Схема логопедического обследования

Программа логопедического обследования младших школьников (с 1 по 4 классы)

 

 

Составитель: Захарова А.Л.

учитель-логопед

 

Екатеринбург 2015

Содержание

 

 

стр.

I

Пояснительная записка …...................................................

3

II

Обследование состояние общей моторики …...................

7

III

Обследование произвольной моторики пальцев рук ….

8

IV

Обследование состояния органов артикуляционного аппарата …...........................................................................

  1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата ….................................
  2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата......................................

А.Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата.................................................

Б. Обследование мимической мускулатуры ….................

 

9

 

9

 

10

 

11

11

V

Обследование фонетической стороны речи ….................

  1. Обследование произношения звуков.......................
  2. Состояние просодики...............................................

12

12

13

VI

Обследование слоговой структуры слова ….....................

14

VII

Обследование состояния функций фонематического слуха......................................................................................

 

15

VIII

Обследование звукового анализа слова.............................

16

IX

Обследование понимания речи...........................................

17

X

Обследование активного словаря.......................................

19

XI

Обследование грамматического строя...............................

20

XII

Обследование связной речи.................................................

22

XIII

Обследование чтения...........................................................

23

XIV

Обследование письма...........................................................

25

XV

Логопедическое заключение..............................................

27

XVI

Приложения.........................................................................

  1. Бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования. Приложения №№1-3...
  2. Показатели успешности выполнения заданий. Приложение № 4................................................................
  3. Речевая карта. Приложение № 5...............................

28

 

28

 

34

 

35

XVII

Список используемой литературы.....................................

37

 

I Пояснительная записка

Одним из центральных мест в системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста занимает оценка речевого развития ребенка.

Диагностическая программа рассчитана для детей младшего школьного возраста с 1 по 4 классы. Может использоваться в рамках ПМПК, а также на этапе логопедического обследования в ОУ.

Целью логопедического обследования является составле­ние максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.

Логопедическое обследование состоит из 3 этапов:

1) подготовительный

2) основной (диагностика)

3) заключительный

 

Этап. Подготовительный

Состоит из ознакомления с документами, беседы с родителями, подготовке к диагностике.

  • Ознакомление с документами (педагогические, медицинские).
  • Выяснение моторного, речевого, психического анамнеза. Данные заполняютсязаполняются со слов родителей (законных представителей) и на основании представляемой документации.

Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

Примерная схема. Общие сведения о ребёнке

  1. Ф.И.О
  2. Дата рождения
  3. Состояние органов слуха
  4. Данные окулиста
  5. Раннее психомоторное развитие:
  1. когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками
  2. когда начал держать голову:
  3. когда стал самостоятельно садиться, ходить
  4. когда появились зубы
  5. поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал)
  6. появление навыков самообслуживания
  1. Речевой анамнез:
  1. Гуление (время появления)
  2. Лепет (время появления)
  3. Первые слова, фразы (время их появления и характеристика)
  4. С какого времени замечено нарушение речи
  5. Речевая среда, в которой рос ребенок

 

  • В беседе с родителями следует уточнить и дополнить сведе ния, полученные из документации. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания от предстоящей диагностики. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка.
  • Подготовка диагностического материала. От степени речевого нарушения зависит отбор методик, технологий, которые использует учитель-логопед в период обследования. Диагностический материал (картинки, игрушки)
  • заранее подготовить:

- бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

- бланки анкет для родителей;

- листы (в клеточку, линеечку) для выполнения заданий детьми карандашом или ручкой;

Этап. Основной

Временной регламент:

1. для детей 1 класса (первое полугодие) — 35 минут

  1. для детей 1 класса (второе полугодие) — 35 - 40 минут
  2. для детей 2-3 классов — 40-45 минут

Этот этап и есть диагностический процесс. Обследование проводит учитель-логопед в присутствии родителей (законных представителей). Авторы заданий: Чиркина Г.В., Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. На данном этапе использована тестовая (бальная) диагностика Фотековой Т.А.

Полученная информация и баллы в период обследования заносится в рабочую тетрадь или заготовленные бланки.

Максимальная оценка за успешное выполнение всех заданий равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения можно вычислить так: умножить суммарный балл за выполнение всех заданий на 100 и разделить полученный результат на 200. И выделяется 4 уровня успешности:

IV уровень: 100 - 80 %

III уровень: 79,9 - 65%

II уровень: 64, 9 - 50%

I уровень: 49,9 — и ниже;

В содержание логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, состояния связной речи, словаря грамматического строя речи, импрессивной стороны речи, а также состояния навыков письма и чтения.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Проводится непосредственно обследование состояние речи ребенка: лучше начать его с беседы, игрового взаимодействия, а затем, используя полученные материалы обследования, сформулировать предварительную гипотезу дальнейшего обследования. При адекватной реакции ребёнка на процесс диагностики — процедура обследования проходит традиционно, с использованием стандартных картинок, заданий.

Условия:

  • Установление эмоционального контакта с ребёнком, создание адекватного отношения к обследованию;
  • выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем;
  • тактика общения с ребенком —сотрудничество, доброжелательное отношение к ребенку;
  • учёт сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Не исключено, бывают ситуации, когда продуктивный контакт с ребенком недоступен и при обследовании не показывает полностью свои возможности. В связи с этим необходимо менять тактику обследования, переходить на вербальный вариант (игрушки, картинки, подключение родителей). Рекомендуется обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Так, родители часто сопровождают свою речь жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не на саму речь.

Этап. Заключительный

  • Заполнение речевой карты и оформление логопедического заключения. Заключение отражает педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Речевая карта на стр. 31, приложение № 4. Логопедическое заключение представлено на стр. 25.
  • Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики). Консультация родителей.

 

Схема логопедического обследования

 

  1. Общие сведения о ребёнке
  2. Строение органов артикуляции
  3. Обследование состояния мимической мускулатуры
  4. Общая моторика. Координация движений
  5. Обследование звукопроизношения
  6. Обследование фонематического слуха
  7. Обследование навыков звукового анализа
  8. Обследование понимания речи
  9. Обследование активного словаря
  10. Обследование грамматического строя речи
  11. Обследование самостоятельной речи
  12. Обследование письменной речи
  13. Обследование чтения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: