Клиническая нейропсихология. Методы нейропсихологической диагностики

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, на котором слушатель должен продемонстрировать знания, умения и навыки, отвечающие компетенциям, необходимым для профессиональной деятельности в сфере клинической психологии. Программа итогового экзамена охватывает материал всех изученных дисциплин. Каждый билет состоит из двух равнозначных вопросов, включающих не только теоретические вопросы, но и предлагающих проанализировать конкретный диагностический, терапевтический, реабилитационный, экспертный или коррекционный случай, что позволяет продемонстрировать практические навыки, полученные в ходе обучения. Ответ на экзамене оценивается по пятибалльной системе.

Критерии оценки при сдаче итогового экзамена

При ответе на экзамене слушатели должны рассматривать вопросы в теоретико-методологическом, историко-психологическом, практическом аспектах. Подтверждать теоретические положения, сформулированные в ответах, примерами из современной практики клинической психологии и личного опыта психологической практики. Ответ выпускника на итоговом экзамене оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» выставляется выпускнику, продемонстрировавшему полное, всестороннее, осознанное, правильное знание программного материала и изложившему ответ логично, грамотно, убедительно, осознающему пути и возможности совершенствования образовательного процесса, показывающему сформированность необходимых теоретических знаний и практических умений на творческом уровне, готовому к дальнейшему профессиональному совершенствованию.

«Хорошо» оценивается ответ выпускника, характеризующийся полнотой, осознанностью, правильностью и грамотностью и систематичностью изложения. Допускаются неточности в формулировках, негрубые ошибки, которые самостоятельно исправляются студентом в процессе беседы с преподавателем. Выпускник показывает сформированность умений на репродуктивном уровне. При этом выпускник демонстрирует способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

«Удовлетворительно» получает выпускник, обнаруживший правильное знание учебно-программного материала в объёме, достаточном для предстоящей работы по профессии. При ответе допускаются некоторые неточности, негрубые ошибки, затруднения в самостоятельном изложении материала, но правильно отвечает на задаваемые ему вопросы. В результате наводящих вопросов с помощью экзаменатора исправляет допущенные ошибки и неточности.

«Неудовлетворительно» может быть поставлено выпускнику, показавшему неполное, несистематизированное знание учебного материала, допускающему грубые ошибки, неспособному самостоятельно изложить ответ на вопрос билета, отвечающему неправильно или не дающему ответ на заданные вопросы. Демонстрируемый уровень знаний не может быть признан достаточным для профессиональной деятельности клинического психолога.

Вопросы к экзамену

Патопсихология и методы патопсихологической диагностики

1. Патопсихология как наука

Предистория клинической психологии. История развития патопсихологии. Предмет и задачи современной патопсихологии. Культурно-деятельностная парадигма как методологическая основа отечественной патопсихологии.

 

2. Патопсихология познавательной деятельности. Патопсихологические методики исследования познавательной деятельности

Нарушения операциональной стороны восприятия. Нарушения динамики процесса восприятия. Нарушения мотивационного компонента восприятия: инактивность восприятия, нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии.

Нарушения непосредственной памяти. Нарушения динамики мнестической деятельности. Нарушения опосредованной памяти. Нарушения мотивационного компонента памяти.

Нарушения операциональной стороны мышления: снижение уровня процессов обобщения и абстрагирования, искажение уровня процессов обобщения и абстрагирования. Нарушения личностного компонента мышления. Нарушения динамики мыслительной деятельности. Нарушение саморегуляции мышления.

Нарушения умственной работоспособности.

Патопсихологические методы исследования познавательной деятельности.

 

3. Патопсихология личности. Патопсихологические методы исследования личности.

Нарушения структуры иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов. Нарушение смыслообразования. Нарушение целенаправленности и критичности поведения. Методы исследования личности, применяемые в клинике.

 

4. Принципы построения и методы патопсихологического исследования.

Принципы построения патопсихологического исследования. Представление о патопсихологическом синдроме. Подготовка к патопсихологическому эксперименту и его проведение. Принципы анализа и интерпретации данных патопсихологического исследования. Составление заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

Клиническая нейропсихология. Методы нейропсихологической диагностики

5. Предмет и задачи нейропсихологии. Принципы строения высших психических функций.

Нейропсихология - наука о мозговой организации психических процессов. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Основные принципы нейропсихологии детского возраста. Развитие головного мозга в онтогенезе.

Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга. Первый блок мозга (регуляции уровней активности мозга). Основные функции. Второй блок мозга (приема, переработки и хранения информации). Функциональный вклад второго блока в психический онтогенез. Третий блок мозга (программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности). Специфика функционирования структур третьего блока.

 

6. Нейропсихологические синдромы в детском и взрослом возрасте.

Понятия «симптом» и «фактор» в нейропсихологии. Понятие «нейропсихологического синдрома». Нейропсихологический синдромный анализ нарушений высших психических функций. Закономерности развития структурно-функциональной организации мозга на разных этапах онтогенеза.

Частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при различной патологии. Методы диагностики синдрома и локализации поражения мозга.

 

7. Нейропсихологическая диагностика в детском, подростковом и взрослом возрасте.

Принципы нейропсихологической диагностики в детском и взрослом возрасте. Структура и содержание программы диагностического обследования с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих структуру нарушения высших психических функций.

Оценка латеральных предпочтений. Нейропсихологическая диагностика двигательных функций. Нейропсихологическая диагностика гностических функций. Оценка состояния мнестических функций. Нейропсихологическая диагностика и оценка состояния речевых функций: письмо, чтение, счет.

Методы исследования мышления в детской и взрослой нейропсихологии. Оценка невербального интеллекта. Принципы оформления и содержание нейропсихологического заключения.

 

8. Методы нейропсихологической коррекции и реабилитации в детском, подростковом и взрослом возрасте.

Основные задачи коррекционной работы: формирование программы; предвидение результатов; постановка цели; определение способов выполнения.

Основные методы нейропсихологической коррекции и реабилитации.

Нейропсихологическая коррекция двигательных, гностических, мнестических и др. психических функций. Нейропсихологические принципы организации коррекционной работы по преодолению поведенческих стереотипов и формированию навыков программирования и целеполагания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: