Вопрос. Основные принципы и законы развития бытия в мире

Вам уже знаком вопрос – находится ли мир в движении или нет, т.е. суть мира в стабильности и постоянстве, а движения не существует (Парменид и другие элеаты).

Есть и другие важные фундаментальные вопросы о бытии мира:

- Существуют ли в мире связи или нет (это совокупность не связанных между собой явлений и процессов)?

- Мир является единым целым, системой (т.е. существуют всеобщие законы этого целого) или нет (существуют только конкретные закономерности химические, физические, социальные и т.д.)?

Утвердительные ответы на эти вопросы дает диалектика - концепция наиболее общих законов развития природы, общества и мышления.

Основополагающими принципами диалектики являются - развитие, взаимосвязь, системность.

Развитие – необратимое, закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества.

Взаимосвязь – взаимообусловленность всех явлений и процессо

Системность – детерминированные отношения между отдельными сторонами (элементами) и бытием как целым.

Обычно выделяют следующие исторические этапы развития диалектики (формы диалектики):

1. Стихийная диалектика древнегреческих мыслителей (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). По Гераклиту природа – это непрерывный процесс движения ("все течет, все меняется", "нельзя в одну реку вступить дважды"). Гераклит считал первоосновой огонь, поскольку огонь наиболее подвижен и изменчив. Сократ впервые начал применять термин диалектика, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как учение о познании истинно сущего, достигаемое посредством упражнения ума в созерцании бестелесных "эйдосов" или "идей", не опирающемся на чувственность. Родоначальник науки логики, Аристотель понимал диалектику как способ испытания знания на предмет возможности быть истинным.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Фихте, и в особенности Гегель). Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму, сформулировал основные законы диалектики, осуществил диалектический анализ всех важнейших категорий философии. Поскольку Гегель был идеалистом, вся его диалектика имеет отношение в первую очередь к сфере идеального, это развитие "Абсолютной идеи", развитие мышления, движение, взаимопереход философских категорий (понятий). В то же время Гегель вывел диалектику за рамки движения мысли, увидел диалектику в материальном мире, истории, культуре. По сути, Гегель идет от диалектики идеи к диалектике мира (поскольку материальный мир порождается Абсолютной идеей и является ее инобытием, он также построен по законам диалектики).

3. Материалистическая диалектика или диалектический материализм (Маркс, Энгельс и т.д.) наоборот, идет от диалектики материального мира к диалектике осознающего этот мир человеческого сознания (если материальному миру присущи законы диалектики, то и отражающее в понятиях этот мир человеческое сознание не может не быть диалектическим).

4. Иные варианты диалектики 20 столетия, в которых предлагаются различные принципы взаимоотношений противоположностей (противоположности играют особую роль в диалектике), от их гармонического синтеза до трагически непримиримого противостояния (например, негативная диалектика Адорно).

Содержание принципов диалектики раскрывается в системе категорий и законах диалектики. Философские категории – это предельно общие, универсальные понятия. Наиболее общая философская категория – бытие. Диалектическую систему категорий разработал Гегель, это парные категории: сущность – явление, причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, единичное - общее, форма – содержание, часть – целое и так далее. По Гегелю, это именно система категорий, все они взаимосвязаны, и они развиваются, переходя друг в друга.

Законы диалектики (закон – это объективный, необходимый, существенный и повторяющийся вид связей между явлениями).

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Вскрывает причину развития явлений. Все явления содержат в себе диалектические противоречия, внутренние противоположности, которые борются между собой, и эта борьба является причиной саморазвития явлений. К примеру, живая природа – это множество изменяющихся видов животных, которые конкурируют между собой, борются, и именно благодаря этой борьбе выживают наиболее приспособленные виды, а значит, происходит развитие, эволюция всей живой природы.

2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Описывает механизм развития, показывает поступательность развития. Первоначально в явлениях происходит накопление количественных изменений, которые, дойдя до определенной меры, порождают новое качество. К примеру, студент пытается понять математическое доказательство, час пытается разобраться в чужом конспекте, еще час разбирается по учебнику, еще два часа разбирается по другому учебнику, и, наконец, его усилия дают результат, количество переходит в качество – он понимает сложное доказательство.

3. Закон отрицания отрицания или двойного отрицания. Характеризует форму и направленность развития, его цикличность. Первая фаза развития (первое отрицание) – это переход явления в свою противоположность, вторая фаза (второе отрицание) – как бы возврат к первоначальному состоянию, но на качественно ином уровне. Например, философия античности негативно воспринималась средневековыми религиозными философами-богословами как языческая (первое отрицание), так же негативно относились мыслители эпохи Возрождения к средневековой схоластической философии (второе отрицание). Эпоха Возрождения потому и называется эпохой Возрождения, что возрождалась античная культура и античная философия, но это не было простым возвратом в исходную точку, к античной философии, поскольку философия Возрождения использовала и достижения средневековой философии. Характеризуя развитие, Гегель использует модель разворачивающейся спирали, развитие происходит по спирали, поступательно, циклично, с "возвратом", но на качественно ином уровне.

Законы диалектики как бы с трех разных позиций описывают самое существенное, что происходит при любом развитии, в любой области бытия. Пример проявления первого закона приведен из области живой природы, второго – из процесса познания, третьего – из истории философии, но следует подчеркнуть, что это всеобщие законы диалектики и их можно увидеть в любых областях бытия.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи (принцип взаимосвязи), взаимообусловленности (принцип системности) и развитии (принцип развития), противоположный подход называется метафизикой, здесь явления рассматриваются как неизменные, вне системы, вне зависимости друг от друга, отрицаются внутренние противоречия (как источник развития). Разновидностями метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Догматизм базируется на метафизически одностороннем, схематически окостеневшем мышлении. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений и отрицание развития знания составляют суть догматизма.

Софистика представляет из себя другую крайность, это этический, социальный и иной релятивизм, отрицание объективности истины. Софистика добивается кажущейся истины субъективным путем, используя в споре и доказательствах неправильные доводы и всякого рода уловки, маскируя их внешней, формальной правильностью, к примеру, вырывая события из их связей с другими событиями, применяя закономерности одной группы явлений к другой группе, используя гибкость понятий и многозначность терминов.

Эклектика осуществляет механическое соединение, смешение различных, даже противоположных принципов, теорий и взглядов, демонстрируя неумение целостного, системного осмысления действительности.

Выводы:

Диалектическое мышление как познавательно-творческий процесс возникает вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития человеческого общества, степенью осмысления диалектики бытия. Диалектическое мышление является необходимым условием успешной и разумной ориентации человека в мире, а также условием преобразования этого мира в интересах людей.

По сути, европейская философия начинается с онтологической проблематики, и категория бытие является одной из самых древних философских категорий. Многие мыслители прошлого и современные строили свои философские концепции, основываясь на определенном понимании категории бытия, которая действительно представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. В то же время философское понимание бытия близко, созвучно самым сокровенным глубинам человеческой жизни, тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высшего напряжения духовных и нравственных сил. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: