ВСТУПЛЕНИЕ
Учреждения дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств): школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы согласно Положению, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016, в своей деятельности руководствуются Конституцией и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников – к выбору профессии в области культуры и искусств.
В соответствии с Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятым Постановлением Народного Совета 19.06.2015 (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС), в учреждениях дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.
|
|
Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
Государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств определяют Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы), утвержденные Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 156-ОД от 28.07.2016 г., и устанавливают требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, так как этот предмет развивает музыкальные способности учеников. Правильное и систематическое хоровое обучение с детских лет есть основой общей музыкальной культуры, и является первой ступенью в мир музыки.
Актуальность программы заключается в раннем музыкальном развитии ребенка, позволяющем наиболее точно определить его перспективы с учетом музыкальных способностей.
Исполнение этой задачи ставит перед учащимся хорового отделения возможность подготовки в дальнейшем к обучению на дирижёрско-хоровом отделении в музыкальных училищах и консерватории. Но для того, чтобы дети, которые поступают на это отделение, имели хотя бы элементарные представления о хоровом дирижировании в школах искусств, где открыты хоровые отделения, необходимо вводить с первого класса понятие о хоровом дирижировании, а с пятого класса – чтение партитур и дирижирование (элементарное представление о технике дирижирования).
|
|
Этим и обусловлено место предмета по выбору «Чтение хоровых партитур и дирижирование» в комплексе специальных дисциплин учебного плана хорового отделения школы искусств и музыкальной школы.
Предмет «Чтение хоровых партитур и дирижирование» ставит перед собой цель:
· научить детей понимать хоровое искусство, познакомить с народной песней в обработке выдающихся композиторов, а также хоровыми произведениями классического наследия;
· развить в учениках способность самостоятельной работы над партитурой, умение её анализировать;
· познакомить детей с основными элементами дирижирования.
Класс
Цель: подготовка к обучению на хоровом отделении в детской музыкальной школе или школе искусств.
Задачи:
обучающие:
· развитие музыкального слуха, интонационных данных, музыкальной памяти;
развивающие:
· раскрытие и выявление музыкальных способностей ребенка;
· развитие у детей координации между слухом и голосом;
· развитие творческой активности, художественного вкуса, накопление музыкальных впечатлений;
воспитательные:
· воспитание любви к музыке;
· развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке, приучение детей к дисциплине и труду.
Специфика музыкального воспитания в 0 классе определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на учащихся 5-7 летнего возраста.
Формы и режим занятий.
Форма занятий – урок.
Продолжительность урока – 45 мин.
Изучаемые предметы:
· сольное пение;
· сольфеджио;
· хоровое пение.
Контрольный урок – I полугодие.
Переводной академконцерт – II полугодие.
На начальном этапе происходит координация слуха и голоса, перестройка голосового аппарата с речевой функции на певческую, формируются все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание.
Раздел 1. Вокальные упражнения (сольное пение)
1.1. Певческая установка – правильное положение корпуса, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя.
1.2. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов. Приобретение начальных вокально-хоровых навыков.
1.3. Работа над дыханием – спокойный бесшумный вдох, смена дыхания между фразами.
1.4. Работа над звуком – правильно открытый рот, пение без напряжения, правильное формирование гласных. Упражнения по развитию звукообразования и звуковедения. Упражнения на расширение диапазона.
1.5. Развитие артикуляции и дикции. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, короткое произношение согласных в конце слова. Выделение логического ударения. Дикционные упражнения.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа
2.1. Работа над интонацией, унисоном, динамикой, ритмом.
2.2. Работа над текстом. Разбор текста в доступной учащимся форме с объяснением незнакомых слов и с выражением.
2.3. Усвоение дирижерских жестов преподавателя.
2.4. Разучивание произведения по слуху, развитие музыкальной памяти.
2.5. Работа над исполнением музыкального произведения – характеристика содержания, анализ средств выразительности.
2.6. Подготовка к концертным выступлениям. Умение вести себя на сцене. Применение элементов театрализации для раскрытия художественного образа.
|
|
Ориентировочный репертуар для контрольных уроков
1. | Попатенко Т. «Маме песенку пою» | сост. Конотоп А. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Вып. 85 – М., 1988. |
2. | Ефимов В. «Пляска» | сост. Конотоп А. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Вып. 85 – М., 1988. |
3. | Меньших И. «Дождик-огородник» | сост. Вавилова Н. «Солнышко, свети». Песенник для малышей. Музыка – М., 1978. |
4. | Шаинский В. «Семь дорожек» | сост. Бодренков С. «Песни для октябрят». Советский композитор – М., 1989. |
5. | Савельев Б. «Большой хоровод» | сост. Бодренков С. «Песни для октябрят». Советский композитор – М., 1989. |
6. | Шаинский В. «Ужасно интересно все то, что неизвестно» | Шаинский В. «Будет песенка». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. Советский композитор – М., 1981. |
7. | РНП «Не летай, соловей» обр. Попова В. | Попов В. «Русские народные песни для детей» МузычнаУкрайина – Киев, 1987. |
Первый класс
1. Понятие про звуковую высотность. Голос – низкий, высокий.
2. Понятие инструментальной и вокально-хоровой музыки. Разница.
3. Одноголосные мелодии. Движения вверх, вниз постепенно и скачкообразно.
4. Размер 2/4, 3/4.
5. Мелодии в тональностях до двух знаков в ключе.
6. Игра мелодии одной рукой, затем другой.
7. Пение мелодии – сольфеджирование и пение со словами.
8. Простейший анализ (размер, автор произведения, движения мелодии, различие тона и полутона).
9. Знакомство с двухголосием.