Ориентировочный репертуар для контрольных уроков

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Учреждения дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств): школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы согласно Положению, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016, в своей деятельности руководствуются Конституцией и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников – к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятым Постановлением Народного Совета 19.06.2015 (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС), в учреждениях дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств определяют Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы), утвержденные Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 156-ОД от 28.07.2016 г., и устанавливают требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, так как этот предмет развивает музыкальные способности учеников. Правильное и систематическое хоровое обучение с детских лет есть основой общей музыкальной культуры, и является первой ступенью в мир музыки.

Актуальность программы заключается в раннем музыкальном развитии ребенка, позволяющем наиболее точно определить его перспективы с учетом музыкальных способностей.

Исполнение этой задачи ставит перед учащимся хорового отделения возможность подготовки в дальнейшем к обучению на дирижёрско-хоровом отделении в музыкальных училищах и консерватории. Но для того, чтобы дети, которые поступают на это отделение, имели хотя бы элементарные представления о хоровом дирижировании в школах искусств, где открыты хоровые отделения, необходимо вводить с первого класса понятие о хоровом дирижировании, а с пятого класса – чтение партитур и дирижирование (элементарное представление о технике дирижирования).

Этим и обусловлено место предмета по выбору «Чтение хоровых партитур и дирижирование» в комплексе специальных дисциплин учебного плана хорового отделения школы искусств и музыкальной школы.

Предмет «Чтение хоровых партитур и дирижирование» ставит перед собой цель:

· научить детей понимать хоровое искусство, познакомить с народной песней в обработке выдающихся композиторов, а также хоровыми произведениями классического наследия;

· развить в учениках способность самостоятельной работы над партитурой, умение её анализировать;

· познакомить детей с основными элементами дирижирования.

 

Класс

Цель: подготовка к обучению на хоровом отделении в детской музыкальной школе или школе искусств.

Задачи:

обучающие:

· развитие музыкального слуха, интонационных данных, музыкальной памяти;

развивающие:

· раскрытие и выявление музыкальных способностей ребенка;

· развитие у детей координации между слухом и голосом;

· развитие творческой активности, художественного вкуса, накопление музыкальных впечатлений;

воспитательные:

· воспитание любви к музыке;

· развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке, приучение детей к дисциплине и труду.

Специфика музыкального воспитания в 0 классе определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на учащихся 5-7 летнего возраста.

Формы и режим занятий.

Форма занятий – урок.

Продолжительность урока – 45 мин.

Изучаемые предметы:

· сольное пение;

· сольфеджио;

· хоровое пение.

Контрольный урок – I полугодие.

Переводной академконцерт – II полугодие.

    На начальном этапе происходит координация слуха и голоса, перестройка голосового аппарата с речевой функции на певческую, формируются все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание.

Раздел 1. Вокальные упражнения (сольное пение)

1.1. Певческая установка – правильное положение корпуса, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя.

1.2. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов. Приобретение начальных вокально-хоровых навыков.

1.3. Работа над дыханием – спокойный бесшумный вдох, смена дыхания между фразами.

1.4. Работа над звуком – правильно открытый рот, пение без напряжения, правильное формирование гласных. Упражнения по развитию звукообразования и звуковедения. Упражнения на расширение диапазона.

1.5. Развитие артикуляции и дикции. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, короткое произношение согласных в конце слова. Выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа

2.1. Работа над интонацией, унисоном, динамикой, ритмом.

2.2. Работа над текстом. Разбор текста в доступной учащимся форме с объяснением незнакомых слов и с выражением.

2.3. Усвоение дирижерских жестов преподавателя.

2.4. Разучивание произведения по слуху, развитие музыкальной памяти.

2.5. Работа над исполнением музыкального произведения – характеристика содержания, анализ средств выразительности.

2.6. Подготовка к концертным выступлениям. Умение вести себя на сцене. Применение элементов театрализации для раскрытия художественного образа.

Ориентировочный репертуар для контрольных уроков

1. Попатенко Т. «Маме песенку пою» сост. Конотоп А. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста.                     Вып. 85 – М., 1988.
2. Ефимов В. «Пляска» сост. Конотоп А. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста.                  Вып. 85 – М., 1988.
3. Меньших И. «Дождик-огородник» сост. Вавилова Н. «Солнышко, свети». Песенник для малышей. Музыка – М., 1978.
4. Шаинский В. «Семь дорожек» сост. Бодренков С. «Песни для октябрят». Советский композитор – М., 1989.
5. Савельев Б. «Большой хоровод» сост. Бодренков С. «Песни для октябрят». Советский композитор – М., 1989.
6. Шаинский В. «Ужасно интересно все то, что неизвестно» Шаинский В. «Будет песенка». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. Советский композитор – М., 1981.
7. РНП «Не летай, соловей» обр. Попова В. Попов В. «Русские народные песни для детей» МузычнаУкрайина – Киев, 1987.

 

Первый класс

1. Понятие про звуковую высотность. Голос – низкий, высокий.

2. Понятие инструментальной и вокально-хоровой музыки. Разница.

3. Одноголосные мелодии. Движения вверх, вниз постепенно и скачкообразно.

4. Размер 2/4, 3/4.

5. Мелодии в тональностях до двух знаков в ключе.

6. Игра мелодии одной рукой, затем другой.

7. Пение мелодии – сольфеджирование и пение со словами.

8. Простейший анализ (размер, автор произведения, движения мелодии, различие тона и полутона).

9. Знакомство с двухголосием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: