Главные ступени лада – это 1, 4, и 5 ступень. I ступень называется – ТОНИКА и обозначается буквой T (t). Трезвучие построенное от 1 ступени называется – тоническим.
IV ступень лада называется – СУБДОМИНАНТА и обозначается буквой S (s). Трезвучие построенное от 4 ступени лада называется – субдоминантовым.
V ступень лада называется – ДОМИНАНТА и обозначается буквой D (d). Трезвучие, построенное от 5 ступени лада называется – доминантовым.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53.
ИНТЕРВАЛ – это расстояние между двумя звуками (с латинского «расстояние»). Если 2 звука интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим интервалом, а от вершины к основанию – нисходящим интервалом.
Интервал определяется двумя величинами: тоновой и ступеневой.
Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая.
Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.
Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые интервалы.
Всего - 8 простых интервалов:
- Прима - 1, первая (звучание двух звуков в унисон, унисон означает объединение звуков)
- Секунда - 2, вторая
- Терция - 3, третья
- Кварта - 4, четвертая
- Квинта - 5, пятая
- Секста - 6, шестая
- Септима - 7, седьмая
- Октава - 8, восьмая
Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными.
В пределах октавы образуются следующие интервалы:
1. Чистая прима = 0 т.
2. Малая секунда = 1/2 т.
3. Большая секунда = 1 т.
4. Малая терция = 1,1/2 т.
5. Большая терция = 2 т.
6. Чистая кварта = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистая квинта = 3,1/2 т.
10. Малая секста = 4 т.
11. Большая секста = 4,1/2 т
12. Малая септима = 5 т.
13. Большая септима = 5,1/2 т.
14. Чистая октава = 6 т.
К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава.
К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.
Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.
Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание. Слово диссонанс означает резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: "не звучит", или "неприятно звучит".
К консонирующим интервалам относятся:
а) чистая прима - (ч1) чистая октава - (ч8) | весьма совершенный консонанс; |
б) чистая кварта - (ч4) чистая квинта - (ч5) | совершенный консонанс; |
в) малая терция - (м3) большая терция - (б3) малая секста - (м6) большая секста - (б6) | несовершенный консонанс. |
К диссонирующим интервалам относятся: малая секунда (м2), большая секунда (б2), малая септима (м7), большая септима (б7).
ЧИСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ:
ПРИМА – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1). В натуральном мажоре ч1 строится на всех ступенях.
КВАРТА – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 с половиной тона – она чистая (ч4). В натуральном мажоре ч4 строится – на всех ступенях, кроме 4 ступени.
КВИНТА – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 с половиной тона – она чистая (ч5). В натуральном мажоре ч5 строится – на всех ступенях, кроме 7 ступени.
ОКТАВА – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8). В натуральном мажоре ч8 строится на всех ступенях.
МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ ИНТЕРВАЛЫ:
СЕКУНДА – содержит 2 ступени. Если секунда содержит пол тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2). В натуральном мажоре м2 строится – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на 1, 2, 4, 5, 6 ступенях.
ТЕРЦИЯ – содержит 3 ступени. В малой терции – полтора тона (м3), в большой – 2 тона (б3). В натуральном мажоре м3 строится – на 2, 3,6, 7 ступенях, а б3 – на 1, 4, 5 ступенях.
Все интервалы в мажоре и миноре делятся на устойчивые и неустойчивые.
Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы (1, 3, 5, ступени).
Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения в устойчивые звуки. Разрешение интервалов происходит 2 способами:
- Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
- Если в интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.
СЕКВЕНЦИЯ – это повторение какого-либо отрезка мелодии от различных ступеней лада или на определённый интервал.
РАЗМЕР 3/8 – это простой трёхдольный размер. Он показывает, что в такте 3 доли и каждая = восьмой. Первая доля – сильная, вторая и третья – слабые. Считаем: раз-два-три.