Лексические, лингвистические, логико-смысловые и жизненный опыт чтеца

Практическая № 9

 

 

1. Укажите специфику интереса психолингвистов к тексту:

 

а) интерес к языковому сознанию;

б) вычленение языковых знаков; в) процесс кодирования речи;

г) интерес к мышлению;

д) выяснение языковой картины мира;

е) интерес к речевой организации индивида; ж) анализ структуры языковой личности.

2. Обоснуйте взаимосвязь слова, высказывания и текста.

Важной категорией текста служит его связность. Развернутое речевое высказывание является связным, если оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора. Связность речевого высказывания (обозначаемая в лингвистике также термином «когезия») реализуется по двум каналам, в связи с чем выделяются два типа связи: формальная (эксплицитная) и смысловая (семантическая).

 

 

3. Найдите ошибки:

 

а) высказывание не учитывает коммуникативную ситуацию, а только системные отношения в языке;

б) высказывание осуществляется ради общения;

в) текст – речевая единица, обладающая связностью и смысловым единством;

г) текст может быть представлен одним словом;

Д) текст состоит из заголовка и сверхфразового единства.

4. Дайте определение:

 

Текст – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.


5. Подчеркните основные свойства текста:


А) интонационная оформленность;

б) связность;

в) целостность;

г) когнитивная направленность; д) скважность;

Е) информационность.

 

6. Продолжите фразы:

Семантическая связность - это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз.

 

Показатели целостности текста – смысловая цельность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения. Сочетание есть еще одна причина указывает на правостороннюю связь (причина должна быть раскрыта); сочетание бросился в другую крайность тоже ориентирует на последующее разъяснение (правосторонне направленная связь).

Замысел текста существует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором, здесь действует та же закономерность, что и в отношении высказывания: мысль оформляется в тексте. Замысел заведомо не совпадает с реализацией. Фаза контроля при производстве текста предполагает как отработку самого замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию вербализации замысла. При этом особую роль играет тот факт, что текст должен быть целостным, поскольку ассоциативность мышления может превратить текст в набор внешне связанных между собой высказываний, не составляющих единого семантического образования.

Фаза контроля предполагает как «смысловую отработку» замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию «вербализации» (словесного выражения) основной идеи и предметного содержания сообщения. При этом особую роль играет необходимость обеспечения тематической и смысловой целостности текста, поскольку ассоциативность мышления может превратить речевое сообщение (текст) в набор внешне формально связанных между собой высказываний, не представляющих собой единого семантического целого.

 

7. Проанализируйте текст с точки зрения связности и целостности.

 

Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла.

А в поле трактор «дыр-дыр-дыр». И все мы боремся за мир.

Ответ: текст был оформлен как осмысленное целесообразное структурное единство. Гиперсвязность текста достигается именно его коммуникативной (целевой) установкой.

 

 

8. Обоснуйте, почему в данном тексте возникает ложная целостность

Построены теннисные корты, бассейны, спортивные сооружения. Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации.

 

9. Составьте модель производства текста и объясните ее.

Текст, представляя собой сложное семантическое образование, имеет ряд характеристик: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. При этом d тексте имеются следы неречевого поведения коммуникантов.

Поставив определенную цель, говорящий старается выполнить ее наилучшим образом, наилучшим способом. Для этого нужно реализовать в тексте общий замысел, который говорящий может осознавать не очень четко, а может лишь смутно чувствовать. Но такой замысел обязательно существует, и именно он обеспечивает такое принципиальное, важнейшее свойство текста, как его цельность.

 

 

 

10. Перечислите структурные опоры понимания текста.

Лексические, лингвистические, логико-смысловые и жизненный опыт чтеца.

 

11. Почему ситуация (коммуникативная, речевая) является важнейшей опорой понимания текста?

Любой текст в процессе общения создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности, «в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств»1. Коммуникативная ситуация, с одной стороны, учитывается при создании того или иного текста, с другой — отражается в нем в употреблении определенных языковых средств. Коммуникативная — или речевая — ситуация традиционно рассматривается как основная категория риторики, характер которой определяет выбор речевых средств при создании риторического текста.

 

12. Укажите основные элементы структуры коммуникативного акта:

 

а) жанр;

Б) цель адресанта;

в) код;

г) речевая организация индивида; д) реакция адресата;

е) психологические состояния коммуникантов.


13. Объясните, как происходит понимание одного текста разными реци-пиентами.


Читатель, воспринимающий текст, может создать для себя собственную проекцию, которая будет коренным образом отличаться как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторской проекции. Таким образом, текст обладает большой степенью «интерпретативности» (то есть допускает варианты интерпретации смыслового содержания слушающим или читающим). Вариативность восприятия одного и того же текста может объясняться несколькими психологическими причинами, к которым следует отнести особенности мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности, а также те мотивы и установки, которые побудили человека обратиться к определенному тексту. Немаловажную роль играет и эмоциональный настрой реципиента в момент восприятия текста.

 

14. Укажите особенности коммуникативного аспекта изучения текста.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностям языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой

 15*. Проанализируйте представления о ходе речемыслительного процесса. Сделайте выводы о характере данного процесса.[1]

 

Стадии Процессы
Идентификация значения Порождается значение, которое должно быть передано.
Выбор синтаксической струк-туры Конструируется синтаксическая схема предложения с установ-лением слотов для слов.
Порождение                   интонационного контура Словам приписываются различные показатели характера и силы ударения (stress values).
Вставление                      полнозначных слов Нужные существительные, глаголы и прилагательные извлека-ются из лексикона и помещаются в соответствующие слоты.
Добавление аффиксов и слу-жебных слов Добавляются служебные слова (артикли, союзы, предлоги), пре-фиксы и суффиксы.
Установление                      фонетических сегментов В соответствии с фонологическими правилами предложение во-площается в фонетические сегменты.

 

В переводах работ Л.С. Выготского и А.Р. Лурии не принято замечать того, что имеет непосредственное отношение к процессам речепроизводства, хотя учет появляющихся в разных странах публикаций может оказаться полезным для совместных поисков ответов на весьма актуальные вопросы. Для примера сопоставим представления о ходе речемыслительного процесса по ряду работам.

16*. Отразите специфику коммуникативного акта в схеме.

 

 

 

17*. Составьте таблицу «Общее и различия в звучащем и записанном тексте».

Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.

Устная Письменная
1. Понимание речи происходит мгновенно, однако это достигается через многоэтапную переработку воспринимаемого сигнала. 2. устная речь – преходящей, переменчивой. 3. для устного выступления необходимо присутствие и говорящего, и слушателя. 4. устная речь – диалогической. 5. Благодаря интонации, тембру голоса и подобным средствам, устная речь позволяет выразить больше нюансов эмоционального тона. 6. Устная речь склонна к тому, чтобы быть более традиционной и общепринятой. 1. Письменность оказывает влияние на устную речь. Наиболее очевидным примером служит произношение под влиянием орфографии. 2. Письменная речь является постоянной. 3. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации. 4. По своей природе письменная речь обычно является монологической. 5. Письменная речь обеспечивает автору больше свободы в рассуждениях, независимо от своей социальной среды, поощряя оригинальность

 


[1]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: