |
Деизм | Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем. | Толанд, Тиндаль, Шефтсбери,Вольтер, Руссо,Реймарус, Лессинг. |
Таблица 4.
Основные направления Французского просвещения
Направление | Представители | Основная идея |
Деистическое | Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. | направление в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом); видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более); |
Атеистическо–материалистическое | Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. | Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. |
Утопическо–социалистическое | Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. | Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. |
2. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?
1) «Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания» ______солипсизм______________________________
2) «Бог не существует»___Атеизм______________________________________
3) «Мир существует вне сознания людей, человека, человечества»__идеализм___
4) «Я мыслю, следовательно, я существую»___рационализм_____________________