Бытие как исходная категория философии

ЛЕКЦИЯ №9

По учебной дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕМА: «ОНТОЛОГИЯ - ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ»

ВОПРОСЫ

1. Бытие как исходная категория философии. Уровни и формы бытия в мире.

2. Материя как субстанция бытия, ее структура и свойства.

3. Основные принципы и законы развития бытия в мире.

 

Цель: уяснить специфику онтологии как раздела философии, выявить сущность бытия и осмыслить его уровни, формы и способы существования в мире.

Задачи:

Ø раскрыть философский смысл категории бытие, ее значение в удовлетворении человеческой потребности в целостном представлении о мире,

Ø показать, какую роль в данном аспекте играет философское понятие материи и ее атрибутов,

Ø дать общую характеристику диалектики как теории развития бытия.

Основные понятия: онтология, картина мира, бытие, реальность, действительность, бытие мира, бытие в мире, формы бытия, материя, движение, пространство, время.

 

ВВЕДЕНИЕ

Предыдущие лекции были посвящены истории философии, сегодняшняя лекция – это раздел философии под названием онтология, что означает учение о сущности, существовании и формах развития мира.

Слово «онтология» впервые употребил в философии немецкий профессор Марбургского университета Рудольф Гоклениус в своей работе «Философский лексикон» (1613 год).  Далее его употребление в философии было закреплено в философской системе т.ж немецкого мыслителя Христиана Вольфа (1679-1754).

Само слово «онтология» происходит от двух греческих слов:

Ø «онтос», что означает сущее;

Ø «логос» – учение.

Таким образом, этимологически слово «онтология» означает учение о сущем. Соответственно под «сущим» в философии понимают «совокупность многообразных проявлений бытия», а под «бытием» – реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Является синонимом понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Бытие, субстанция, материя, дух, пространство-время, бесконечность

Из всех этих разъяснений следует, что онтология есть раздел философии, в котором представлено учение о совокупности многообразных проявлений объективной реальности. Далее, онтология определяется как «учение о бытии как таковом, как раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего».

Онтология (ontos – сущее, logos – учение, греч.) - учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии. Онтология изучает всё, что существует и гарантирует это существование Онтологический вопрос является исходным любого мировоззрения и любой философии как проясненного мировоззрения.

Основные онтологические проблемы: 1) что есть бытие? 2) бытие (мир) един или многообразен? 3 устойчив или изменчив? 4) конечен или бесконечен? 5) чем реальное отличается от фантастического?

Предпосылки возникновения онтологии. Можно условно выделить два вида причин обращения людей к онтологическим проблемам –гносеологический и психологический. Гносеологический (познавтельный) интерес связан с любопытством – желанием добраться до конечных ответов о мироустройстве.На заре человечества, архаичному сознанию бытие мира представлялось образно: существовал миф о «мировом дереве», доступно представляющем всем людям, что есть человек, природа, жизнь. Вертикальная ось дерева символизирует три космических зоны: небесное, земное и подземное царство; во времени – символ прошлого, настоящего и будущего. К каждой части дерева можно отнести отдельные виды животных – птицы-звери-змеи. По-горизонтали схема соответствовала сторонам света, временам года, человеческим действиям...

Смысл психологических предпосылок помогает раскрыть филология. Действительно, называя предметы, люди явно (как в немецком, английском) или неявно (в русском, украинском), употребляют связку «есть». («Это есть человек», «это- роза» и т.д.). Почему мы настаиваем на этой связке? Ответ – слова «есть» и «быть» существуют для самоутверждения и обретения человеком уверенности. Этому предшествовали неуверенность и сомнение - следствия подмеченной Гераклитом Эфесским изменчивости вещей, включая человеческую жизнь. Совр. исп. ф-ф Х.О.-и-Гассет говорил, что причиной употребления людьми связки «есть», является «глубоко спрятанное в сознании человека сомнение в бытийности», страх перед небытием, ничто. «Вы спрашиваете в чём смысл философии? – В том, чтобы учиться внимать бытию – с бесконечным восторгом, удивлением и благодарностью. – И ни в чём другом? – Решительно ни в чём».

 

БЫТИЕ КАК ИСХОДНАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии, этот вопрос возник вместе с зарождением философии и связан с переходом от мифологического к теоретико-философскому мировоззрению (от мифа к логосу).

Для мыслителей древней Индии таким первоначалом является Брахма — священная сила. Она все созидает, все поддерживает и все хранит.

Для мыслителей древнего Китая первоначалом мира является Дао. «Дао — мать всех вещей». Оно первоначало и завершение всего.

Мыслители античности ищут то основание, которое высвечивает все многообразие мира, является предпосылкой познания конкретных состояний мира, обеспечивает проникновение в его сущность. В греческой философии проблемы бытия только обозначаются, ответы на них носят синкретичный характер, т.е. вплетены в мифологические, натурфилософские, познавательные, космологические представления.

Античные натурфилософы, в основном "досократики" (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое "бытие вообще", поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия "бытие", а также поиск организующих принципов и начал бытия. Поскольку космос воспринимается ими как чувственно-предметная упорядоченная действительность, то поиск первоначала замыкается на физическую реальность.

Для Фалеса таким основанием является ВОДА, для Анаксимена — ВОЗДУХ, для Гераклита —ОГОНЬ.

ВОДА по ФАЛЕСУ – это активная субстанция и источник жизни в самом прямом смысле, т.е. жизнь как бы содержится в воде и передается всему живому. Если для нас рыба существует отдельно от воды, то в учении Фалеса она как бы возникает из неё. Одной из причин такого выделения роли воды считается зависимость ионийских греков от моря как среды передвижения и источника основных жизненных благ. Вода – это вечно текучая влага, вода живая, питающая и рождающая из себя всё.

 При всей фрагментарности наших сведений об учении Фалеса, можно утверждать, что в его учении вода фигурировала именно как «живая стихия», т.е. саморазвивающаяся одушевленная первичная субстанция, магически содержавшая в себе весь потенциал становления мира.

В качестве «первоначальной стихии» АНАКСИМЕН рассматривал ВОЗДУХ, который материален (как вода), но в то же время незримо присутствует везде (подобно апейрону). Материальные вещи, по Анаксимену, образованы в результате сгущения воздуха. Души и боги также рождены из воздуха. Огонь Анаксимен рассматривал как результат расширения воздуха, а небесные светила он считал огненными шарами, плавающими в воздухе. Небесная твердь в его космогонии отсутствовала. В этом плане его система близка к современным представлениям о вселенной, как совокупности сосредоточенных масс, распределенных в «пустом» пространстве.

САМ термин «БЫТИЕ» впервые употребил ПАРМЕНИД (540-480гг. д.н.э.). В философии Парменида можно обнаружить познавательный (гносеологический) и ценностный (аксиологический) смысловые аспекты этого понятия. Первый был обусловлен потребностью в систематизации представлений древнегреческих философов о мироустройстве, когда понятий «космос», и «архе» оказалось недостаточно для выполнения интегрирующей функции натурфилосфии. Второй смысл понятия «бытие» связан был с поиском понятия для обозначения устойчивой универсальной формы жизни, альтернативной представлениям о ее изменчивости, выраженных в знаменитом афоризме Гераклита (544-483 гг.до н.э.) − «Все течет, все меняется».

С помощью этого термина Парменид обобщил универсальные представления о бытии-космосе как сфейросе -шаре, увиденном образно-умственно, мифо-рационально. Бытие сферично, охватывает космос-универсум, землю и небо. (Для нас небо –лишь оптический эффект при восприятии глазом космич. пространства в планетарной атмосфере). Поэтому для Парменида мышление и бытие - одно и тоже. Одновременно, поскольку человек-микрокосм, занимает в сфере свое место, бытие является устойчивой основой жизни. В самом первоначальном приближении Парменид под бытием понимал все существующее, все, что живет, что есть, что "бытует".

В отличии от Гераклита Эфесского (ок.544-483) и софистов, считавших сущее зыбким (все, зримое глазом течет, изменяется», переходит в небытие, Парменид утверждал, что «бытие неизменно и неподвижно»., ибо все, о чем мы только помыслим, сразу приобретает статус существования, становится бытием.

ПЛАТОН впервые разделил мир надвое отделил подлинное бытие – идеи-сущности, эйдосы, невидимые глазом, но доступные внимательному «взгляду» ума, от мира теней – зримой глазами.

АРИСТОТЕЛЬ конкретизировал, (наполнил новым содежанием) натурфилософские представления о мире. Он сгруппировал все сущее в общие роды и виды - категории. Родами сущего являются: бытие потенциальное и актуальное ( их можно определить лишь как одно через другое. Например, как отличие между слепым и закрывшим глаза – 1-ый- актуально слеп, 2-ой- лишь в потенции. Зерно - колос в потенции); бытие случайное (акцидентальное) и по необходимости; наконец, бытие как истина. Этот тип бытия характеризует человеческий ум: (соответсвие/несоответсвие мыслей действительности). Виды бытия – Аристотель назвал «категории». Всего философ насчитал их 10: - субстанция (сущность), количество, качество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться.

Взгляды Платона разделяли и философы Средневековья. В религиозной философии деление мира сохраняется: истинное, высшее бытие БОГ - духовный, божественный мир. а остальной мир зависит от него. Поэтому смысл творений божьих, предметов и людей – приобщение к этому высшему бытию. Человек способен к проникновению в мир божественный благодаря вере.

В Новое время отчетливо различаются приоритеты бытия – материальное-идеальное (материализм-идеализм). Философы-идеалисты: Фихте, Гегель, приоритет отдали мышлению; а материалисты, Ламетри, К.Маркс… материальному, природному мир.

В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

Эти два направления дают противоположные ответы на вопрос, что является сутью бытия, его первоначалом – идеальное или материальное? Или что первично, сознание или материя? Этот вопрос об отношении мышления к бытию называется основным вопросом философии. Для идеалистов первично идеальное, дух, сознание, а материальное вторично, для материалистов первична материя, а сознание, идеальное вторично.

       Христианская религия является примером философского идеализма. В соответствии с религиозными канонами всемогущий Бог сотворил за шесть дней весь материальный мир, т.е. божественный разум породил материю. 

       Материалистический подход рассматривает природу как несотворенную, в результате эволюции неживой природы возникает живое, в результате эволюции живой природы возникает человеческое сознание, т.е. материя порождает сознание.

       Эти два противоположных подхода все существующее выводят из одного первоначала, а потому являются по сути монистическими, но история философии знает и другие варианты ответов.

В трактовке бытия с т.з. первоосновы лежат три подхода:

Ø МОНИЗМ (признает одно сущностное свойство бытия, кторый называется СУБСТАНЦИЯ. первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.) – либо материя либо сознания

Ø ДУАЛИЗМ (признает два первоначала или 2 СУБСТАНЦИИ: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.) -  Рене Декарт (Новое время) считал, что бытие имеет два первоначала, две независимые и равноправные субстанции (дуалистическая точка зрения), это субстанция мышления и субстанция протяженности (пространство, заполненное материей). В этих субстанциях действуют совершенно разные законы, в субстанции мышления действуют законы логики, а в субстанции протяженности – законы физики, механики.

Ø ПЛЮРАЛИЗМ (признает множественность первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.). Есть и плюралистические концепции бытия. По Лейбницу (Новое время) существует множество субстанций-первоначал, он назвал их монадами. Монады обладают интересными свойствами, каждая монада является живым зеркалом вселенной, т.е. обладает информацией о всех остальных монадах.

       При всем различии вариантов ответов о сути бытия, общим для онтологии (как раздела философского знания) является стремление выделить устойчивое в изменчивом, единое во многом, а в конечном счете – отличить бытие от небытия.

Современные философские представления о бытии. В настоящее время чаще принято представлять бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют материальные и идеальные явления, они СОВЕЧНЫ

Бытие - это существование; все то, что существует; что живет, что есть, что бытует;

– это всеохватывающая реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека, а также человек с его сознанием и духовностью.

Категория «бытие» фиксирует:

Ø Убеждение Человека в СУЩЕСТВОВАНИИ мира, самого человека с его сознанием, вещей, состояний, процессов.

Ø Признается, что отдельные явления, процессы, вещи могут возникать, исчезать, но мир в целом СУЩЕСТВУЕТ и СОХРАНЯЕТСЯ

Иногда понятие "бытие" заменяют понятиями "мир", "вселенная", "универсум", "сущее" и др., хотя полного совпадения между ними нет.

В этом отношении понятие "бытие" не совпадает с понятием "реальность" и «действительность».

Реальное – значит существующие в наличии. Реальность (от лат. realis — вещественный, действительный) — истинная форма существования материи, которая является таковой, вне зависимости от её восприятия (в философии) совокупность чувственной данности мира как мира вещей в созерцании и восприятии. Противоположные понятия — «иллюзия», «фантазия», «идеальное». Иногда, под «реальностью» понимают данность объектов в самом широком смысле, и говорят, например, о виртуальной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: