Доступность статистических данных о деятельности МВД

Статистика о состоянии преступности, криминальная статистика, т.е. количественная информация, появляющаяся в ходе учета преступлений, работы полиции, следствия и суда, крайне важна для информированного государственного управления.

Во-первых, данные криминальной статистики можно рассматривать как отражение действительного, существующего реальности уровня преступности. Но поскольку преступность находится в тени общественной жизни, достоверная криминальная статистика требует дисциплинированной учетной политики. В проблемных областях, где учет затруднен или невозможен, на помощь приходит криминология, которая заполняет пропуски за счет теоретических построений.

Во-вторых, криминальная статистика рассказывает многое о правоохранительных органах. Другими словами, она отражает не реальное положение дел, а картину работы правоохранительных органов. Таким образом, криминальная статистика может использоваться не только для изучения преступности, но и для исследования самой правоохранительной системы, создающей статистику.

В-третьих, криминальная статистика содержит информацию о жертвах и объектах преступлений. Это позволяет оценить ущерб, который наносит обществу преступность. При ограниченных бюджетах правоохранительных органов разумно направлять ресурсы на борьбу с теми видами преступлений, которые причиняют наибольший общественный ущерб. Ранжировать же виды преступлений по степени их вреда для общества в целом невозможно без опоры на достоверную и полную криминальную статистику.

Основой для формирования статистики о состоянии преступности являются документы первичного учета – статистические карточки. Их заполнение производится сотрудниками всех правоохранительных органов. Техническую аккумуляцию информации в электронном виде осуществляют Информационные центры (ИЦ) Управлений МВД по субъектам федерации и Главный информационно-аналитический центр МВД Российской Федерации (ГИАЦ МВД).

На официальном сайте МВД ежемесячно в формате PDF публикуются отчеты о состоянии преступности в России (mvd.ru/Deljatelnost/statistics). Данные публикуются нарастающим итогом (то есть в разделе январь-март будут содержаться данные за 1 квартал года). В этих отчетах МВД отражает сведения в целом по России, независимо от органа, который зарегистрировал преступление или принял по нему решение. Для отдельных позиций в отчете о состоянии преступности приведены и сведения об органах расследования. Отдельные показатели доступны на уровне субъектов федерации.

Аналитические службы правоохранительных органов не в состоянии обработать весь объем собираемой информации, а аналитики «со стороны» (ученые, журналисты, общественные деятели), как правило, не всегда имеют к ней доступ. Только в 1989 году, после долгой борьбы советских криминологов за снятие грифов секретности со статистики о преступности, были сняты ограничения на публикацию свободных данных о зарегистрированных преступлениях. Однако после этого фактическая степень открытости данных практически не менялась – шаг к открытости был сделан, но оказался единственным. Кроме отдельных показателей, агрегированных несколько раз, детализированная статистика о преступлениях остается информацией ограниченного доступа. В определенной степени это связано с нормативным регулированием.

Некоторые территориальные органы МВД (на сайтах управлений по субъектам федерации) публикуют ежедневные сводки о наиболее значимых происшествиях, почти все из которых представляют собой какой-либо вариант отчета участкового уполномоченного полиции перед населением (при этом существуют варианты от справок о работе отдельных участковых до отчета в целом службы участковых по району), в котором содержится детальная информация о работе и состоянии преступности на уровне районов или административных участков, и отчеты руководителей ОВД. То есть движение в сторону информирования общества о своей постоянной работе со стороны полиции существует. Именно поэтому нам представляется важным подчеркнуть, что представители МВД не обязаны сохранять пассивную позицию в деле раскрытия востребованной обществом информации. Напротив, важным шагом была бы инициатива Министерства по предложениям изменения законодательства, готовность раскрывать данные, позволяющие сформировать современный подход к анализу преступности и иной уровень понимания работы полиции. Необходимо отметить, что обязанность ведения государственного статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы с 2012 года возложена на Генеральную прокуратуру РФ. Однако сбор детализированной статистики по-прежнему осуществляется через информационные центры МВД.

Именно поэтому специалисты в первую очередь ожидают данных от МВД. Независимо от того, какое ведомство станет в итоге ответственным за публикацию более детализированной статистики о состоянии преступности, мы считаем важным в следующих разделах показать, какие современные требования к такой статистике существуют, и почему публикуемой статистики недостаточно.

Таким образом, возможна позиция, предполагающая первичные статистические данные не подлежащими свободному разглашению или распространению, поскольку они используются только в целях формирования официальной статистической информации.

 

АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД ЗА 2016 ГОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: