Главные ступени лада

Главные ступени лада – это 1, 4, и 5 ступень. I ступень называется – ТОНИКА и обозначается буквой T (t). Трезвучие построенное от 1 ступени называется – тоническим.

 

IV ступень лада называется – СУБДОМИНАНТА и обозначается буквой S (s). Трезвучие построенное от 4 ступени лада называется – субдоминантовым.

 

V ступень лада называется – ДОМИНАНТА и обозначается буквой D (d). Трезвучие, построенное от 5 ступени лада называется – доминантовым.

 

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53.

 

ИНТЕРВАЛ – это расстояние между двумя звуками (с латинского «расстояние»). Если 2 звука интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим интервалом, а от вершины к основанию – нисходящим интервалом.

Интервал определяется двумя величинами: тоновой и ступеневой.

Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая.

Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые интервалы.

Всего - 8 простых интервалов:

  1. Прима - 1, первая (звучание двух звуков в унисон, унисон означает объединение звуков)
  2. Секунда - 2, вторая
  3. Терция - 3, третья
  4. Кварта - 4, четвертая
  5. Квинта - 5, пятая
  6. Секста - 6, шестая
  7. Септима - 7, седьмая
  8. Октава - 8, восьмая

 

Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными.

В пределах октавы образуются следующие интервалы:

1. Чистая прима = 0 т.
2. Малая секунда = 1/2 т.
3. Большая секунда = 1 т.
4. Малая терция = 1,1/2 т.
5. Большая терция = 2 т.
6. Чистая кварта = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистая квинта = 3,1/2 т.
10. Малая секста = 4 т.
11. Большая секста = 4,1/2 т
12. Малая септима = 5 т.
13. Большая септима = 5,1/2 т.
14. Чистая октава = 6 т.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава.

К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.

Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание. Слово диссонанс означает резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: "не звучит", или "неприятно звучит".

К консонирующим интервалам относятся:

а) чистая прима -  (ч1) чистая октава -     (ч8) весьма совершенный консонанс;
б) чистая кварта -  (ч4) чистая квинта -          (ч5) совершенный консонанс;
в) малая терция -  (м3) большая терция -  (б3) малая секста -      (м6) большая секста -   (б6) несовершенный консонанс.

К диссонирующим интервалам относятся: малая секунда (м2), большая секунда (б2), малая септима (м7), большая септима (б7).

ЧИСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ:

ПРИМА – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1). В натуральном мажоре ч1 строится на всех ступенях.

КВАРТА – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 с половиной тона – она чистая (ч4). В натуральном мажоре ч4 строится – на всех ступенях, кроме 4 ступени.

КВИНТА – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 с половиной тона – она чистая (ч5). В натуральном мажоре ч5 строится – на всех ступенях, кроме 7 ступени.

ОКТАВА – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8). В натуральном мажоре ч8 строится на всех ступенях.

МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ ИНТЕРВАЛЫ:

СЕКУНДА – содержит 2 ступени. Если секунда содержит пол тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2). В натуральном мажоре м2 строится – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на 1, 2, 4, 5, 6 ступенях.

ТЕРЦИЯ – содержит 3 ступени. В малой терции – полтора тона (м3), в большой – 2 тона (б3). В натуральном мажоре м3 строится – на 2, 3,6, 7 ступенях, а б3 – на 1, 4, 5 ступенях.

Все интервалы в мажоре и миноре делятся на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы (1, 3, 5, ступени). 

Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения в устойчивые звуки. Разрешение интервалов происходит 2 способами:

  1. Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
  2. Если в интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.

СЕКВЕНЦИЯ – это повторение какого-либо отрезка мелодии от различных ступеней лада или на определённый интервал.

РАЗМЕР 3/8 – это простой трёхдольный размер. Он показывает, что в такте 3 доли и каждая = восьмой. Первая доля – сильная, вторая и третья – слабые. Считаем: раз-два-три.

 

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: