Упражнения для мышц плечевого пояса и рук

IV.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГИМНАСТИКЕ

Спортивная гимнастика - наиболее яркая и богатая материалом раз­новидность «технико-эстетических» видов спорта, предмет которых -искусство владения собственным телом. Первая из определяющих осо­бенностей всех подобных видов спорта - искусственный характер дви­жений (в отличие от естественных локомоций - ходьбы, бега, прыжков, бытовых, рабочих движений и др.). Эта особенность делает гимнастику (а также акробатику, художественную гимнастику, прыжки в воду, прыжки на батуте, фигурное катание на коньках, прыжки во фристайле и др.) не только отличной от других видов спорта, но и во многом дру­гом определяет специфику подготовки спортсменов, особенно если они ориентированы на долголетнее совершенствование и высокие достиже­ния.

Вторая, не менее важная особенность технико-эстетических видов спорта, в особенности гимнастики, - громадное изобилие структурно разнообразных и бесконечно разных по сложности и трудности движе­ний. В связи с этим весь многолетний процесс подготовки высококвали­фицированного гимнаста (гимнастки) представляет собой непрерывную работу по освоению и совершенствованию новых, как правило, все бо­лее сложных упражнений. Как только и если этот процесс - в примене­нии к конкретному спортсмену - приостанавливается, то останавлива­ется и прогрессирование гимнаста, начинается закат его спортивной карьеры.

Вместе с тем ни один, даже самый талантливый спортсмен, не в со­стоянии освоить весь громадный потенциальный гимнастический мате­риал. Так, гимнаст экстра-класса (мужчина) за всю свою спортивную


карьеру способен удовлетворительно освоить (на шести видах много­борья) не более 200-300 элементов, требующих обучения. Между тем, как показывают исследования, только на перекладине принципиально исполнимо не менее 2000 элементов (от группы А и выше). В целом на всех видах мужского и женского многоборья возможно исполнение не менее 12-15 тысяч упражнений современного типа, включая элементы, ранее никем не исполнявшиеся, но биомеханически вполне реальные.

Сказанное выше означает, что в процессе подготовки перспектив­ных спортсменов специалисты, тренеры должны уметь уверенно, про­фессионально точно отбирать рабочий материал специальной техничес­кой подготовки, предъявляя к нему ряд требований.

Основные из них:

1. На всех этапах начальной и углубленной подготовки гимнаст (гим­настка), ориентированные на возможно более высокие спортивные дос­тижения, должны осваивать и в дальнейшем совершенствовать испол­нение тех и только тех элементов и технических компонентов движе­ний, которые могут и должны использоваться на протяжении длительного времени (практически - всю спортивную карьеру), становясь базовой основой долговременной технической подготовки. Соответственно это­му, из программы подготовки гимнастов должны решительно устранять­ся «сорные» элементы, к которым относятся не только те упражнения, которые оказываются бесполезными в перспективе (и, таким образом, отвлекают на себя рабочие ресурсы спортсмена), но и в особенности те, которые могут быть в дальнейшем вредными в плане отрицательного переноса двигательного навыка.

2. Преимущественное внимание должно уделяться своевременному и высококачественному освоению базовых упражнений, являющихся ключевыми в отношении перспективного совершенствования гимнас­та. Особую роль играет освоение базовых упражнений, являющихся ядром целых семейств структурно родственных упражнений, т.е. про­филирующих упражнений (см. ниже).

3. Освоение базовых упражнений предполагает тщательную прора­ботку учебных и соревновательных упражнений всех уровней сложнос­ти. Это:

-школа- элементарные навыки, связанные с начальными осно­вами техники и стилем исполнения на всех видах многоборья (см. раз-Дел хореографии, упражнения для освоения рабочей осанки на снаря­дах и др.);

-базовые блоки- сложные навыки, входящие в состав цело­стного движения - бросковые махи, отталкивания ногами и руками, сальтовые вращения в полете, повороты вокруг продольной оси, балан­сирование в стойках на руках и ногах, приземление и др. Яркий образец


34


Спортивная гимнастика


Техническая подготовка


35


 


упражнений типа «базового блока» - т.н. «санжировки», несущие в себе целый комплекс полезных навыков, необходимых для исполнения махо­вых движений на перекладине и брусьях разной высоты;

-связующие и э н е р г о о б е с п е ч и в а ю щ и е эле­менты- движения с переходом из виса в упор или обратно, «гладкие» обороты и круги, размахивания в висах и упорах, серийные акробати­ческие перевороты и др.;

-профилирующие элемент ы-целостные базовые дви­жения, представляющие семейства структурно и технически родствен­ных упражнений и наиболее эффективные в плане положительного пере­носа навыка на другие упражнения этого семейства, например - сальто выпрямившись акробатическое или на перекладине, отвечающее цело­му ряду специальных требований (см. ниже практический материал на видах многоборья)1;

-базовые соединения и комбинации (с включе­нием необходимых базовых элементов различных уровней сложности и их соединений, также требующих выработки специальных навыков свя­зующих действий).

4. Совершенствование сложных базовых навыков, особенно про­филирующих, требует выполнения не только формальных условий ра­зучивания, но и специальных, в том числе параметрических условий, связанных со скоростью движения, высотой или дальностью полета, количеством успешных контрольных повторений, способностью вы­полнять упражнение в различных соединениях, в различном физичес­ком состоянии и, что в особенности важно, со способностью созна­тельно варьировать движение по параметрическим и структурным признакам, что является основой надежности исполнения и гаранти­ей сохранения пластичности навыка, необходимой для его совершен­ствования, модернизации и т.д. Иначе говоря, базовый навык - это не только то, что следует освоить, но и то, как нужно выполнять дан­ное упражнение.

5. Совершенствование и поддержание навыков исполнения базовых упражнений должно предусматривать регулярное повторение и подкреп-

1 Следует различать понятия «базового» и «профилирующего» упражнения. Любое профилирующее упражнение является базовым, в то время как не всякий базовый элемент - профилирующий. Так, высокий уровень владения сальто вып­рямившись на перекладине (профилирующего «бланша») открывает путь к ус­пешному освоению целого ряда структурно родственных движений, число кото­рых исчисляется десятками - сальто с поворотами, двойные, комбинированные сальто и проч. В то же время хорошо освоенный акробатический переворот назад -важнейший базовый, но не профилирующий навык, т.к. он, по существу, едини­чен, поскольку «семейства фляков», представляющего интерес в плане базовой подготовки гимнастов, акробатов, фактически не существует.


пение не только тех базовых элементов, которые соответствуют уровню текущей подготовленности (квалификации) гимнаста, но и ранее осво­енных элементов относительно невысокой трудности, сохраняющих свое базовое значение. Так, гимнаст достигший уровня введения в произ­вольную программу тройного сальто, должен регулярно возобновлять, «освежать» в тренировке навык исполнения более простых, но базовых сальто-мортале - двойного (в полугруппировке и т.д.) и даже одинарно­го сальто выпрямившись.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ БАЗОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Упражнения, составляющие программный материал специаль­ной технической подготовки (СТП), осваиваются на основе методики, имеющей определенную специфику. Она сводится к необходимости применения ряда приемов, позволяющих осуществ­лять СТП наиболее рационально и эффективно. Прежде всего это каса­ется формы и методики предъявления заданий.

Регламентация задания. При разучивании и совер­шенствовании базового упражнения необходимо отсекать, в меру технических возможностей, все ненужные в данном конкретном случае компоненты движения. Так, при отработке отталкивания руками в опорном прыжке желательно строить тренировочное уп­ражнение таким образом, чтобы исполнителю не требовался в каж­дом повторении разбег и отталкивание ногами от мостика (кото­рые можно заменить, например, наскоком с батута, имитациями у опоры и т.д.).

Концентрация элементов. Многие базовые упражне­ния представляют собой технические «мелочи», которые могут рацио­нально компоноваться в одном более емком упражнении (комбинации), предназначенном для выполнения в едином подходе. Характерный при­ем этого рода -циклизация движений, когда в одном подходе мо­жет неоднократно, в технически удобной форме повторяться один и тот же цикл базовых элементов. Например, на коне: круг правой влево -обратное скрещение вправо - перемах левой назад - круг левой вправо -обратное скрещение влево - перемах правой назад и далее снова весь Цикл.

Мультиплицирование движений. В ряде случаев становится возможным многократное повторение в подходе одного и того же двигательного действия, движения, по возможности вообще без введения посторонних связующих, тем более «сорных» движе-


36


Спортивная гимнастика


Техническая подготовка


37


 


ний. Наиболее характерные примеры - это последовательное испол­нение упражнений, могущих замыкаться на самих себе: кругов, скре­щений, оборотов, размахиваний, санжировок, акробатических пере­воротов. Этот прием представляет собой, фактически, разновидность приема концентрации движений, но особенно характерен тем, что дает возможность максимально сосредоточить внимание на ощущениях, сопровождающих исполнение одних и тех же быстро повторяющих­ся, но ничем «не разбавленных» двигательных действий. Если такое мультиплицирование невозможно в чистом виде, то целесообразно применение приема циклизации с формированием предельно корот­ких циклов и минимального числа необходимых связующих (небазо­вых) элементов.

Экономия ресурсов. Интенсивная работа над базовыми упражнениями, тем более однотипными, их многократное повторение в процессе занятия связаны с интенсивным расходованием ресурсов и со­ответственно - утомлением и локальной утратой валидности (усталос­тью отдельных мышечных групп, нарастающими болевыми ощущения­ми в опорных звеньях, нервным, эмоциональным утомлением, вызван­ным данным упражнением, и т.д.). Экономия этих ресурсов, включая рабочее время, отнимаемое в пользу базовой подготовки у других ви­дов работы, - необходимое условие эффективной работы гимнаста. От­части это условие выполняется благодаря приемам, уже описанным выше. Существенно облегчается работа спортсмена также в тех случа­ях, когда она может осуществляться на фоне оптимальной помощи из­вне, оказываемой тренером непосредственно или, что особенно важно, -с использованием вспомогательных снарядов, технических средств обу­чения. Наиболее ценно применение с этой целью упругих и умягченных снарядов, разнообразных средств страховки, снарядов с измененной гео­метрией, учитывающих возраст и реальные параметры тела юных гим­настов.

Самостоятельность в работе. По мере углубления гимнастов в материал базовой подготовки роль тренера как руководи­теля процесса обучения-тренировки должна в разумной степени снижать­ся. При прохождении программы базовой технической подготовки ши­роко применяется фронтально-групповой метод работы, когда гимнас­там, особенно в группах начальной подготовки, даются несложные, но важные задания, требующие многократного повторения, но не нуждаю­щиеся в особом контроле, страховке и т.д. Организуя занятия и делая работу учеников не только более самостоятельной и сознательной (при сохранении ее качества и безопасности), тренер постепенно «вытесняет себя», выигрывая время для менее рутинной, в том числе индивидуали­зированной работы.


ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

МУЖСКИЕ ГРУППЫ

Ниже приводятся программные упражнения по всем видам мужского и женского многоборья, а также материал по специальной технической и функциональной подготовке посредством упражнений на батуте и материала по хореографии.

Материал излагается в тематически-гнездовом виде: выделяется структурная группа упражнений, объединенная одним или несколькими навыками («вис, набор маха и размахивания в висе», «большие оборо­ты» и т.д.). Для этой группы даются базовые упражнения, а также свя­занные с ними служебные элементы, без освоения которых работа над базовыми движениями невозможна или затруднительна (например, ка­тегория упражнений, исполняемых в висах сзади или с полувыкрутами, включает в себя не только базовые упражнения этого вида, но и такие упражнения, как обороты через вис согнувшись, «продевы», движения дугой назад и др.).

В определенных случаях одни и те же или сходные упражнения дают­ся в разных «гнездах» (например, бросковые размахивания в висе хва­том сверху на перекладине проходят не только по группе «вис, набор маха...», но и по группе «хваты и перехваты», поскольку выполнение последних непосредственно связано с маховой работой.

Каждое упражнение программы (под цифровой нотацией) приводит­ся в терминологической форме с необходимыми уточнениями, относя­щимися к технике исполнения («броском» и т.п.).

Особое значение придается описанию технических требований к ос­воению данного упражнения. Данные требования исходят из представ­ления о наиболее совершенном исполнении упражнения, фактически не всегда доступном для гимнастов в массе. Поэтому процесс базовой технической подготовки, осуществляемый по данной программе, пред­ставляет собой постепенное, посильное для каждого занимающегося при­ближение к уровню освоения упражнения, намеченного программными техническими требованиями.

Вместе с тем следует учитывать, что формальное разучивание уп­ражнения без учета этих требований резко снижает качество базо­вой технической подготовки гимнаста, гимнастки и лишает их перс­пективы серьезного спортивного совершенствования.

Материал, представленный в данном разделе программы, достаточ­но велик, и не всем занимающимся может быть доступен в полном объе­ме. Поэтому тренер имеет возможность выбора, при условии, что во



38 ____________________________________________    Спортивная гимнастика

всех случаях в практической работе должны быть представлены все базовые (в особенности «профилирующие») упражнения.

Основной материал программы технической подготовки составля­ют упражнения, имеющие самостоятельную ценность и могущие исполь­зоваться в качестве соревновательных упражнений. Описаны только основные формы базовых упражнений на видах многоборья, включая их наиболее типичные (не второстепенные) усложнения. Ориентируясь на эти структурные формы, тренеру следует творчески дополнять про­граммный материал, учитывая в том числе индивидуальные особеннос­ти и возможности учеников. Нужно также учитывать, что процесс осво­ения и, в особенности, совершенствования наиболее сложных и труд­ных упражнений, начатый в рамках обучения и тренировки в ДЮСШ, ДЮСШОР, может и часто должен продолжаться на этапе высшего спортивного мастерства, за пределами, обозначенными данной Програм­мой.

Некоторую часть материала составляют упражнения только учебно-тренировочного (не соревновательного) характера, важные, однако, для специальной технической подготовки гимнастов и гимнасток. Эти уп­ражнения должны использоваться при составлении учебно-тренировоч­ных, базовых комбинаций, вводиться в состав контрольных'упражне-ний при проверке технической готовности занимающихся, при тестиро­вании на предмет отбора в следующую категорию учебной группы или для участия в соревнованиях.

Весь программный практический материал по технической подго­товке изложен ниже в развернутой табличной форме. Упражнения дают­ся под цифровой нотацией, позволяющей обойтись без текстуальных повторений и пользоваться ссылками на аналогичные упражнения в раз­ных видах подготовки, а также при сопоставлении программ СТП для гимнастов и гимнасток.


Техническая подготовка ___________________________________________     39


сдвигаться по годам. Соответственно этому буквенные символы, условно обозначающие фазу работы над упраж­нением, повторяются применительно к одному и тому же упражнению, что означает возможность выбора индивиду­ально доступных сроков и состояний разучивания данного элемента.

Здесь и далее в разделах, посвященных видам многоборья, в записи упражнений и технических требованиях к их исполнению используются сокращения (как правило, понятные из контекста и являющиеся производными от приня­тых гимнастических терминов). Наиболее типичные из них (расшифровка имен существительных дается в имени­тельном падеже с учетом возможных лексических вариаций):

б. - большой, более                                                     перехв. - перехват

бл. - ближний                                                             пл. - плечо, плечевой

вп. - вперед                                                                пол. - положение

впр. - вправо                                                              пр. - прыжок

вр.-врозь                                                                    р.-рука

гориз., гор. - горизонталь, горизонтальный                    р.в. - разной высоты (брусья)

гр. - градус                                                                 разн. - разный

дв. -движение                                                             св. - сверху

др. - другой                                                                сгиб., сг. - сгибание

ж. - жердь                                                                  сз. - сзади

и.п., исх. пол. - исходное положение                             сн. -снизу

исп. - исполнение, исполняется                                    согнувш., согн. - согнувшись

кон. пол., к.п. - конечное положение                              ст. - стойка

м. - мах                                                                      статич. - статический

н.ж. - нижняя жердь                                                     таз. сует. - тазобедренный сустав

наз., н. - назад                                                            уп. - упор

об., обор.-оборот                                                        упр. - упражнение

обр. - обратный                                                          хв. - хват

пер. - перекладина




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




Техническая подготовка________,_____________________________ 207

8. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ-МУЖЧИН

Хореография, как компонент технической подготовки, по понят­ным причинам наиболее характерна для процесса подготовки гимнас­ток. Однако ее значение достаточно велико и для гимнастов-мужчин. Без систематической работы на основе классической хореографии (в особенности на начальных этапах подготовки) в настоящее время не­возможно воспитание гимнаста достаточно высокого класса, владею­щего основами гимнастического стиля, должной культурой движения, необходимой не только при исполнении вольных упражнений, но и при работе на любом гимнастическом снаряде. В настоящем разделе при­водится ориентировочный материал по хореографии, рекомендуемый гимнастам-мужчинам на разных этапах подготовки. Расширенный ком­ментарий к этому разделу технической подготовки см. ниже в анало­гичном параграфе, посвященном хореографической подготовке гим­насток.

Материал для групп НП.

Классический танец.

1. Постановка правильной осанки лицом к опоре, боком в опоре, на
середине зала.

Упражнения у опоры.

2. Деми плие, гран плие по 1-й, 11-й свободным позициям.

3. Батман тандю сэмпль вперед, назад, в сторону, крестом.

4. Батман тандю деми плие.

5. Батман тандю жэтэ вперед, назад, в сторону, крестом.

6. Гран банман жэтэ.

7. Прыжки по основным позициям классического танца (первой и второй свободным), со сменой позиции ног лицом к опоре.

8. Выпады лицом к опоре.

9. Наклоны вперед, назад, в стороны (пор-де-бра).
Упражнения на середине.

1. Ходьба: с носка, на полупальцах, на полупальцах в полуприседе, выпадами, с махами (гран батман жэтэ).

2. Прыжки по основным позициям классического танца (первой и второй свободным), со сменой позиции ног.

3. Вертикальные прыжки, прыжки с поворотом на 180, 360е.

4. Прыжки вертикальные с приходом в глубокий присед.

5.  Повороты приставлением ноги, переступанием, скрестным шагом.
Партерная хореография (см. «Партерная хореография» для де­
вушек).


-^""------------------------------------------------------------------- Спортивная гимнастика


Техническая подготовка __________________________________________ 209


 


Материал для групп У Т. Классический танец.

1. Выполнение пройденных элементов в соединениях.

2. Упражнения на растягивания лицом к опоре, свободная нога впе­реди (деми плие на опорной, наклоны вперед; то же в сторону, стоя близко к опоре, то же в сторону на расстоянии длины ноги - нога в сторону).

1. Батман тандю, пассэ, батман девлоппэ, гран батман жэтэ. Историко-бытовой, народно-сценический, современный танец.

1. Освоение приставных, переменных шагов, шагов польки, галопа, вальса.

2. Элементы русских танцев: основной ход, «веревочка», присядка, ползунок.

3. Элементы в стиле «диско».
Партерная хореография.

(См. раздел «Хореографическая подготовка гимнасток».) Равновесия, повороты, прыжки.

1. Переднее равновесие, боковое равновесие у опоры и на середине.

2. Повороты: соединения из пройденных элементов, разноименный, одноименный поворот на 360°.

3. Повороты махом ноги вперед, назад (у опоры и на середине).

4. То же в выпад.

5. Поворот махом ноги вперед, назад в падение лежа.

6. Прыжки по основным позициям ног.

7. Вертикальные прыжки с поворотом на 180, 360°.

8. Прыжки согнув ноги, согнувшись («щучкой»), прыжки ноги врозь толчком двух ног.

9. Скачки с одной ноги на другую, подскоки.
Материал для групп СС.

Элементы классического танца (у опоры).

1. Соединения из пройденных элементов.

2. Батман фраппэ, дабл батман тандю, гран батман рассэ, гран бат­ман пуантэ, гран батман балансэ.

3. Упражнения на растягивание лицом и боком к опоре в сочетании с подъемом на полупальцы.

Равновесия, повороты, прыжки.

1. Соединения из ранее пройденных элементов.

2. Переднее равновесие в сочетании с падением в упор лежа, с пере­ходом в шпагат переднее равновесие с удержанием рукой.

3. Переднее равновесие в шпагате с наклоном вперед.

4. Боковое равновесие с удержанием рукой, с наклоном в сторону (горизонтальное боковое равновесие).


 

5. Боковое равновесие с наклоном вперед прогнувшись.

6. Боковые равновесия в шпагате.

Повороты типа шэнэ, разноименные, одноименные повороты на 540, 720°.

7. Повороты на 360° с удержанием свободной ноги вперед, в сторону.

8. Повороты в вертикальном равновесии на 360, 540, 720°.

9. Прыжок разножкой с наклоном вперед, прыжок шагом, шагом в сторону, перекидной прыжок.

 

10. Перекидные прыжки одноименные и разноименные в падение (в упор лежа).

11. Одноименный перекидной прыжок с приземлением на толчковую ногу.

12. Сочетания прыжков с падением лежа, в упоры лежа.

13. Прыжок в разножку с поворотом на 90°.

14. Прыжки ноги врозь с поворотом кругом, на 360°, в падение в упор лежа, в глубокий выпад.

15. Вертикальные прыжки с поворотом на 360,540,720° толчком двух, одной ногой с разбега.

16. Бедуинский прыжок.

17. Соединения из пройденных элементов.

Партерная хореография (см. «Хореографическая подготовка гимна­сток».)




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow