Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху мы подняли.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
VI. Проверка первичного понимания
- Какие местоимения встретили, выполняя упражнение?
- Что их объединяет?
- Кто догадался, почему их называют местоимениями?
- Какие имена они заменяют?
Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
- Кто сможет повторить определение?
- Ребята, откройте учебник на странице 93, упражнение 157.Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
- Кто готов?
- Ребята, кто хочет поработать у доски?
Один учащийся списывает стихотворение у доски с комментариями, подчёркивая местоимения. Остальные выполняют в тетради.
- Кто прочитает местоимения, которые подчеркнули во втором стихотворении?
- Какие это местоимения? Докажите.
- На что они указывают?
|
|
- Чему учились, выполняя упражнение?
- Давайте рассмотрим таблицу "Личные местоимения". Что можем ещё узнать о личных местоимениях?
- Что увидели?
- Почему три лица?
- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек?
- С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?
- Что объединяет местоимения 1ой строки?(Эти местоимения употреблены в единственном числе.)
- Что объединяет местоимения 2ой строки?(Эти местоимения употреблены во множественном числе.)
- С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят?
Определим их в третью группу.
Итак, местоимения бывают:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно они
- Запишите эти местоимения в тетрадь.
- Местоимения какого лица и числа употреблены в упражнении 157?
- Прочитайте какое местоимение пропущено в предложении?
У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви.
-Что можно сказать о них?
Сделаем вывод:
-Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
- Ребята, у вас на столах лежат карточки, вам необходимо вместо точек написать местоимение.
… люблю русскую берёзу. Недавно … были в берёзовом лесу. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл! А …, ребята сколько нашли? Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
|
|
- Какие слова вы вставляли вместо точек?
- Вместо каких слов они употребляются местоимения?
-О каких местоимениях идёт речь?
- Какие местоимения 1 лица встретились в предложениях?
- Какие местоимения 2 лица встретились в предложениях?
- Какие местоимения 3 лица встретились в предложениях?
-Для чего существуют местоимения в речи?
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
- Что узнали, выполняя упражнение?
- Чему учились?