V. Обследование фонетической стороны речи

 

Цель исследования: направлено на изучение состояние компонентов фонетики: звукопроизношения и просодики.

 

    1. Обследование произношения звуков

 

При выявлении нарушений произношения следует обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других – заменяет, в третьих – произносит искаженно.

Проверяются следующие группы звуков:

- гласные – а, о, у, э, и, ы;

- свистящие, щипящие, аффрикаты – с, сь, з. зь, ц, ш, ж, щ, ч;

- соноры – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь;

- глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в (в твердом и мягком звучании);

- йотированные гласные.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама - ама)

б) искажение звуков (с - межзубный)

в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч – заменяется ть)

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы).

 

Оценка:

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы изолиро­ванно и отраженно правильно произносятся, но иногда под­вергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р' произно­сится правильно;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях- подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з' сохранны).

 

 

Состояние просодики

 

Объект исследования

Характер выполнения

Голос

Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый

Темп речи

Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный

Мелодико-интонационная окраска

Выразительная, маловыразительная, монотонная

Дыхание

Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий

 

VI. Обследование слоговой структуры слова

 

Цель исследования: выявления владения проговаривания слов со сложной слоговой структурой

 

Класс

Инструкция: повторяй слова, предложения

- тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик

- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

 

Класс

инструкция: повторяй за мной предложения

  • Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

 

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова):

- сокращение слогов (элизия) «молоток - моток»;

- упрощение, опускание слогов «стул - тул»;

- уподобление слогов (антиципации) «табуретка - татуетка»;

- добавление звуков, слогов (итерация) «комната - комонамата»;

- перестановка звуков и слогов «дерево — деверо»

- соединение частей двух слов (контаминация) «холодильница» - холодильник и хлебница

0 баллов — повторить не удаётся.

 

 

VII. Обследование состояния функций фонематического слуха

 

Цель исследования: выявления уровня сформированности фонематических процессов

 

Класс (первое полугодие)

Инструкция:

А) в каких словах есть звук [с]? - собака, машина, транспорт, зелёный, велосипед, мотоциклист

Б) назови слово со звуком [з]

В)покажи где бочка, а где почка; покажи где тапки, где шапки; покажи где миска, а где мышка.

Г) какой звук чаще всего встречается в в этом стихотворении:

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

 

Класс (второе полугодие), 2 — 4 классы

Инструкция:

А) придумай слово со звуком [ч]

Б) какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

 

 

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

 

 

            1. Обследование звукового анализа слова

 

Класс (первое полугодие)

 

Содержание задания

 

Используемый наглядный материал

1. Определить количество звуков в словах

Ус, дом, роза, баран

2. Выделить последовательно каждый звук в словах

Мак, зонт, кошка, мост

3. Назвать первый звук

Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша

4. Определить последний звук в словах

Ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол

5. Назвать, в чём отличие этих слов

Оля-Коля, крыша - крыса

6. Закончить слова

Бара…, пету…, само…

7. Объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой зеленый луг.

 

Класс

 

Содержание задания

 

Используемый речевой материал

1. Назови третий звук

сосна

2. Назови гласные и согласные в этом слове

сосна

3.Выделить последовательно каждый звук в словах

зонт, крыша, танкист, самолет

4. назвать слово со звуком [ш] в конце слова

 

5. Сказать, в чем отличие этих слов

Оля-Коля, крыша - крыса

6. Закончить слова

Бара…, пету…, само…

7. Объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой зеленый луг.

 

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

 

              1. Обследование понимания речи

 

Цель обследования: Выявление сформированности импресивной стороны речи

Класс

 

Содержание задания

Используемый наглядный материал

Обследование понимания номинативной стороны речи

 

 

1. Понимание действий, изображенных на картинках: «Покажи где...»

Сюжетные картинки: девочка шьёт, стирает, спит, читает

2. Понимание слов, обозначающих признаки: «Покажи где...»

большой медведь — маленький медведь; длинный карандаш - короткий карандаш; тонкий-толстый (карандаш); узкая-широкая (лента); высокий – низкий (забор)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: