Методические рекомендации

При работе над предложением следует учить:

• выделять предложения из сплошного текста;

• учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

• формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены (подлежащие и сказуемое) и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов с второстепенным членом предложения;

• формировать умение определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи.



Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

Направление работы:Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 2-х классов

 

Дата № п/п № в теме Тема Количество часов

/ этап. Диагностика

6
  1. 1. Обследование состояния звукопроизношения 1
  2. 2. Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса 1
  3. 3. Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения 1
  4. 4. Исследование фонематического восприятия. Диктант слов паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза 1
  5. 5. Обследование грамматического строя речи 1
  6. 6. Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций 1

// этап. Звукослоговой состав слов

14
  7. 1. Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква» 1
  8. 2. Гласные звуки и буквы 1
  9. 3. Согласные звуки и буквы 1
  10. 4. Слог. Слогообразующая роль гласного 1
  11. 5. Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) 4
  12. 6. Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) 4
  13. 7. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 2

/// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных

10
  14. 1. Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда 1
  15. 2. Практическое усвоение гласных второго ряда 1
  16. 3. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и 5
  17. 4. Дифференциация твердых и мягких согласных 3

IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв

16
  18. 1. Звук и буква а 1
  19. 2. Звук и буква о 1
  20. 3. Дифференциация о - а 1
  21. 4. Звук и буква у 1
  22. 5. Дифференциация у — а 2
  23. 6. Звук и буква и 1
  24. 7. Дифференциация и —у 2
  25. 8. Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю 2
  26. 9. Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонемати­ческий анализ слов с буквой ё 2
  27. 10. Дифференциация ё - ю 3

V этап. Дифференциация согласных звуков,

сходных по акустическим и артикуляционным признакам,

и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

45-60
  28. 1. Звук и буква п 1
  29. 2. Звук и буква б 1
  30. 3. Дифференциация звуков п - б 2-3
  31. 4. Звук и буква ф 1
  32. 5. Звук и буква в 1
  33. 6. Дифференциация звуков ф - в 2-3
  34. 7. Звук и буква к 1
  35. 8. Звук и буква г 1
  36. 9. Дифференциация звуков к-г 2-3
  37. 10. Звук и буква т 1
  38. 11. Звук и буква д 1
  39. 12. Дифференциация звуков т - д 2-3
  40. 13. Звук и буква с 1
  41. 14. Звук и буква з 1
  42. 15. Дифференциация звуков с - з 2-3
  43. 16. Звук и буква ш 1
  44. 17. Звук и буква ж 1
  45. 18. Дифференциация звуков ш - ж 2-3
  46. 19. Звук и буква ц 1
  47. 20. Дифференциация звуков с - ц 2-3
  48. 21. Звук и буква ч 1
  49. 22. Звук и буква т 1
  50. 23. Дифференциация звуков ч - т 2-3
  51. 24. Дифференциация звуков ч - ц 2-3
  52. 25. Дифференциация звуков ч - щ 2-3
  53. 26. Дифференциация звуков ш - щ 2-3
  54. 27. Дифференциация графически сходных букв п-т 2-3
  55. 28. Дифференциация графически сходных букв б-д 2-3
  56. 29. Дифференциация графически сходных букв л-м 2-3
  57. 30. Дифференциация графически сходных букв х-ж 2-3


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

Направление работы:Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 3-х классов

 

Дата № п/п № в теме Тема Количество часов

/ этап. Диагностика

5-6

II этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетико-фонематическом уровне

16
  1. 1. Дифференциация понятий «звук» и «буква» 1
  2. 2. Гласные звуки и буквы 1
  3. 3. Согласные звуки и буквы 1
  4. 4. Слоговой анализ и синтез слов 1
  5. 5. Фонематический анализ и синтез слов 1
  6. 6. Мягкий знак - показатель мягкости согласных 1
  7. 7. Разделительный мягкий знак Фонематический анализ слов с разделительным ь 2
  8. 8. Гласные е, ё, ю, я, и. Фонетический разбор слов с гласными е, ё, ю, я, и (транскрипция) 3
  9. 9. Дифференциация твердых и мягких согласных 2
  10. 10. Разделительный твердый знак. Фонематический анализ слов с разделительным ъ 1
  11. 11. Фонематический анализ и синтез слов с согласными ж, ш, ц 1
  12. 12. Фонематический анализ и синтез слов с согласными ч, щ 1

/// этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне

40
  13. 1. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначность слов 3
  14. 2. Слова, обозначающие предмет - имена существительные 1
  15. 3. Дифференциация имен существительных по родам, категориям одушевленности, неодушевлен­ности, числам 3
  16. 4. Слова, обозначающие действие предмета - глагол 1
  17. 5. Дифференциация глаголов по времени, виду, числам 3
  18. 6. Дифференциация имен существительных и глаголов. Согласование имен существительных и глаголов в числе и времени 2
  19. 7. Слова, обозначающие признак предмета - имя прилагательное 1
  20. 8. Дифференциация имен прилагательных по родам, числам 2
  21. 9. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов 2
  22. 10. Согласование имен существительных и имен при­лагательных в роде и числе 1
  23. 11. Морфемный анализ и синтез слов (корень, приставка, суффикс, окончание) 1
  24. 12. Образование слов при помощи суффикса 2
  25. 13. Образование слов при помощи приставки 2
  26. 14. Суффиксально-префиксальный способ образования слов 2

IV этап. Коррекционно-логопедическая работа

на синтаксическом уровне

14
  27. 1. Предложение 1
  28. 2. Выделение предложений из сплошного текста 1
  29. 3. Словосочетание. Дифференциация словосочетаний и предложений 2
  30. 4. Грамматическое оформление предложения 3
  31. 5. Распространение предложений (по схемам, вопросам) 4
  32. 6. Самостоятельное составление предложений (по заданному слову, по заданному словосочетанию и др.) 3

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.

4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.,1991.

5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб., 1995.

6. Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -М„ 1985.

7. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.

8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.

9. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шеховской. -М., 2003.

 

10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.,1990.

11. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М., 1990.

12. Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995.

13. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб., 1994.

14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.

15. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1995.

16. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: