Рекомендации по повышению открытости статистической информации о деятельности МВД

 

Неотъемлемым элементом реализации политики доступности и открытости полиции является наличие информации о самом МВД, его территориальных органах, отделах полиции, их работе.

В 2014 г. был проведен мониторинг присутствия МВД России в сети Интернет [8]. В его ходе были получены данные о количестве размещенной на сайтах полиции новостной информации, соответствии контента требованиям нормативно-правовой базы, актуальности баз данных, контактов и иной информации об уровне информационной активности, включая присутствие в социальных сетях. Отдельно был оценен технический уровень администрирования и оформления сайтов, имеющих унифицированную структуру и единые технологические возможности для размещения контента.

В целом мониторинг сайтов территориальных органов МВД России показал повышение технического уровня работы с контентом, однако для многих сайтов были характерны такие недостатки, как наличие недействующих ссылок, некорректная настройка обязательных модулей (например, модуля приема обращений), размещение на главной странице большого числа банеров и прочей графической информации, затрудняющих ориентацию на сайте.

В ходе дальнейших исследований были отмечены как положительные тенденции в представлении информации об МВД России, его структуре и территориальных органах, так и отрицательные: данные об участковых уполномоченных не всегда актуальны, на сайтах территориальных управлений зачастую не указаны имена руководителей отделов полиции, а порой отсутствуют даже адреса отделов. Положительно отмечаются сервисы поиска участковых, приложение по поиску отдела полиции и возможность получения государственных услуг [1].

Одним из немаловажных направлений развития взаимодействия с населением является создание сайтов полиции населенных пунктов. При наличии таких сайтов гражданам было бы намного проще узнавать о работе правоохранительных органов, оставлять заявления, предложения и свои комментарии о деятельности полиции.

Официально необходимость разработки локальных сайтов полиции не утверждена, однако некоторые органы и управления МВД по районам и городам создают такие сайты самостоятельно. В этом заметно стремление наиболее приближенных к населению подразделений полиции наладить контакт с гражданами, предоставить полезную и интересную для них информацию. Примерами могут быть сайты Сатки (http://ovd- satka.ru/), Трехгорного (http://ovd.trg.ru/), Набережных Челнов (http://uvd.nabchelny.ru/).

В заключение отметим, что представленность МВД и его территориальных органов в сети Интернет развивается по пути унификации сайтов, что, с одной стороны, упрощает получение информации о работе ведомства. Но с другой стороны, разделы сайтов часто остаются недозаполненными, в том числе отсутствует информация для граждан, наличие которой предусмотрено законом (контактные данные, номера телефонов доверия, сведения о работе с обращениями граждан, о противодействии коррупции, информация об общественных советах МВД). Одновременно нет тенденции к повышению понятности для граждан информации, особенно связанной с обжалованием деятельности работников полиции и детализацией структуры и компетенции различных подразделений МВД. Положительная тенденция отмечается в развитии сервисов для граждан, отнесенных к государственным услугам. Но при этом на сайтах правоохранительных органов отсутствуют какие-либо сервисы, относящиеся непосредственно к основной деятельности МВД России, то есть к профилактике и раскрытию преступлений. Стоит отметить, что в современной зарубежной практике регистрация заявлений о преступлениях является едва ли не самым приоритетным видом онлайн-сервисов, создаваемых подразделениями полиции.

В рамках проведенного исследования представляется необходимым предложить следующие рекомендации по повышению эффективности реализации политики информационной открытости и доступности полиции:

— следует сосредоточить усилия на публикации в формате открытых данных детальной криминальной статистики;

— предоставить свободный доступ к подробным результатам и массивам данных опросов общественного мнения о работе полиции;

— обеспечить соответствие содержания всех сайтов органов МВД требованиям действующего законодательства о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— содействовать созданию и развитию сайтов районного уровня;

— провести кампанию с целью разъяснения гражданам того, что только данные, представленные в определенных доменных группах (mvd.ru, gibdd.ru, petrovka38.ru), являются официальными;

— обеспечить информатизацию дежурных частей для работы с населением, включая:

• создание унифицированной страницы каждой дежурной части в РФ;

• публикацию контактов на странице каждой дежурной части;

• публикацию расписания работы каждой дежурной части;

• раскрытие на странице дежурной части статистики преступлений на подведомственной территории;

— создать сервисы онлайн-регистрации всех видов правонарушений и преступлений, онлайн-отслеживания статуса заявлений граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на наличие в России детализированной статистики о преступлениях, она недоступна для общества. Публикуемые данные разрозненны, к моменту публикации несколько раз агрегированы, непригодны для анализа. В то время, как современными тенденциями в мире становится публикация открытых данных, если и агрегированных, то максимум до муниципального/районного уровня, и их обработка проводится методами экономического анализа, в России публикация и работа с данными криминальной статистики отстает на десятилетия.

Причиной закрытости сейчас являются и недостатки нормативного регулирования (ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», позволяющая относить детализированные данные о состоянии преступности к информации ограниченного доступа), и отсутствие системного движения МВД в сторону раскрытия необходимых обществу данных. При этом можно отметить стремление отдельных территориальных органов МВД и отделов полиции к предоставлению информации. Они размещают документы, содержащие детальную информацию о работе и состоянии преступности на уровне районов или административных участков. Но без комплексного подхода к публикации данных, без предоставления их по общим стандартам и в машиночитаемом виде они остаются бесполезными и не способствуют пониманию работы полиции и повышению доверия общества. Такой комплексный подход не может быть выработан без активной позиции МВД, основанной на стремлении открыть данные в сотрудничестве с другими ведомствами, ответственными за единый статистический учет преступлений, сообщений и заявлений о них.

 

Список литературы

 

1. Брусникина С.Н.. Правовая статистика: Учебное пособие, тесты по дисциплине, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2004. – 132 с.

2. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАН Елисеевой И.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.: ил.

3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 с:

4. Правовая статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД/ [В.Н. Демидов и др.]; под ред. Казанцева С.Я., Лебедева С.Я, Иншакова С.М.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 271 с.

5. Кучмаева О.В. Социальная статистика: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 288 с.

6. Правовая статистика: учеб.пособие для студентов очного, очно- заочного и заочного отделений Института права и предпринимательства // Папушина С.Н. - Архангельск: САФУ, 2010. - 124 с.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат.сб. /ЮНИСЕФ, Росстат М.: 2013

8. Россия в цифрах. 2013: Стат.сб./ЮНИСЕФ, Росстат М.: 2013

9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013: Стат.сб./ЮНИСЕФ, Росстат М.: 2013

10. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник.— М.: Юристъ, 2017. — 588 с.

11. Официальный портал ТВЦ// Режим доступа: http://www.tvc.ru/news/show/id/57376

12. Официальный сайт компании «КосультантПлюс»// Режим доступа: http://www.consultant.ru/

13. Российская Газета// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/12/13/spice-anons.html

14. Информационное Агентство России// Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1743670

15. Федеральная служба государственной статистики// Режим доступа: http://gks.ru/

16. Федеральная служба исполнения наказаний// Режим доступа: http://fsin.su/

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: