IV.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГИМНАСТИКЕ
Спортивная гимнастика - наиболее яркая и богатая материалом разновидность «технико-эстетических» видов спорта, предмет которых -искусство владения собственным телом. Первая из определяющих особенностей всех подобных видов спорта - искусственный характер движений (в отличие от естественных локомоций - ходьбы, бега, прыжков, бытовых, рабочих движений и др.). Эта особенность делает гимнастику (а также акробатику, художественную гимнастику, прыжки в воду, прыжки на батуте, фигурное катание на коньках, прыжки во фристайле и др.) не только отличной от других видов спорта, но и во многом другом определяет специфику подготовки спортсменов, особенно если они ориентированы на долголетнее совершенствование и высокие достижения.
Вторая, не менее важная особенность технико-эстетических видов спорта, в особенности гимнастики, - громадное изобилие структурно разнообразных и бесконечно разных по сложности и трудности движений. В связи с этим весь многолетний процесс подготовки высококвалифицированного гимнаста (гимнастки) представляет собой непрерывную работу по освоению и совершенствованию новых, как правило, все более сложных упражнений. Как только и если этот процесс - в применении к конкретному спортсмену - приостанавливается, то останавливается и прогрессирование гимнаста, начинается закат его спортивной карьеры.
|
|
Вместе с тем ни один, даже самый талантливый спортсмен, не в состоянии освоить весь громадный потенциальный гимнастический материал. Так, гимнаст экстра-класса (мужчина) за всю свою спортивную
карьеру способен удовлетворительно освоить (на шести видах многоборья) не более 200-300 элементов, требующих обучения. Между тем, как показывают исследования, только на перекладине принципиально исполнимо не менее 2000 элементов (от группы А и выше). В целом на всех видах мужского и женского многоборья возможно исполнение не менее 12-15 тысяч упражнений современного типа, включая элементы, ранее никем не исполнявшиеся, но биомеханически вполне реальные.
Сказанное выше означает, что в процессе подготовки перспективных спортсменов специалисты, тренеры должны уметь уверенно, профессионально точно отбирать рабочий материал специальной технической подготовки, предъявляя к нему ряд требований.
Основные из них:
1. На всех этапах начальной и углубленной подготовки гимнаст (гимнастка), ориентированные на возможно более высокие спортивные достижения, должны осваивать и в дальнейшем совершенствовать исполнение тех и только тех элементов и технических компонентов движений, которые могут и должны использоваться на протяжении длительного времени (практически - всю спортивную карьеру), становясь базовой основой долговременной технической подготовки. Соответственно этому, из программы подготовки гимнастов должны решительно устраняться «сорные» элементы, к которым относятся не только те упражнения, которые оказываются бесполезными в перспективе (и, таким образом, отвлекают на себя рабочие ресурсы спортсмена), но и в особенности те, которые могут быть в дальнейшем вредными в плане отрицательного переноса двигательного навыка.
|
|
2. Преимущественное внимание должно уделяться своевременному и высококачественному освоению базовых упражнений, являющихся ключевыми в отношении перспективного совершенствования гимнаста. Особую роль играет освоение базовых упражнений, являющихся ядром целых семейств структурно родственных упражнений, т.е. профилирующих упражнений (см. ниже).
3. Освоение базовых упражнений предполагает тщательную проработку учебных и соревновательных упражнений всех уровней сложности. Это:
-школа- элементарные навыки, связанные с начальными основами техники и стилем исполнения на всех видах многоборья (см. раз-Дел хореографии, упражнения для освоения рабочей осанки на снарядах и др.);
-базовые блоки- сложные навыки, входящие в состав целостного движения - бросковые махи, отталкивания ногами и руками, сальтовые вращения в полете, повороты вокруг продольной оси, балансирование в стойках на руках и ногах, приземление и др. Яркий образец
34
Спортивная гимнастика
Техническая подготовка
35
упражнений типа «базового блока» - т.н. «санжировки», несущие в себе целый комплекс полезных навыков, необходимых для исполнения маховых движений на перекладине и брусьях разной высоты;
-связующие и э н е р г о о б е с п е ч и в а ю щ и е элементы- движения с переходом из виса в упор или обратно, «гладкие» обороты и круги, размахивания в висах и упорах, серийные акробатические перевороты и др.;
-профилирующие элемент ы-целостные базовые движения, представляющие семейства структурно и технически родственных упражнений и наиболее эффективные в плане положительного переноса навыка на другие упражнения этого семейства, например - сальто выпрямившись акробатическое или на перекладине, отвечающее целому ряду специальных требований (см. ниже практический материал на видах многоборья)1;
-базовые соединения и комбинации (с включением необходимых базовых элементов различных уровней сложности и их соединений, также требующих выработки специальных навыков связующих действий).
4. Совершенствование сложных базовых навыков, особенно профилирующих, требует выполнения не только формальных условий разучивания, но и специальных, в том числе параметрических условий, связанных со скоростью движения, высотой или дальностью полета, количеством успешных контрольных повторений, способностью выполнять упражнение в различных соединениях, в различном физическом состоянии и, что в особенности важно, со способностью сознательно варьировать движение по параметрическим и структурным признакам, что является основой надежности исполнения и гарантией сохранения пластичности навыка, необходимой для его совершенствования, модернизации и т.д. Иначе говоря, базовый навык - это не только то, что следует освоить, но и то, как нужно выполнять данное упражнение.
5. Совершенствование и поддержание навыков исполнения базовых упражнений должно предусматривать регулярное повторение и подкреп-
1 Следует различать понятия «базового» и «профилирующего» упражнения. Любое профилирующее упражнение является базовым, в то время как не всякий базовый элемент - профилирующий. Так, высокий уровень владения сальто выпрямившись на перекладине (профилирующего «бланша») открывает путь к успешному освоению целого ряда структурно родственных движений, число которых исчисляется десятками - сальто с поворотами, двойные, комбинированные сальто и проч. В то же время хорошо освоенный акробатический переворот назад -важнейший базовый, но не профилирующий навык, т.к. он, по существу, единичен, поскольку «семейства фляков», представляющего интерес в плане базовой подготовки гимнастов, акробатов, фактически не существует.
|
|
пение не только тех базовых элементов, которые соответствуют уровню текущей подготовленности (квалификации) гимнаста, но и ранее освоенных элементов относительно невысокой трудности, сохраняющих свое базовое значение. Так, гимнаст достигший уровня введения в произвольную программу тройного сальто, должен регулярно возобновлять, «освежать» в тренировке навык исполнения более простых, но базовых сальто-мортале - двойного (в полугруппировке и т.д.) и даже одинарного сальто выпрямившись.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ БАЗОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Упражнения, составляющие программный материал специальной технической подготовки (СТП), осваиваются на основе методики, имеющей определенную специфику. Она сводится к необходимости применения ряда приемов, позволяющих осуществлять СТП наиболее рационально и эффективно. Прежде всего это касается формы и методики предъявления заданий.
Регламентация задания. При разучивании и совершенствовании базового упражнения необходимо отсекать, в меру технических возможностей, все ненужные в данном конкретном случае компоненты движения. Так, при отработке отталкивания руками в опорном прыжке желательно строить тренировочное упражнение таким образом, чтобы исполнителю не требовался в каждом повторении разбег и отталкивание ногами от мостика (которые можно заменить, например, наскоком с батута, имитациями у опоры и т.д.).
|
|
Концентрация элементов. Многие базовые упражнения представляют собой технические «мелочи», которые могут рационально компоноваться в одном более емком упражнении (комбинации), предназначенном для выполнения в едином подходе. Характерный прием этого рода -циклизация движений, когда в одном подходе может неоднократно, в технически удобной форме повторяться один и тот же цикл базовых элементов. Например, на коне: круг правой влево -обратное скрещение вправо - перемах левой назад - круг левой вправо -обратное скрещение влево - перемах правой назад и далее снова весь Цикл.
Мультиплицирование движений. В ряде случаев становится возможным многократное повторение в подходе одного и того же двигательного действия, движения, по возможности вообще без введения посторонних связующих, тем более «сорных» движе-
36
Спортивная гимнастика
Техническая подготовка
37
ний. Наиболее характерные примеры - это последовательное исполнение упражнений, могущих замыкаться на самих себе: кругов, скрещений, оборотов, размахиваний, санжировок, акробатических переворотов. Этот прием представляет собой, фактически, разновидность приема концентрации движений, но особенно характерен тем, что дает возможность максимально сосредоточить внимание на ощущениях, сопровождающих исполнение одних и тех же быстро повторяющихся, но ничем «не разбавленных» двигательных действий. Если такое мультиплицирование невозможно в чистом виде, то целесообразно применение приема циклизации с формированием предельно коротких циклов и минимального числа необходимых связующих (небазовых) элементов.
Экономия ресурсов. Интенсивная работа над базовыми упражнениями, тем более однотипными, их многократное повторение в процессе занятия связаны с интенсивным расходованием ресурсов и соответственно - утомлением и локальной утратой валидности (усталостью отдельных мышечных групп, нарастающими болевыми ощущениями в опорных звеньях, нервным, эмоциональным утомлением, вызванным данным упражнением, и т.д.). Экономия этих ресурсов, включая рабочее время, отнимаемое в пользу базовой подготовки у других видов работы, - необходимое условие эффективной работы гимнаста. Отчасти это условие выполняется благодаря приемам, уже описанным выше. Существенно облегчается работа спортсмена также в тех случаях, когда она может осуществляться на фоне оптимальной помощи извне, оказываемой тренером непосредственно или, что особенно важно, -с использованием вспомогательных снарядов, технических средств обучения. Наиболее ценно применение с этой целью упругих и умягченных снарядов, разнообразных средств страховки, снарядов с измененной геометрией, учитывающих возраст и реальные параметры тела юных гимнастов.
Самостоятельность в работе. По мере углубления гимнастов в материал базовой подготовки роль тренера как руководителя процесса обучения-тренировки должна в разумной степени снижаться. При прохождении программы базовой технической подготовки широко применяется фронтально-групповой метод работы, когда гимнастам, особенно в группах начальной подготовки, даются несложные, но важные задания, требующие многократного повторения, но не нуждающиеся в особом контроле, страховке и т.д. Организуя занятия и делая работу учеников не только более самостоятельной и сознательной (при сохранении ее качества и безопасности), тренер постепенно «вытесняет себя», выигрывая время для менее рутинной, в том числе индивидуализированной работы.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.
МУЖСКИЕ ГРУППЫ
Ниже приводятся программные упражнения по всем видам мужского и женского многоборья, а также материал по специальной технической и функциональной подготовке посредством упражнений на батуте и материала по хореографии.
Материал излагается в тематически-гнездовом виде: выделяется структурная группа упражнений, объединенная одним или несколькими навыками («вис, набор маха и размахивания в висе», «большие обороты» и т.д.). Для этой группы даются базовые упражнения, а также связанные с ними служебные элементы, без освоения которых работа над базовыми движениями невозможна или затруднительна (например, категория упражнений, исполняемых в висах сзади или с полувыкрутами, включает в себя не только базовые упражнения этого вида, но и такие упражнения, как обороты через вис согнувшись, «продевы», движения дугой назад и др.).
В определенных случаях одни и те же или сходные упражнения даются в разных «гнездах» (например, бросковые размахивания в висе хватом сверху на перекладине проходят не только по группе «вис, набор маха...», но и по группе «хваты и перехваты», поскольку выполнение последних непосредственно связано с маховой работой.
Каждое упражнение программы (под цифровой нотацией) приводится в терминологической форме с необходимыми уточнениями, относящимися к технике исполнения («броском» и т.п.).
Особое значение придается описанию технических требований к освоению данного упражнения. Данные требования исходят из представления о наиболее совершенном исполнении упражнения, фактически не всегда доступном для гимнастов в массе. Поэтому процесс базовой технической подготовки, осуществляемый по данной программе, представляет собой постепенное, посильное для каждого занимающегося приближение к уровню освоения упражнения, намеченного программными техническими требованиями.
Вместе с тем следует учитывать, что формальное разучивание упражнения без учета этих требований резко снижает качество базовой технической подготовки гимнаста, гимнастки и лишает их перспективы серьезного спортивного совершенствования.
Материал, представленный в данном разделе программы, достаточно велик, и не всем занимающимся может быть доступен в полном объеме. Поэтому тренер имеет возможность выбора, при условии, что во
38 ____________________________________________ Спортивная гимнастика
всех случаях в практической работе должны быть представлены все базовые (в особенности «профилирующие») упражнения.
Основной материал программы технической подготовки составляют упражнения, имеющие самостоятельную ценность и могущие использоваться в качестве соревновательных упражнений. Описаны только основные формы базовых упражнений на видах многоборья, включая их наиболее типичные (не второстепенные) усложнения. Ориентируясь на эти структурные формы, тренеру следует творчески дополнять программный материал, учитывая в том числе индивидуальные особенности и возможности учеников. Нужно также учитывать, что процесс освоения и, в особенности, совершенствования наиболее сложных и трудных упражнений, начатый в рамках обучения и тренировки в ДЮСШ, ДЮСШОР, может и часто должен продолжаться на этапе высшего спортивного мастерства, за пределами, обозначенными данной Программой.
Некоторую часть материала составляют упражнения только учебно-тренировочного (не соревновательного) характера, важные, однако, для специальной технической подготовки гимнастов и гимнасток. Эти упражнения должны использоваться при составлении учебно-тренировочных, базовых комбинаций, вводиться в состав контрольных'упражне-ний при проверке технической готовности занимающихся, при тестировании на предмет отбора в следующую категорию учебной группы или для участия в соревнованиях.
Весь программный практический материал по технической подготовке изложен ниже в развернутой табличной форме. Упражнения даются под цифровой нотацией, позволяющей обойтись без текстуальных повторений и пользоваться ссылками на аналогичные упражнения в разных видах подготовки, а также при сопоставлении программ СТП для гимнастов и гимнасток.
Техническая подготовка ___________________________________________ 39
сдвигаться по годам. Соответственно этому буквенные символы, условно обозначающие фазу работы над упражнением, повторяются применительно к одному и тому же упражнению, что означает возможность выбора индивидуально доступных сроков и состояний разучивания данного элемента.
Здесь и далее в разделах, посвященных видам многоборья, в записи упражнений и технических требованиях к их исполнению используются сокращения (как правило, понятные из контекста и являющиеся производными от принятых гимнастических терминов). Наиболее типичные из них (расшифровка имен существительных дается в именительном падеже с учетом возможных лексических вариаций):
б. - большой, более перехв. - перехват
бл. - ближний пл. - плечо, плечевой
вп. - вперед пол. - положение
впр. - вправо пр. - прыжок
вр.-врозь р.-рука
гориз., гор. - горизонталь, горизонтальный р.в. - разной высоты (брусья)
гр. - градус разн. - разный
дв. -движение св. - сверху
др. - другой сгиб., сг. - сгибание
ж. - жердь сз. - сзади
и.п., исх. пол. - исходное положение сн. -снизу
исп. - исполнение, исполняется согнувш., согн. - согнувшись
кон. пол., к.п. - конечное положение ст. - стойка
м. - мах статич. - статический
н.ж. - нижняя жердь таз. сует. - тазобедренный сустав
наз., н. - назад уп. - упор
об., обор.-оборот упр. - упражнение
обр. - обратный хв. - хват
пер. - перекладина
Техническая подготовка________,_____________________________ 207
8. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ-МУЖЧИН
Хореография, как компонент технической подготовки, по понятным причинам наиболее характерна для процесса подготовки гимнасток. Однако ее значение достаточно велико и для гимнастов-мужчин. Без систематической работы на основе классической хореографии (в особенности на начальных этапах подготовки) в настоящее время невозможно воспитание гимнаста достаточно высокого класса, владеющего основами гимнастического стиля, должной культурой движения, необходимой не только при исполнении вольных упражнений, но и при работе на любом гимнастическом снаряде. В настоящем разделе приводится ориентировочный материал по хореографии, рекомендуемый гимнастам-мужчинам на разных этапах подготовки. Расширенный комментарий к этому разделу технической подготовки см. ниже в аналогичном параграфе, посвященном хореографической подготовке гимнасток.
Материал для групп НП.
Классический танец.
1. Постановка правильной осанки лицом к опоре, боком в опоре, на
середине зала.
Упражнения у опоры.
2. Деми плие, гран плие по 1-й, 11-й свободным позициям.
3. Батман тандю сэмпль вперед, назад, в сторону, крестом.
4. Батман тандю деми плие.
5. Батман тандю жэтэ вперед, назад, в сторону, крестом.
6. Гран банман жэтэ.
7. Прыжки по основным позициям классического танца (первой и второй свободным), со сменой позиции ног лицом к опоре.
8. Выпады лицом к опоре.
9. Наклоны вперед, назад, в стороны (пор-де-бра).
Упражнения на середине.
1. Ходьба: с носка, на полупальцах, на полупальцах в полуприседе, выпадами, с махами (гран батман жэтэ).
2. Прыжки по основным позициям классического танца (первой и второй свободным), со сменой позиции ног.
3. Вертикальные прыжки, прыжки с поворотом на 180, 360е.
4. Прыжки вертикальные с приходом в глубокий присед.
5. Повороты приставлением ноги, переступанием, скрестным шагом.
Партерная хореография (см. «Партерная хореография» для де
вушек).
-^""------------------------------------------------------------------- Спортивная гимнастика
Техническая подготовка __________________________________________ 209
Материал для групп У Т. Классический танец.
1. Выполнение пройденных элементов в соединениях.
2. Упражнения на растягивания лицом к опоре, свободная нога впереди (деми плие на опорной, наклоны вперед; то же в сторону, стоя близко к опоре, то же в сторону на расстоянии длины ноги - нога в сторону).
1. Батман тандю, пассэ, батман девлоппэ, гран батман жэтэ. Историко-бытовой, народно-сценический, современный танец.
1. Освоение приставных, переменных шагов, шагов польки, галопа, вальса.
2. Элементы русских танцев: основной ход, «веревочка», присядка, ползунок.
3. Элементы в стиле «диско».
Партерная хореография.
(См. раздел «Хореографическая подготовка гимнасток».) Равновесия, повороты, прыжки.
1. Переднее равновесие, боковое равновесие у опоры и на середине.
2. Повороты: соединения из пройденных элементов, разноименный, одноименный поворот на 360°.
3. Повороты махом ноги вперед, назад (у опоры и на середине).
4. То же в выпад.
5. Поворот махом ноги вперед, назад в падение лежа.
6. Прыжки по основным позициям ног.
7. Вертикальные прыжки с поворотом на 180, 360°.
8. Прыжки согнув ноги, согнувшись («щучкой»), прыжки ноги врозь толчком двух ног.
9. Скачки с одной ноги на другую, подскоки.
Материал для групп СС.
Элементы классического танца (у опоры).
1. Соединения из пройденных элементов.
2. Батман фраппэ, дабл батман тандю, гран батман рассэ, гран батман пуантэ, гран батман балансэ.
3. Упражнения на растягивание лицом и боком к опоре в сочетании с подъемом на полупальцы.
Равновесия, повороты, прыжки.
1. Соединения из ранее пройденных элементов.
2. Переднее равновесие в сочетании с падением в упор лежа, с переходом в шпагат переднее равновесие с удержанием рукой.
3. Переднее равновесие в шпагате с наклоном вперед.
4. Боковое равновесие с удержанием рукой, с наклоном в сторону (горизонтальное боковое равновесие).
5. Боковое равновесие с наклоном вперед прогнувшись.
6. Боковые равновесия в шпагате.
Повороты типа шэнэ, разноименные, одноименные повороты на 540, 720°.
7. Повороты на 360° с удержанием свободной ноги вперед, в сторону.
8. Повороты в вертикальном равновесии на 360, 540, 720°.
9. Прыжок разножкой с наклоном вперед, прыжок шагом, шагом в сторону, перекидной прыжок.
10. Перекидные прыжки одноименные и разноименные в падение (в упор лежа).
11. Одноименный перекидной прыжок с приземлением на толчковую ногу.
12. Сочетания прыжков с падением лежа, в упоры лежа.
13. Прыжок в разножку с поворотом на 90°.
14. Прыжки ноги врозь с поворотом кругом, на 360°, в падение в упор лежа, в глубокий выпад.
15. Вертикальные прыжки с поворотом на 360,540,720° толчком двух, одной ногой с разбега.
16. Бедуинский прыжок.
17. Соединения из пройденных элементов.
Партерная хореография (см. «Хореографическая подготовка гимнасток».)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|