Задача 1. По приведенным данным (табл.3.1) определить конкурентную позицию швейной фирмы «Дана» на рынке и сделать выводы относительно управления конкурентоспособностью ее потенциала.
Решение:
Перенесем данные таблицы 3.1. в матрицу определения конкурентоспособности единицы продукции (табл.3.2), рассчитав при этом общий ранг единицы продукции (Rangi) каждого предприятия, которое принимает участие в оценке и показатель конкурентоспособности продукции (KSopia).
Таблица 3.1
Результаты ранжирования швейных предприятий и их продукции
Потребительские свойства швейных изделий
| |||||||||||||||
№ п/п | Швейная фирма | Цена
| Известность
| Внешний вид | Внутренняя обработка | Гарантия | Долговеч-ность | ||||||||
руб. | ранг | балл | ранг | балл | ранг | +/- | ранг | Год | ранг | балл | ранг | ||||
1 | Дана | 47 | 10 | 9 | + | 5 | 9 | ||||||||
2 | Владычица | 51 | 7 | 5 | - | 1 | 4 | ||||||||
3 | КСМ | 50 | 6 | 2 | - | 4 | 2 | ||||||||
4 | Катюша | 45 | 8 | 6 | + | 4 | 7 | ||||||||
5 | Ласточка | 53 | 2 | 2 | - | 5 | 3 | ||||||||
6 | Желань | 59 | 9 | 8 | - | 3 | 8 | ||||||||
7 | Юность | 43 | 4 | 3 | + | 2 | 6 | ||||||||
Вес потребительского свойства
| 0,13 | 0,19 | 0,4 | 0,08 | 0,12 | 0,08 |
Таблица 3.2
Матрица определения конкурентоспособности единицы продукции
Вес индикатора (Vagaj) |
0,13 |
0,19 |
0,4 |
0,08 |
0,12 |
0,08 | Rangi | KSopia | |||||||||
№ п/п | Швейная фирма | Цена
| Известность
| Внешний вид
| Внутрен-няя обра-ботка | Гарантия | Долговеч-ность | ||||||||||
руб. | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | ||||||
1 | Дана | 47 | 10 | 9 | + |
| 5 | 9 | |||||||||
2 | Владычица | 51 | 7 | 5 | - |
| 1 | 4 | |||||||||
3 | КСМ | 50 | 6 | 2 | - |
| 4 | 2 | |||||||||
4 | Катюша | 45 | 8 | 6 | + |
| 4 | 7 | |||||||||
5 | Ласточка | 53 | 2 | 2 | - |
| 5 | 3 | |||||||||
6 | Желань | 59 | 9 | 8 | - |
| 3 | 8 | |||||||||
7 | Юность | 43 | 4 | 3 | + |
| 2 | 6 | |||||||||
Взвешенный относительно индикатора общий ранг единицы продукции (Rangi) каждого предприятия, которое принимает участие в массиве оценки, рассчитывается по формуле (3.1):
(3.1)
где Rij – ранг единицы продукции с индикатором j для предприятия i.
Vagaj – вес индикатора j, установленный экспертным путем.
|
|
После установления общих рангов определяется предприятие - лидер (L), которые имеет наименьший ранг и предприятие-аутсайдер (А) с наибольшим рангом по данной единице продукции, а также диапазон расстояния аутсайдера от лидера по формуле (3.2):
(3.2)
Диапазон расстояния аутсайдера от лидера дает представление о различиях предприятий в конкурентной среде, а именно:
- Принадлежит ли предприятие к кругу лидеров или аутсайдеров?
- Выгодное ли у него положение в зоне ожидания нападения?
- Правильно ли предприятие использует свои возможности?
Радиус круга лидеров (аутсайдеров) равняется четверти от диапазона расстояния аутсайдера от лидера (Dv), а именно:
RangL - RangL +¼ Dv — круг лидеров;
RangL +¼ Dv - RangL +½ Dv — зона ожидания нападения;
RangL +½ Dv - RangL +¾ Dv — зона неиспользованных возможностей;
RangL +¾ Dv - RangA — круг аутсайдеров.
Вывод.
Таблица 3.2
Матрица определения конкурентоспособности единицы продукции
Вес индикатора (Vagaj) |
0,13 |
0,19 |
0,4 |
0,08 |
0,12 |
0,08 | Rangi | KSopia | |||||||||
№ п/п | Швейная фирма | Цена
| Известность
| Внешний вид
| Внутрен-няя обра-ботка | Гарантия | Долговеч-ность | ||||||||||
руб. | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | ||||||
1 | Дана | 47 | 3 | 10 | 1 | 9 | 1 | + | 1 | 5 | 1 | 9 | 1 | 1,18 | 1 | ||
2 | Владычица | 51 | 5 | 7 | 4 | 5 | 4 | - | 4 | 1 | 7 | 4 | 5 | 4,25 | 0,23441 | ||
3 | КСМ | 50 | 4 | 6 | 5 | 2 | 7 | - | 4 | 4 | 3 | 2 | 7 | 5,19 | 0 | ||
4 | Катюша | 45 | 2 | 8 | 3 | 6 | 3 | + | 1 | 4 | 3 | 7 | 3 | 2,63 | 0,6384 | ||
5 | Ласточка | 53 | 6 | 2 | 7 | 2 | 6 | - | 4 | 5 | 1 | 3 | 6 | 5,11 | 0,01995 | ||
6 | Желань | 59 | 7 | 9 | 2 | 8 | 2 | - | 4 | 3 | 5 | 8 | 2 | 2,85 | 0,58354 | ||
7 | Юность | 43 | 1 | 4 | 6 | 3 | 5 | + | 1 | 2 | 6 | 6 | 4 | 4,31 | 0,21945 | ||
Конкурентоспособность единицы продукции (KSopia) определяется по формуле (3.3):
(3.3)
Таким образом, установлено, что лидером среди швейных фабрик является предприятие «Дана», т.к. Rang1 = min = 1,18. Аутсайдером в отрасли является предприятие «КСМ», Rang5 = max = 5,19.
Диапазон расстояния аутсайдера от лидера составит:
Учитывая значение диапазона расстояния можно утверждать, что если:
1,18 < Rangi ≤ 2,18 - то предприятие находится в кругу лидеров;
2,18 < Rangi ≤ 3,185 - предприятие находится в зоне ожидания нападения;
3,185 < Rangi < 4,188 - предприятие находится в зоне неиспользованных возможностей;
4,188 < Rangi < 5,19 - предприятие находится в кругу аутсайдеров.
Следовательно, лидером является предприятие «Дана»; в зоне ожидания нападения находятся предприятия «Желань» и «Катюша»; круг аутсайдеров — «Владычица», «Юность», «КСМ», «Ласточка».
Вывод. Предприятие «Дана» занимает лидирующее положение на рынке, но существует реальная угроза от ее ближайших конкурентов — «Желань» и «Украина». Стратегия управления конкурентоспособностью изделий и потенциала предприятия «Дана» должна опираться на следующие положения:
- ценообразование на предприятии должно соответствовать качеству изделий;
- силуэт и внешний вид изделий должны постоянно совершенствоваться;
- потенциал технологического персонала нужно повысить за счет привлечения к производству высококвалифицированных работников, что повлияет на качество внутренней обработки изделия и повысит рейтинг его надежности и долговечности.