Анализ конкретных ситуаций (АКС)

Проектируем 6 этап

Мы проверили и убедились, что  ученики усвоили, осмыслили, запомнили новый материал. Теперь можно приступать к закреплению этого материала.

Этап закрепления новых знаний и умений.

Задачи этого этапа:

1. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления, понимания учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

То есть ученики получили информацию, осмыслили и запомнили её. Теперь наша задача, чтобы они этот материал осознали, поняли и научились применять знания (которые указаны в цели) на практике.

2. Обеспечить формирование умений на репродуктивном уровне.

На этом же этапе мы формируем и закрепляем умения, указанные в обучающей цели.

 

Если в обучающей цели урока указано формирование только знаний, то на этом этапе мы закрепляем только знания.

Если в обучающей цели урока указано формирование знаний и умений, то мы закрепляем знания и обязательно! формируем умения. Если времени на этот этап остаётся мало, то обязательно! формируем умения.

 

Для закрепления знаний на уроках ОБЖ можно использовать методы:

Беседа с проблемными вопросами

Это тоже беседа, но вопросы задаются такие, чтобы учащиеся, отвечая на вопрос, не воспроизводили только что полученные знания, а думали сами, размышляли. То есть задаем вопросы по изученному материалу, но спрашиваем то, что на этапе усвоения не рассматривалось конкретно, то есть конкретизируем знания.

Например:

Изучая тему «Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме» на этапе усвоения мы записали одно из правил безопасности: Отправляясь в поездку, необходимо позаботиться о безопасности денег и документов. 

А на этапе закрепления, в беседе, можно спросить, например: Куда необходимо убирать деньги и документы, отправляясь в поездку?

Также можем задавать проблемные вопросы, которые способствую формированию знаний на уровне понимания, осознания.

Например:

 - Чем отличается затор от зажора? (виды наводнений).

Отвечая на этот вопрос, ученики должны вспомнить характеристики того и другого видов наводнения и сравнить их. Аналогично,

- Чем отличается венозное кровотечение от артериального?

Также в беседе можно задавать вопросы, типа «Почему»

- Почему нельзя открывать окно во время пожара в квартире?

- Почему следует придерживаться середины тротуара в темное время суток?

- Чем можно воспользоваться для остановки кровотечения, если под рукой нет жгута?

- Что делать, если землетрясение застало не в квартире, а в лесу? и т.п.

Беседу оформляем так: пишем метод, указываем вопросы (сколько хотите) и краткий ответ.

 

Дискуссия

Этот метод не используется на каждом уроке. В следующем году мы будем подробно рассматривать, как правильно проводить дискуссию. Но, пока, если кто-то захочет её применить, нужно указать какая проблема будет обсуждаться, указать тему дискуссии. Дискуссия должна предполагать, что в ходе неё у учащихся будут закрепляться знания, т.е. они будут ими оперировать для доказательства своего мнения.

 

Работа с учебником.

Этот метод на данном этапе используется в крайнем случае, если нет других вариантов. И то только для того, чтобы систематизировать, обобщить знания. Например, если на этапе усвоения не записали важную информацию, то на этапе закрепления можно дать задание: прочитав материал учебника, заполнить таблицу, составить схему, сравнить что-либо и т.п.

Работу с дополнительной литературой, документами можно использовать для расширения знаний. Задание: прочитать, ответить на вопросы и т.п. Например: Какие еще бывают виды кровотечений? (кроме 3-х, которые изучались на этапе усвоения).

Работу с учебником, дополнительной литературой, документами оформляем так же, как на этапе усвоения. Пишем, что нужно прочитать и какое задание выполнить.

 

Работа с тетрадями на печатной основе (ТПО).

Если у кого-то есть такая тетрадь по ОБЖ, и он захочет использовать этот метод, то нужно приложить скан заданий или электронную версию тетради. Потому что если вы напишите данный метод и укажите, например: выполнить задания 1,3,4 на стр.17, то я не буду знать, что это за задания.

 

Анализ конкретных ситуаций (АКС).

Данный метод можно использовать для закрепления знаний практически по каждой теме. Вы ситуации и вопросы к ним составляли в контрольной работе. Здесь нужно делать тоже самое, только вопросы и их количество должны соответствовать изучаемой теме. Например, если на уроке изучаются только виды опасной ситуации, то вопрос может быть один: к какому виду относится данная ситуация. Если рассматриваются причины и последствия, то и вопросы будут: Каковы причины возникновения данной ситуации? Каковы (назовите) последствия данной ситуации?

Если на уроке изучаются правила безопасного поведения в данной ситуации, то и спрашивать надо: Правильно ли поступили участники ситуации? Как бы вы поступили на месте …? И т.п. Хотя в этом случае можно спросить и про причины, последствия, т.к. ученики их уже изучили.

Оформляем следующим образом:

АКС.

Работа в группах по 4 человека (парах, индивидуально, фронтально). Группам выдаются одинаковые ситуации (разные), например:

В театре Пушкина произошёл пожар. Причиной пожара является несоблюдение правил пожарной безопасности при проведении газосварочных работ. В результате ко времени прибытия пожарных сгорело почти всё здание, пострадало 8 человек, жертв нет.

Вопросы

1) Какова причина пожара?

2)Кто виноват в этой ситуации?

3)Как можно было предотвратить пожар?

4)Каковы последствия пожара?

Фронтальная проверка

Обязательно указываем, в какой форме организации УПД выполняется задание (это на ваше усмотрение), но фронтальная форма менее эффективна.

Если при изучении нового материала рассматривались разные ситуации (например, что делать при землетрясении, находясь в квартире, на улице и т.д., то нужно рассмотреть все эти ситуации. Значит группам, парам нужно давать разные ситуации. Можно двум группам одну, другим двум - другую и т.д. Если ситуация только одна, то можно всем одинаковую ситуацию давать.

В конце обязательно пишем форму проверки. Лучше фронтальную. Тогда все послушают и обсудят эти ситуации.

 

Для формирования и закрепления умений на уроках ОБЖ можно использовать методы:

Упражнение

Данный метод применяется, в основном, для отработки умений оказания первой помощи.

Оформляем так:

Упражнение.

Работа в парах. Учащиеся отрабатывают действия по наложению жгута на верхние и нижние конечности.

 

Практическая работа

Практическая работа.

Работа в группах по 3 человека. Учащиеся выполняют задание:

1 и 5гр. Наложение повязки на плечо

2 и 6 гр. Наложение повязки на предплечье.

3 и 7 гр. Наложение повязки на голень.

4 и 8 гр. Наложение повязки на стопу.

Форма проверки

Чаще всего, практическая работа осуществляется в парной форме.

 

8. Решение ситуационных задач (с вариантами ответа, со стандартной ситуацией или с измененными условиями)

Обратите внимание, на этом этапе задачи даются с вариантами ответа или без вариантов, если ситуация совсем простая, стандартная.

Решать задачи также можно в разной форме организации УПД. Так же как и в АКС, если формируются умения действовать или оказывать ПП в разных ситуациях, то нужно предложить ситуации на все умения. Можно давать по одной ситуации каждой группе (паре), можно по две.

Оформляем так:

Решение ситуационных задач.

Работа в группах по 4 человека (парах, индивидуально, фронтально). Группам выдаются разные задачи, например:

1. В школе случился пожар. Вы находитесь на 4 этаже. Из коридора в кабинет поступает дым. Что вы будете делать? Определите последовательность ваших действий:

а) придерживаясь схемы эвакуации, будете продвигаться к выходу

б) наденете ватно-марлевую повязку

в) вызовете пожарных

2. Вы живёте в квартире на 1 этаже. Нечаянно уронили зажженную спичку на ковёр, началось небольшое возгорание. Что вы будете делать? Выберите правильный вариант ответа:

а) спрыгнете из окна и будете кричать о помощи

б) возьмёте необходимые вещи, документы и покинете квартиру

в) сами потушите небольшой огонь, пока он не сжёг всю комнату и квартиру

Фронтальная проверка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: